«В связи с вашим поручением на вчерашнем совещании докладываю: сегодня в правительстве с участием Министерства сельского хозяйства, Министерства экономического развития, Минэнерго России, Федеральной антимонопольной службы, а также глав регионов, Ассоциации сельхозтоваропроизводителей и нефтяных компаний состоялось дополнительное обсуждение вопросов льготных поставок ГСМ». Угадайте, какой это год? Если бы не названия министерств, можно было бы предположить, что это 1973-й или 1982-й. Но никак, например, не 1986-й, когда Михаил Горбачев отказывался от ручного управления на уровне руководства страны. Вот, например, заседание Политбюро 29 мая 1986 года, Горбачев - председателю Моссовета Сайкину: «Не тащи ты все вопросы в Политбюро. Ты же сам их можешь и должен решать: оборудование для магазинов, хранилища, транспорт».
Очень правильный подход!
Не то - наше сегодняшнее правительство, регулирующее с ударами кулаками по столам и разносом равноприближенных олигархов процесс травли мадагаскарских тараканов в арбузолитейном цеху трижды орденоносного завода «Красная синька».
Деревянные слова про ГСМ - это доклад 20 марта Игорь Иваныча «настоящего» (то есть Сечина) премьеру Путину о том, как была проведена работа с нефтяными компаниями, чтобы они поставили горючее к весенним полевым работам по льготным ценам. В тот же день с «ненастоящим» Игорем Иванычем (Шуваловым) Путин обсуждал перевод социальных объектов «АвтоВАЗа» на федеральный и муниципальный баланс. Дело важное, конечно, да и любой пиар вокруг злокозненного предприятия начальникам важен, но неужели Игорь Иваныч не может решить эту проблему сам? 22 марта в беседе с Дмитрием Козаком премьер занимался уже снижением тарифов ЖКХ и удивлялся росту цены строительства крупных государственных объектов: «Предварительный анализ показал, что строительные работы у нас, к сожалению, чаще дороже, чем у наших соседей в Европе, что трудно объяснить. Имею в виду, что и заработная плата у нас ниже, и материалы дешевле, и электроэнергия дешевле и так далее, так далее. Я посмотрел, что происходит в последнее время. Некоторые принципы ценообразования были изменены, но какой результат? Результат, обратный ожиданиям! Цены выросли! В том числе при строительстве мостов, капитальных сооружений. Дмитрий Николаевич, что происходит?»
Как что происходит?! Сворачивание рыночной экономики, государственный интервенционизм, который увеличивает издержки любого хозяйственного процесса: административная рента сидит в каждом телодвижении любого чиновника. Одних откатов столько в итоговой цене, что мама не горюй. Естественно, растет цена строительства. Разумеется, растет цена тарифов ЖКХ. Нет сомнений, что и нефтяники доберут свое после того, как действие льготных цен на поставки ГСМ сельхозпроизводителям закончится.
И чем больше будет ручного управления хозяйственными процессами, тем более жесткой окажется потом месть экономики, которая, хотят того игори иванычи и владимиры владимировичи или нет, у нас в основе своей рыночная.
Снизишь цену административным путем - а она потом в два раза больше станет. Или пропадет продукт или услуга. Это еще незабвенный Виктор Степанович Черномырдин понял в январе 1993 года, когда отменил собственное постановление о государственном регулировании цен.
То, что понял ЧВС (все-таки министром СССР работал - знал, что делает!), не могут понять наши начальники, не верящие в рынок и верящие в то, что они могут его заменить. Между прочим, Сечину тому же не позавидуешь: видно, что он пашет днями и ночами, как сталинский нарком. Почему? Потому что пытается заменить собой невидимую руку рынка, стать заместителем всероссийского управдома, у которого в хозяйстве то кран течет, то крыша обваливается.
Рука Сечина - Путина вместо руки имени Адама Смита - и есть то самое ручное управление, высшая и окончательная стадия развития российского государственно-монополистического капитализма.
Очень похоже - и по тону, и по стилю, и по характеру решаемых сантехнических проблем - на советское правительство времен величайшей геополитической катастрофы. Политбюро, 11 июля 1986 года, премьер Николай Рыжков: «Нефть на внешнем рынке упала в цене. Осенью 1985 года - 172 рубля, сейчас - 52 за тонну… Потери в результате - 9 миллиардов рублей… Трудности с выплатой зарплаты на местах». Виктор Никонов, секретарь ЦК по сельскому хозяйству: «Четыре постановления приняло Политбюро по гербицидам. Ни одно не выполнено».
Как говорил один из героев Ильфа и Петрова: «Все тот же сон». Только на место бывших секретарей обкомов и директоров пришли экс-чекисты. У одних провалился государственный социализм. У других проваливается государственный капитализм. Зря премьер переквалифицировался в управдомы - домоуправление-то не работает…
Газета.Ру, 23.03.2010
http://www.gazeta.ru/column/kolesnikov/3341709.shtml