Физкульт-привет от Фурсенко
Школьные педагоги, выполняя приказ министра о третьем уроке физкультуры, рискуют здоровьем и жизнью детей
Уроки физкультуры в российских школах становятся смертельно опасными. Совсем недавно, 11 октября, в Екатеринбурге после разминочной пробежки по спортзалу умерла ученица 4-го класса. По предварительным данным, в спецгруппе по физкультуре в связи с какими-либо заболеваниями она не состояла. Но экспертиза показала: девочка погибла от болезни сердца - острой коронарной недостаточности. Аналогичный случай произошел 9 марта в Оренбургской области: во время кросса на лыжах, на котором ученики 5-го класса должны были пройти 2-3 круга по 200 метров, умер 12-летний мальчик. Причиной смерти стала острая сердечная недостаточность.
Ранее, 18 февраля, подобное произошло в Омске - тогда 17-летний школьник скончался после занятий на турнике на уроке физкультуры.
А весной прошлого года в Хабаровском крае после сдачи норматива по бегу на дистанцию 1000 метров прямо на уроке умер 16-летний ученик девятого класса.
Еще три года назад «СП» рассказывала, что подобные трагедии в наших школах перестали быть из ряда вон выходящими случаями. В школьных спортзалах и на спортплощадках ученики умирают каждый год. Депутат Госдумы от КПРФ Нина Останина пыталась заострить внимание коллег на этой проблеме, но ее инициатива горячего отклика на Охотном Ряду не вызвала.
Зато правительство громко объявило, что за здоровье подрастающего поколения возьмется всерьез. В августе нынешнего года Минобрнауки издал приказ о введении в школах третьего урока физкультуры. Это было в русле заявлений Путина об улучшении здоровья нации в целом. Поэтому вопрос о том, нужна ли третья «физра» или достаточно прежних двух часов, не стоял. Как не стоял вопрос и о том, осилят ли школы этот подарок «партии и правительства»? Надо выполнять - и точка.
Жизнь показала: многие российские школы оказались не готовы к столь резким коррективам. Изменения в школьном расписании происходили на протяжении второго учебного полугодия и завершились к началу нынешнего учебного года. Но главное не в этом - для реализации идей Фурсенко зачастую не было материальной базы. Сейчас директорам приходится действовать на свой страх и риск, поскольку многие школы элементарно не рассчитаны на третий час по «физре».
*
Директор московской школы № 1373 Наталья УГЛАВА в беседе призналась, что теперь, исполнив приказ Минобрнауки, ходит по лезвию ножа:
- В нашем единственном спортзале у нас занимается сразу по 3 группы, - говорит Наталья Марковна. - А что нам остается делать? Приказ нельзя не выполнять, а условий нет. В школе у нас 700 детей - 29 классов. Арифметика элементарная: 29 классов по 3 урока физкультуры в неделю. Это 87 часов. С 5 по 11 классы делятся на физкультуру на две группы. Это еще получается 16 групп умноженное на три. Еще 48 часов. Итого для школы, где всего один спортзал, - 135 часов физкультуры в неделю! Т.е каждый день, у нас по расписанию проходит по 24 урока физкультуры! Это уму непостижимо!
«СП»: - И какой же выход находите?
- Разбрасываем классы, как можем! Один отправляем, например, в актовый зал, другой - в спортзал, третий, пока еще погода держится, - на уличную спортплощадку. Учащихся 4-х классов во внеурочное время возим в бассейн. Мы, директора таких школ, где много детей и нет условий для занятия физкультурой, конечно, рискуем здоровьем наших же школьников. В спортзале по 40 детей занимаются, на одного 3-4 метра получается, а по норме для занятия физкультурой на ребенка нужно минимум по шесть. Это же чревато травматизмом и прочими последствиями. Я не спорю, нужен третий урок физкультуры, но надо было плавно к этому переходить, сначала создать в школах условия. В общем, непродуманный приказ! А нам, директорам, приходится брать на себя всю ответственность и выполнять его!
«СП»: - Так и дальше будете уповать на «авось»?
- Куда деваться? Нам тут прислали из управления образования рекомендации заменить уроки физкультуры шахматами. Но какой же это урок физкультуры! Какая же это двигательная активность! Еще советовали отправлять некоторые классы в рекреации. Но как там можно заниматься физкультурой: тащить маты, козлы, а в баскетбол, волейбол, которые сейчас входят в обязательную программу, можно ли там играть? Мы, директора, должны обеспечивать школу кадрами, но придумывать наилучшие условия для занятия физкультурой, - не в состоянии.
Завуч по учебно-воспитательной работе школы № 791, что в московском районе Коньково, Ольга НЕКРАШЕВИЧ, вообще не представляет, как в спортзале можно разместить сразу несколько групп.
- Да это недопустимо! - говорит Ольга Евгеньевна, - грубейшее нарушение. У нас этой проблемы, к счастью, нет, потому что у нас школа полного дня, которая работает до 7 вечера. А вот другим не позавидуешь.
Ребята из этих «других» школ тоже не в восторге от скороспелых инициатив «дяди Фурсенко».
«Я устаю на физре больше, чем на тренировках по большому теннису, - рассказывает ученица 6-го класса Валерия К. - Мы толком там ничего не делаем, потому что там тесно, а выходим оттуда выжатые как лимон».
- Педагоги и школьники возмущаются абсолютно правильно,- говорит старший научный сотрудник Института возрастной физиологии Российской академии образования Елена ЛАПИЦКАЯ. - Во многих учебных заведениях нет просто соответствующей базы, чтобы проводить третий урок физкультуры в нормальных условиях. За неимением дополнительных спортплощадок директора вынуждены «забивать» в спортзал сразу два - три класса. А такая скученность - прямой путь к травматизму. Плюс духота и нехватка специалистов по физическому воспитанию.
«СП»: - А раньше дополнительный урок по «физо» вводили?
- Третий урок физкультуры начинали вводить еще в конце 80-х годов. С 1989-го года этот эксперимент был проведен и в школах Мурманска. Эффект был. У школьников повысилась работоспособность и успеваемость по предметам. Третий урок физкультуры был особенно необходим для заполярных школ, когда зимой двигательная активность значительно снижается под влиянием полярной ночи.
Позже этому примеру последовали очень многие школы, увидев реальную пользу такого эксперимента и стали тоже вводить в учебную программу обязательный третий урок. Но на такой шаг пошли директора тех школ, где были хорошие спортзалы, спортплощадки и сильные учителя физкультуры.
Ну а сейчас уже пришли к тому, что может или не может администрация школы обеспечить школьников нормальными условиями, все равно ставят в расписании третий урок на неделе. В результате - детям негде заниматься, а администрации школы ничего не остается, как в один спортзал поставить сразу несколько классов. В одной из школ Калининграда, как мне известно, в зале занимаются и вовсе по 5 классов. А что делать? Приказ пришел, извольте выполнить. Я все время говорю директорам: «Побойтесь Бога! Какой может быть баскетбол, какая акробатика, какая разминка и пробежка в тесноте и духоте? Могут быть травмы, и, кроме того, невозможно обучить детей двигательным действиям, согласно программе».
«СП»: - Получается, наши законопослушные педагоги, отдав под козырек Минобрнауки, рискуют здоровьем и жизнью детей?
- Да, если нет условий в школе. Школьная программа по физкультуре рассчитана на 2 часа. И в базисном плане - два урока. Вместо того, чтобы рапортовать вышестоящему начальству, что да, у него три урока физкультуры в неделю, директор лучше бы смотрел: потянет ли школа дополнительную нагрузку? Или выход искать. Например, так распределить учебный материал в каждой четверти, чтобы одна параллель занималась плаванием, другая - гимнастикой. Осенью и весной школьники должны заниматься на пришкольных спортплощадках. Можно, например, перенести занятия в парки и скверы, построить дополнительные спортплощадки. Но у нас, как всегда, на это денег нет.
Еще можно переоборудовать те же актовые залы, которые зачастую пустуют, в спортивные. Так, кстати, делают в Мурманске: убирают кресла, на окна вешают сетки. А еще оборудуют дополнительные спортивные залы для начальной школы, соединяя по две классные комнаты или класс с рекреацией.
«СП»: - А если в школе и специалисты, и условия идеальные для занятия физкультурой есть, третий урок, для детей неспортивных не будет перегрузкой?
- Да физическая культура в нормальных условиях еще никому не вредила. Я «за» третий урок обеими руками, если, как уже говорила, в школе все для этого есть. А если нет, то и двух уроков вполне достаточно, но необходима хорошо организованная внеклассная работа: занятия в секциях и группах, корригирующая гимнастика, спортивные праздники, соревнования. В год у ребенка должно быть не менее 8-11 стартов. Спортивные мероприятия для того и устраиваются, чтобы дети могли быть подготовленными к жизни, легко сдавали экзамены. Ребенку необходима физическая культура не для того, чтобы у него были спортивные успехи, а чтобы он мог быть собранным, мобильным, закаленным, умел группироваться, чтобы не получить травму при падении на улице, дома, да где угодно.
«СП»: - Трагические случаи детей на уроках физкультуры, как показывает статистика, зачастую бывают из-за перенесенных заболеваний. Но как же таких школьников допускают к общим физическим нагрузкам?!
- Детей с выявленными заболеваниями и не допускают к общим нагрузкам. И раньше с ними занимались учителя физической культуры по отдельным программам. Эти учителя имели знания, которые теперь получить негде: в вузах другие программы. Кроме того, закрыли много врачебно-физкультурных диспансеров. А раньше они вели жесткий контроль за уроками физкультуры, помогали учителям методически.
И еще одна неприятная тенденция нового времени: в некоторых школах открывают «отделения поликлиники», детей подготовительной медицинской группы переводят в специальную, и лечат, а физическая культура в загоне. Но можно так залечить, что никакая физкультура не поможет. Все должно быть разумно. Да, в школе должен быть хороший медработник, медицинский и стоматологический кабинет, но лечиться лучше в поликлинике - каждый должен заниматься своим делом!..
Когда то из одного, то из другого уголка страны приходят известия о ЧП на уроках физкультуры, чиновники от образования пытаются объяснить это случайностью, трагическим стечением обстоятельств. Однако у каждого следствия есть причина. Министерство образования экспериментирует с российской школой уже несколько лет подряд. Фурсенко объясняет, что это необходимо для блага наших же детей, что реформа среднего образования давно назрела. Может быть. Но почему едва ли не каждая инициатива главы Минобрнауки оборачивается скандалом? Вспомните сокращение сельских школ, ЕГЭ, фокусы с зарплатами учителей, «оптимизацию» учебных дисциплин, теперь вот бардак с явно непродуманным решением по третьему уроку физкультуры. Может, дело не в реформах, а в том, кто и как их делает?
"Cвободная пресса", 18.10.2011
http://svpressa.ru/society/article/49037/