Лев ЛЮБИМОВ: Политику в сфере высшего образования надо менять

Sep 29, 2011 21:15

Облагодетельствовать бюджетными средствами каждого - это конституционный долг России на уровне школьного образования. Но Конституция РФ не предусматривает пролонгацию этого долга на высшее образование.

"Офисный планктон" государства благосостояния не создаст. С излишними щедротами пора заканчивать
Экономист Лев ЛЮБИМОВ - о финансировании высшего образования
Стадия бума в российском политическом цикле подходит к пику. Вместе с ней к пику подходит массовая раздача щедрот, милостей и амнистий. Знатоки дружно говорят, что этой раздачей уже «схвачен» бюджет России на долгие годы вперед, и поэтому, когда наступит первая послебумовая неделя, власти начнут думать, как отыгрывать назад. В конце концов, выборы - дело сезонное, а сбалансированный бюджет нужен всегда. Ну а лукавство отъема обещанного, на мой взгляд, не грех. Ведь щедроты раздавали по большим электоральным «площадям», а не по точкам роста, с которых можно было бы отдачу получить. Так что указанное лукавство на деле может стать как бы инструментом повышения экономической эффективности. А тогда, чем больше такого лукавства, тем, возможно, и лучше. Поэтому хочется даже подсказать что-нибудь такое, что помогло бы послебумовую экономию увеличить.
Например, это вполне можно сделать по статье «Образование», особенно в разделах о высшем образовании. Ведь если в фазе спада раздач пряников и популизма можно вернуться к рациональному, то сразу же было бы разумно задать себе несколько вопросов. Первый: стоит ли тратить деньги налогоплательщиков на высшее образование для абитуриентов, получивших ниже 50-55 баллов? Какой смысл предлагать университетскую программу тому, кто школьную одолел еле-еле?
Второй вопрос: если у нас, как говорят все высокие начальники, слишком много экономистов и юристов (с этим я, впрочем, немножко не согласен), то стоит ли еще сильнее сократить бюджетный прием на эти направления? А не согласен я с начальниками только в том, что У НАС НЕ СЛИШКОМ МНОГО, А ПРОСТО НЕМЕРЕНО МНОГО НЕ ВСЯКИХ, А ПЛОХИХ ЭКОНОМИСТОВ И ЮРИСТОВ, ХОРОШИХ-ТО КОТ НАПЛАКАЛ. Но это мое несогласие поставленный вопрос только усиливает. Если в стране действуют тысячи (!) программ высшего образования по экономике (тысячи филиалов, многие сотни непрофильных вузов), уровень которых низок, то не лучше ли «избавить» их от бюджетных мест и поберечь деньги налогоплательщиков?
Третий вопрос: кроме экономистов и юристов у нас во многих вузах плохо готовят психологов, менеджеров, политологов и т. д. - не стоит ли и по этим направлениям бюджетные места сократить?
Положительный ответ на эти три вопроса может дать прямую и существенную экономию. Но к ним можно добавить и вопрос об оптимизации тех бюджетных мест, которые останутся. Если в школьных реформах действует рациональный принцип «деньги следуют за ребенком» (то есть в ту школу, которую выбрал родитель), то почему бы в вузовском секторе не принять принцип «деньги следуют за студентом, избравшем наиболее нужные для экономики страны факультеты»? Постоянные утверждения тех же начальников о нехватке инженеров, специалистов по естественным наукам пока не ведут к соответствующим корректировкам в образовательной политике. Видимо, считается, что этими утверждениями можно успешно воздействовать на абитуру - дескать, сами пойдут в инженеры.
И действительно пошли, но не намного больше, чем раньше. Однако баллы ЕГЭ у них, как и раньше, таковы, что не верится в их высокое инженерное будущее. Во всяком случае, они заметно ниже, чем баллы поступающих на плохонькие экономические факультеты. В этом перспективная беда для России, рынок труда в которой предлагает «высокобалльнику» даже плохонького экономического факультета перспективу работы с зарплатой кратно выше, чем у будущего инженера, физика или химика.
Вывод: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ДОЛЖНА ЛОЦИРОВАТЬ БЮДЖЕТНЫХ «ВЫСОКОБАЛЛЬНИКОВ» ПО ПРИОРИТЕТНЫМ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ И ОБЩЕСТВА НАПРАВЛЕНИЯМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ТО ЕСТЬ НАПРАВЛЕНИЯМ, ОТ КОТОРЫХ ЗАВИСЯТ МОДЕРНИЗАЦИЯ (ПЯТЬ СЕКТОРОВ), ИННОВАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ, СИЛЬНО ОТСТАЮЩЕМ БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ, РАЗВИТИЕ НАУКИ и т. д.
Это существенно оптимизирует бюджетные затраты в вузах. Амбиции России как члена клуба ведущих держав нереальны, если модернизационные и инновационные сектора будут заняты медиакратией. Посредственности - основа порядка, status quo, а не драйверы прогресса. Порядок непродуктивен, и мы наблюдаем это повсюду. Губернатор Пермского края Олег Чиркунов пришедшим в пермские вузы студентам со средним баллом выше 225 (больше 75 за один ЕГЭ) платит дополнительную краевую стипендию 5 тыс. рублей. Ему посредственные инженеры не нужны! И России они тоже не нужны. Обратим внимание на ценз, «планку», установленную губернатором: это выше 75 баллов, а все, что ниже, - это, следовательно, посредственность. И никакого популизма!
ОБЛАГОДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ БЮДЖЕТНЫМИ СРЕДСТВАМИ КАЖДОГО - ЭТО КОНСТИТУЦИОННЫЙ ДОЛГ РОССИИ НА УРОВНЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. НО КОНСТИТУЦИЯ РФ НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ПРОЛОНГАЦИЮ ЭТОГО ДОЛГА НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. На этом уровне идея расходования бюджетных средств должна быть экономической, а не социальной. Университеты - экономические инструменты общества, в знаниевой экономике - важнейшие. А мы все еще держимся за «задачку» 1990-х годов для университетов, когда им давали немереное число бюджетных мест, чтобы они подержали у себя (как в камере хранения) побольше молодежи, поскольку в условиях резкого экономического спада число рабочих мест тоже резко сократилось. Но в те годы и «цена» бюджетного места была мизерной, не то что сейчас, а главное - сегодня потребность в миссии «камеры хранения» исчезла. Зато резко выросла потребность в «синих воротничках», пока покрываемая гастарбайтерами.
Увы, социологические опросы показывают, что тяга к подаяниям от государства (госпатернализм), традиционно наивысшая у наших старших поколений, начинает прорастать и у молодежи. Кто же будет тогда донорами, а не реципиентами российского ВВП и госбюджета? Работой в «офисном планктоне» государства благосостояния не создашь. С излишними щедротами пора заканчивать.
Лев ЛЮБИМОВ - заместитель научного руководителя Высшей школы экономики


Известия.Ру, 29.09.2011
http://www.izvestia.ru/news/502389
Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

политика, деньги, бюджет, вузы, Любимов, государство, специальность, образование

Previous post Next post
Up