Политолог Алексей МУХИН: Кремль пытается вернуть контроль над "Правым делом"

Sep 14, 2011 00:50

Ключевым вопросом этой избирательной компании был вопрос о том, является ли «Правое дело» кремлевским проектом? И если да, то в каком смысле? Очень мало кто готов был допустить мысль, что это авантюра - в хорошем смысле - предпринятая самим Михаилом Прохоровым. Похоже, очень скоро мы наконец-то узнаем ответ.
Если предположить, что это действительно была авантюра Прохорова, то результатом ее могло бы стать создание прецедента реальной многопартийности. По крайней мере, в России мог появиться прообраз второй партии власти. Как эта партия становилась бы на ноги, проявляла себя в Думе - вопросы будущего. Но шанс на ее появление был уже сейчас. Потому что если кто-то и мог бы стать действительно независимой партией, способной самостоятельно формулировать внятную программу развития страны и реально оппонировать партии власти, то это было только «Правое дело». Остается ли еще этот шанс?
Особенность сегодняшней ситуации в России заключается в том, что 20-летний круг политической истории фактически замкнулся. Мы снова пришли к тому, от чего надеялись уйти в 1991-м. Мы снова имеем новую инкарнацию КПСС в теле «Единой России». В 1991-м страна брала курс на многопартийность. Однако 20 лет спустя у нас по-прежнему есть только одна неповоротливая партия власти и несколько декоративных «как бы партий», которые не оказывают никакого реального влияния на политику государства. Надо признать, что с этой задачей российское общество так и не смогло справиться. Ключевая задача перехода к демократическому политическому устройству так и не решена.
Сейчас, как стало известно из различных, в первую очередь региональных источников, губернаторы и администрация президента буквально «сели на телефоны» и обзванивают все региональные отделения «Правого дела» с требованием убрать Евгения Ройзмана из партийных списков. А если это не удастся, если число голосов «против» на съезде окажется недостаточным, то предполагается смещать с поста лидера партии самого Прохорова.
Вся предыдущая возня и шумиха по поводу партии в связи с темой национализма была ни чем иным, чем первой попыткой установления контроля над «Правым делом» со стороны кремлевской администрации. В «Известиях» и в «МК» в августе появились заказные статьи весьма странного содержания, где была предпринята попытка скомпрометировать партию. Известно, что эти материалы были опубликованы по прямому указанию из Кремля главным редакторам этих изданий.
Кампания по недопущению Ройзмана в партийный список «Правого дела» - это очередной ход в той же игре. Очевидно, что дело совершенно не в личности самого Ройзмана. «Правое дело» проверяют на подконтрольность, на управляемость. Потому что ни самого Прохорова, ни его ближайшее окружение, которое работает над новым проектом партии, Кремль не в состоянии контролировать. Поэтому власть цепляется за последнее, за те рычаги, которые остались у нее на местах - за первичные, региональные партийные организации. Чтобы показать, кто в доме хозяин. Чтобы установить управляемость партией через низовые организации. Вот, собственно, что является подоплекой «дела Ройзмана».
Поэтому исход этого противостояния будет свидетельствовать об очень важной вещи. Либо в России действительно появится первая реально независимая политическая сила, либо все вернется на круги своя.
Итак, реальная цель этой кампании - установление подконтрольности партии кремлевской администрации через низовые организации. Дело не в личности Ройзмана, а в том, что лидер партии Михаил Прохоров выступает как самостоятельный политик, осмелившийся не идти во всем на поводу у Кремля.
Съезд «Правого дела» намечен на 14 сентября. Поэтому сейчас наиболее актуален вопрос: был ли достаточно успешен Прохоров в предыдущие месяцы в деле чистки партийных рядов от прокремлевских членов?
Ответ мы узнаем 15-го.
Алексей МУХИН, директор Центра политической информации

Полит.Ру, 13/09/2011
http://polit.ru/news/2011/09/13/kpd/

партия, Прохоров, политологи, выборы, Кремль

Previous post Next post
Up