Центр Левады провел опрос на тему отношения к вольному распитию спиртных напитков

Sep 14, 2011 00:45

Трезвость и социология
Центр Левады провел опрос на тему отношения к вольному распитию спиртных напитков, слабоалкогольных. Под вольным распитием подразумеваем их употребление вне сферы общепита, а также не у себя дома. В общем - на природе, включая сюда и природу городскую. Результаты опроса меняют представления о России.
В начале июля была история: Дума ужесточила питье пива. Согласно принятому тогда законопроекту, пиво и напитки на его основе были отнесены к алкогольной продукции. Соответственно, возникли последствия: запрещена продажа всей алкогольной продукции и теперь уже и пива после 11 вечера. Предложено ввести ограничения на розничную продажу всего алкоголя. Пиво нельзя будет пить ни во дворах, ни в подъездах. Его нельзя будет продавать в киосках.
Тогда Полит.ру обратило особое внимание на то, что сами слова законопроекта о том, где пиво пить будет нельзя, рисовало вполне адекватную картину, где именно оно употребляется сейчас. Жилые кварталы, группы лиц неподалеку от ларьков, как центров вечерней жизни микрорайонов, дворы и подъезды (в холодное и дождливое время). Ну, так и есть, причем - здесь же нарисовалась и четкая социальная картина. Причем, она даже не так, что социальная внешне, а и по существу. Поскольку на основе такого времяпрепровождения выстраивается, выстроилась стабильная система общения граждан.
В общем, мы тогда фактически утверждали, что данный формат питья пива больше, чем просто питье пива на улице, но - элемент организации социальной жизни в местных условиях. Потому что в людях вовсе не заложена склонность пить пиво непременно на улице и, тем более, в подъездах. Дело просто в неизбежности, потому что больше нигде желание общения не реализовать. Ну, чтобы не в пафосном и дорогом общепите, а чтобы во вполне спокойном, шаговой доступности. Не сложилось с ним в России. И вообще, главное же не просто выпить, а и поговорить. Тут даже непонятно, что первично, и что вторично: желание выпить или пообщаться? Вот на эту тему опрос был бы любопытен.
Все это казалось в июле чистой теорией, поскольку запрет вступал в силу с 1 января 2013 года. Если посмотреть на эту дату отчужденно, то могло возникнуть предположение, что новшество именно отнесли на после выборов. Что также корреспондирует с социальностью в варианте, что не надо людей в предвыборный период вот так-то.
И вот, может быть - для отслеживания ситуации или же просто так - проведен опрос на тему отношения к законопроекту. Вот прямо по его пунктам относительно будущих запретов. В конце августа проведен, теперь обнародован. Цифры опровергают все, что только можно было подумать по этому поводу.
"Как вы относитесь к введению запретов на распитие спиртных напитков, включая пиво, в общественных местах, включая парки, пляжи и другие рекреационные места?"
- целиком положительно 47
- скорее положительно 27
- скорее отрицательно 18
- целиком отрицательно 3
- затрудняюсь ответить 5
"Как вы относитесь к введению запретов на торговлю спиртными напитками, включая пиво, в вечернее, ночной и утреннее время?"
- целиком положительно 48
- скорее положительно 29
- скорее отрицательно 16
- целиком отрицательно 3
- затрудняюсь ответить 5
"Как вы относитесь к введению запретов на торговлю спиртными напитками, включая пиво, в палатках и ларьках?"
- целиком положительно 47
- скорее положительно 27
- скорее отрицательно 18
- целиком отрицательно 3
- затрудняюсь ответить 5
Ну, тут сразу можно удивиться тому, что результаты ответов на первый и третий вопросы совпадают до процента, будто копипаст. Но, наверное, так и в самом деле получилось. Во втором вопросе тоже не многим разнообразнее. А если просуммировать, то что же, против закона и сопряженных с ним социальных нюансов выступают лишь 20% опрошенных, то есть - пятая часть населения?
Таким образом, в той рамке, которую мы выстраивали раньше, получается, что тягу к социальному общению в таком формате испытывает лишь пятая часть населения. Даже не так, в эту пятую часть входят лица, испытывающие тягу, те, кто испытывал ее когда-то (и с пониманием относится к тем, кто ее испытывает сейчас), а также люди как безразличные, так и способные понять данных ближних. Причем, если "строго против" - так и вообще 3%?! А 4/5 в сумме строго за ограничения и недопущение социального общения в этом виде. Вот где тут ударение: на "в этом виде" или "социального общения"? Вообще, в каком ином - более-менее массовом варианте - оно еще происходит и где? Что ли все заинтересованные в оном уже в соцсетях и, если и пьют, то чокаясь с экраном? Но тогда бы пора изучить именно это - или что же в самом деле, граждане РФ превращаются в серьезных, необщительных бирюков? Ну, это же в самом деле меняет все.
Есть, конечно, и другая версия. Это Центр Левады накануне выборов подает ясный сигнал: вот, граждане, прикиньте, что означают все эти предвыборные рейтинги...
Тихон Краев

Полит.Ру, 12/09/2011
http://www.polit.ru/article/2011/09/12/tk120911/

алкоголь, Левада-центр, соцопрос, пиво

Previous post Next post
Up