Катастрофа самолета Як-42: Доклад неадекватного Левитина ДАМу. Спешное решение прикрыть авиакомпании

Sep 10, 2011 00:30

Доклад Левитина Медведеву выглядел дико
Обгоревший остов самолета торчал из реки, а министр транспорта сообщал, что “его ресурс будет выработан к концу года”
Если российские авиакомпании не в состоянии производить нормальные самолеты, следует закупать их за рубежом - сколько бы это ни стоило. С таким заявлением выступил 8 сентября Дмитрий Медведев на совещании, касающемся расследования катастрофы “Як-42” под Ярославлем. Совещание состоялось непосредственно на месте трагедии, в палатке, разбитой в нескольких сотнях метров от останков самолета, торчащих из воды. Президенту о ситуации докладывал министр транспорта г-н Левитин. Со стороны его поведение выглядело более чем странно.


Поездка Дмитрия Медведева в Ярославль планировалась уже давно. Президент должен был выступить на Мировом политическом форуме, который проводится третий год подряд. Однако случившаяся в среду авиакатастрофа заставила главу государства изменить свои планы. Да, на форум он все же приехал, выступил. Но сначала ДАМ отправился к месту трагедии, на берег речки Туношонка, впадающей в Волгу, - именно в этот похожий на болото водоем рухнул «Як-42» с хоккейной командой Ярославля.
Незадолго до приезда главы государства спасатели извлекли три последних тела погибших - двоих вытащили из самолета, еще одного обнаружили в реке. «Те двое, которые выжили, - их просто выбросило в момент катастрофы на берег, - рассказал один из сотрудников МЧС. - Повезло».
В четверг соответствующие службы должны были начать вытаскивать судно из воды. «Засосало его совсем, - кивает один из специалистов на торчащий из Туношонки хвост и часть фюзеляжа. - Как вытаскивать - непонятно. Если только лебедкой». «А когда будем по берегу тащить, половину поселка снесем», - чешет голову другой. Вышеупомянутая «половина поселка» - это дачные домики. Постоянные жители деревни Туношна «базируются» гораздо дальше от места трагедии. На берег их не пускают - территория оцеплена. Впрочем, не пускают к месту трагедии и родственников погибших - не положено. «В среду вечером приезжали родные, сегодня тесть одного хоккеиста приходил, - говорит представитель ярославского ГУВД. - Но есть четкие правила - за оцепление не пропускать». - «Тяжело, наверное, отказывать людям, у которых такое горе?» - спрашиваю я. Мужчина молчит. В это время стоящий рядом спасатель сообщает по рации: «КамАЗ» с телами отправлен. Наш и без того невеселый разговор с сотрудником ГУВД окончательно увядает.
Один из пожарных рассказывает, что столб дыма от горящего самолета был такой высоты, что его было видно в самом центре Ярославля: «Деревенские жители говорят, что он был в два раза выше местной церкви». Когда весть о падении самолета распространилась по городу, к месту катастрофы приехали несколько тысяч фанатов и просто сочувствующих горожан с цветами и атрибутикой команды. Горы цветов и траурные венки лежат также возле стен спортивной арены, где тренировались хоккеисты. Между прочим, именно в здании арены проходит Мировой политический форум. Говорят, кто-то из собравшейся здесь в день трагедии толпы даже выкрикивал: «Долой форум!», но смутьянов быстро успокоили...
В ожидании прибытия Дмитрия Медведева на месте падения самолета прохаживался министр транспорта Игорь Левитин. Обычно этот человек приветлив и обходителен в общении с журналистами. Но в четверг все было совсем не так. Я подошла к министру, чтобы задать вопрос, но Левитин, даже не выслушав, отрезал: «В 14.30 в здании аэропорта я дам брифинг. Все вопросы зададите там». Корреспонденты кремлевского пула на брифинг ну никак не попадали, поэтому хотелось услышать министра здесь и сейчас. Однако Левитин лишь зло молчал. «Давайте я дам вам телефон нашей пресс-службы. Там ответят на все вопросы», - пришел на помощь главе Минтранса сопровождавший его человек. Но пресс-служба при всем желании не смогла б ответить на мой вопрос: не замечает ли господин Левитин, что у нас в стране слишком часто что-то падает и тонет?..
Совещание, посвященное расследованию причин катастрофы, состоялось в палатке, разбитой в нескольких сотнях метров от места падения «Як-42». У вошедшего Дмитрия Медведева было лицо человека, пребывающего в шоке. И это не журналистское преувеличение. Выразив соболезнования семьям погибших, глава государства заявил, что безопасность гражданской авиации обсуждалась уже не раз (еще бы - поводов было полно): «Давались поручения, выделялись значительные средства... Но ситуация остается неблагополучной». По мнению президента, чтобы ее выправить, нужно приобретать хорошие самолеты, «причем безотносительно к стране их происхождения». Соответствующим образом нужно готовить летный состав, а также ликвидировать маленькие авиакомпании. «Количество авиакомпаний должно быть радикально уменьшено, - заявил ДАМ. - Причем в самые короткие сроки».
Наступила очередь докладчиков. Глава МЧС Сергей Шойгу сообщил, что обнаружен параметрический самописец «Як-42», «но его еще нужно снять с хвоста». Речевой самописец пока не найден. Игорь Левитин, чуть ли не с высунутым языком конспектировавший речь Медведева, посвятил свой отчет деятельности компании «Як-сервис», которой принадлежало разбившееся воздушное судно. По словам оратора, авиакомпания работает с 1993 года, в ее распоряжении 10 самолетов. Разбившийся лайнер был изготовлен в 1992 году. «Насколько у него выработался ресурс?» - хмуро поинтересовался ДАМ у Левитина. «Пока не выработался. Он будет выработан к концу года. А потом судно перейдет на тяжелый ремонт (то есть капитальный. - Н.Г.)», - невозмутимо произнес Левитин. Это выглядело дико - обгоревший остов судна торчал из реки, а министр транспорта сообщал, что «ресурс его не выработался». ДАМа от этих слов заметно передернуло: «Вы хотите сказать, могло бы перейти на тяжелый ремонт?». Министр, сохраняя невозмутимый вид, согласился. Доклад его продолжился: 16 авиакомпаний, использующих «Як-42», пройдут внеплановую проверку. В первую очередь будут проинспектированы узлы воздушных судов, а также степень подготовки пилотов.
Президент спросил, сколько на сегодняшний день в России авиакомпаний. Оказалось, «около 130». Из них, по словам Левитина, 85% осуществляют регулярные перевозки, остальные 15% - обслуживают местные авиалинии и чартерные рейсы. «Те катастрофы, которые происходили в нынешнем году, в основном происходили с компаниями, которые входят в 85% или в 15%?» - уточнил Медведев. В 15%, ответил министр. По его словам, с 2012 года все самолеты должны быть оснащены системой предупреждения столкновения с землей. «Тех, кто это не сделает, закрыть», - потребовал ДАМ. «Но есть и проблема парка», - осторожно заметил глава Минтранса. «Правительству придется принимать непростое решение. Надо поддерживать своих (авиапроизводителей. - Н.Г.), но если мы не способны раскрутиться, надо покупать суда за границей, - заявил глава государства. - Надо только найти деньги».
То есть в этом случае нельзя сказать, что дело осталось за малым.
Губернатор Ярославской области Вахруков сообщил, что семья каждого погибшего получит 450 тыс. рублей - «вне зависимости от того, местные это были ребята или нет». «Я в четверг встречался с болельщиками, многие в шоке, - продолжил глава региона. - Но я уверен, что мы возродим команду. Нам обещала помочь КХЛ, там играет много ярославцев - и они готовы вернуться в наш клуб. А погибших ребят мы проводим достойно».
*
МЕЖДУ ТЕМ
О чем говорил Дмитрий Медведев на Мировом политическом форуме
Тема форума называлась «Современное государство в эпоху социального многообразия». Президент заявил, что социальное многообразие создает новые вызовы. Так, во многих регионах мира «возрождаются экстремистские призывы к классовой борьбе», что приводит к уличным беспорядкам и в ряде случаев - к революциям. В России одна из главных угроз - терроризм и сепаратизм, а также разрыв между богатыми и бедными. «Однако все издержки и трудности не заставят нас отказаться от нашей цели - жить в современном демократическом государстве, - провозгласил Медведев. - Мы должны сохранить территориальную целостность страны. Она может быть либо такой, как сейчас, либо никакой». К тому же «каждый гражданин должен иметь возможность жить в любом регионе страны, там, где он захочет. Иначе у нас не будет единого государства». «У нас есть люди, которые считают, что нужно выстроиться в единую линию и стройными рядами идти в светлое будущее. Я считаю, это вредно», - заявил ДАМ.

Московский Комсомолец № 25741 от 9 сентября 2011 г.
http://www.mk.ru/politics/article/2011/09/08/621992-doklad-levitina-medvedevu-vyiglyadel-diko.html

Далеко летящие последствия
После трагедии с "Локомотивом" президент требует от Минтранса навести наконец порядок в гражданской авиации
8 сентября Ярославль скорбел по погибшим в авиакатастрофе хоккеистам "Локомотива" и членам экипажа злополучного Як-42Д. Помянул их здесь и президент Дмитрий Медведев, пообещавший незавидную участь мелким российским авиаперевозчикам, таким как ЗАО "Авиационная компания "Як-Сервис"", которому и принадлежал рухнувший самолет. Их господин Медведев предложил "сливать и ликвидировать", а те, что останутся, укомплектовать лайнерами зарубежного производства.
Когда вечером в среду Международный ярославский форум закончил свою работу и спортивная арена, где он проходит, опустела, к ней потянулись ярославцы с гвоздиками и в шарфах с символикой "Локомотива". Люди шли, возлагали цветы и шарфы у входа во дворец спорта, молчали и плакали. Некоторые скандировали:
- Локо! Локо!
Служба безопасности и полиция не трогали ни тех, ни других. Обеспечить свободный коридор всем желающим проститься с погибшей хоккейной командой лично распорядился замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков, чтобы не злить собравшуюся 5-тысячную толпу, которая и без того была на взводе.
Пока к ледовому дворцу несли тысячи цветов, в десятке километров от него, на берегу Волги, из рухнувшего Як-42Д доставали тела погибших. 220 спасателей, судмедэкспертов, водолазов и психологов работали в Туношне всю ночь. Тело последнего погибшего в авиакатастрофе извлекли лишь утром вчерашнего дня. Но и после этого здесь было что делать. Сотрудники следственного комитета собирали все, что можно было собрать: укладывали в полиэтиленовые мешки промокшие спортивные сумки, фрагменты одежды, осколки, обломки, обрывки. Неподалеку стояли несколько автокранов, ожидавших команды достать из реки, на поверхности которой покачивались спинки кресел, хвостовую часть самолета. Следователи объявили о двух основных версиях катастрофы - человеческий фактор и техническая неисправность судна.
Но на всякий случай проверяли и другие. Из одной из разбитых на берегу палаток доносился голос, громко делившийся с кем-то по телефону своими сомнениями:
- Видимо, он моделировал, прикидывал: успею, не успею. Куда же он так поспешил...
Выслушав ответ собеседника, голос из палатки продолжил:
- Вы уверены на 100%, а мы не уверены. У нас версия. Мы должны исследовать горючее.
Голос снова взял короткую паузу:
- Служба безопасности президента не даст добро на забор топлива. Экспертизу проведем сегодня-завтра. Можем прямо здесь взять пробу. Взяли, свозили в Москву, и завтра готов результат. Нужно поставить точки над i - качественное топливо или нет, чтобы версия отпала.
После этого голос сделался тихим, и ничего больше разобрать было невозможно.
В отличие от журналистов кремлевского пула, которых в последний момент решено было доставить в Ярославль автобусом, президент Дмитрий Медведев добирался в город по воздуху. Возложив на берегу букет роз к тому, что недавно было самолетом Як-42Д, он провел совещание с министром транспорта Игорем Левитиным, главой МЧС Сергеем Шойгу, ярославским губернатором Сергеем Вахруковым и заместителем председателя следственного комитета Василием Пискаревым.
- Это, конечно, шок для всей страны, как обычно случается в ситуациях подобных катастроф. Семьям погибших и пострадавших должна быть оказана вся необходимая поддержка. Я дал поручение следственному комитету и правительству провести тщательное расследование всех обстоятельств того, что произошло. Результаты должны быть доложены мне лично и мною будут проконтролированы,- мрачно начал Дмитрий Медведев и перешел к разбору полетов.
- Вопросы безопасности полетов гражданской авиации обсуждались не один раз. У нас есть с этим большие проблемы. Не хочу предвосхищать результаты следствия, но из этих результатов должны быть сделаны надлежащие выводы,- заявил президент.
Выводы эти он сам же и озвучил:
- Необходимо определиться с тем, как работают авиакомпании-перевозчики. Неоднократно говорилось, что их много, но я пока не видел решений, связанных с их слиянием и ликвидацией. Были разговоры, что мы собираемся закрывать маленькие компании, которые не выполняют нормативы. Количество авиакомпаний должно быть радикально уменьшено. Сделать это нужно в самый короткий срок, чтобы эти авиакомпании имели силы, средства, деньги на обслуживание своих транспортных средств, привлечение подготовленного персонала.
Закончив, президент дал слово министру Левитину, который начал рассказывать о разбившемся самолете:
- Дата изготовления - 1993 год. 16 августа этого года в Казани самолет проходил техническое обслуживание, сейчас специалисты работают в Казани.
- Насколько у этого воздушного судна выработан ресурс? - прервал министра господин Медведев.
- Пока еще не выработан.
Игорь Левитин почему-то говорил об этом Як-42Д, обломки которого валялись в паре сотен метров от палатки оперативного штаба, как о все еще действующей машине.
- То есть это воздушное судно могло летать еще достаточно долго?
- Оно проходит плановый технический осмотр, и ресурс у него будет выработан к концу этого года,- министр по-прежнему не спешил хоронить разбившийся лайнер.- Потом оно перейдет на тяжелый ремонт.
- Могло перейти,- тихо поправил его президент.
- Могло...- наконец смирился Игорь Левитин и начал отчитываться.- Хочу доложить, что по вашему поручению, данному в августе, принято решение: с 2012 года все авиакомпании, которые работают на регулярных маршрутах, должны иметь не менее 10 воздушных судов с количеством мест более 50 и с 2013 года - не менее 20 судов. То есть, по сути, все авиакомпании, которые будут работать на регулярных маршрутах, будут иметь не менее 20 судов.
- Сколько у нас всего авиакомпаний? - попросил уточнить господин Медведев.
Было видно, что спросил он не просто так.
- Около 130.
- А сколько нужно для такой страны, как наша? - напирал президент.
- 85% регулярных перевозок осуществляют 10 компаний. Вся остальная работа - это небольшие компании, которые работают на местных воздушных линиях и чартерных перевозках,- доложил министр.
- В этом году летные происшествия и трагедии, соответственно, случались с какими компаниями? Которые относятся к 85% или к 15%? - поинтересовался Дмитрий Медведев, и сразу стало ясно, какой ответ он хочет услышать.
И он его услышал.
- К 15%,- выдохнул министр Левитин.
- Это статистика, которая абсолютно точно свидетельствует: именно небольшие компании хуже всего следят за своим парком самолетов,- вынес приговор президент.- Надо быстрее все объединить и создать современный набор авиационных компаний, которые будут охватывать всю страну.
Министр развил наступление:
- С 2012 года все воздушные суда, которые были произведены еще 20 и более лет тому назад, должны быть оснащены системами предупреждения столкновения с землей и с системами предотвращения столкновений самолетов в воздухе. Это указание мы давали два года тому назад. А сделали практически единицы.
- Если сделали единицы, значит, те, кто не сделал, их надо закрыть, и все,- отрезал Дмитрий Медведев.
- Так и будет. Но есть проблема парка...
- По этой проблеме правительству придется, видимо, принимать очень непростое решение, потому что дальше так невозможно, с таким парком. Ценность человеческой жизни выше, чем остальные соображения, включая поддержку национального производителя. Мы должны поддерживать своих. Но если наши не способны раскрутиться, надо покупать воздушные суда за границей. Нужно будет найти деньги. Это должна быть большая программа.
Насколько большая, считать вчера никто не стал.

Газета "Коммерсантъ", №168 (4709), 09.09.2011
http://kommersant.ru/doc/1768568

"Вышестоящий чиновник сказал сделать, и все берут "под козырек"
Минтранс готовит черный список авиакомпаний. После катастрофы с Як-42 принято решение ликвидировать перевозчиков, которые не могут обеспечить обслуживание своих судов и обучение персонала. Андрей Норкин обсудил тему с главным редактором портала Avia.ru Романом ГУСАРОВЫМ:
- Как, на ваш взгляд, эта мера?
- Она несколько странновато звучит. Что значит "авиакомпании, которые не могут обеспечить"? Вчера они могли обеспечить, а сегодня вдруг перестали? Наши авиакомпании регулярно проверяет Ространсназдор, юридически авиакомпании подтверждают сертификацию, и это сопровождается всесторонними проверками. И вдруг сегодня говорят о появлении какого-то черного списка, что есть авиакомпании, которые не соответствуют каким-то там нормам. Непонятно, по каким критериям сейчас будут определять эти авиакомпании, просто на глазок? Или же все-таки проведут какую-то глобальную проверку, и уже по ее результатам будет составлен такой список?
- У вас пока никакой информации нет, как это вообще видит Минтранс? Потому что, например, если говорить про "Як-Сервис", то мы сегодня только напоминали нашим слушателям, что постоянными клиентами этой компании были высокопоставленные чиновники, летали, например, представители Роскосмоса. Значит, до последнего времени не было особенных претензий к этой компании?
- Конечно. Сейчас уже звучат предложения приостановить ее деятельность, хотя, наверное, надо все-таки сначала определить причину катастрофы.
Ведь это может быть не только техническая неисправность или же человеческий фактор, это может быть и какое-то внешнее воздействие, например, попадание птицы в двигатель.
Мы всего этого доподлинно не знаем, однако уже делаем какие-то скоропалительные выводы.
- Скажите, пожалуйста, как, на ваш взгляд, уход с рынка небольших авиакомпаний отразится на перевозках?
- В России небольшие авиакомпании не только осуществляют пассажирские перевозки на регулярных рейсах, но и на внутрирегиональных линиях в основном представлены мелкие авиакомпании, в том числе на рынке чартерных перевозок. Собственно, закрытие сейчас огульно большого числа авиакомпаний приведет к очень большим отрицательным последствиям. Кто будет возить пассажиров внутри регионов, кто будет осуществлять сообщение между регионами? Крупные авиакомпании этим заниматься не будут. Для их большой инфраструктуры это все экономически невыгодно.
Во всем мире это осуществляют небольшие авиакомпании с парком маловместительных ближнемагистральных самолетов, и чаще всего эти самолеты не являются новыми. Если посмотреть на американские компании, там самолеты летают и по 30, и по 40 лет. Здесь вопрос в подготовке персонала, в первую очередь летного, и в поддержании самолетов в рамках соответствия требованиям летной годности. А это надо контролировать более тщательно.
- Можно ли тогда говорить, что в данной ситуации Минтранс просто пытается переложить ответственность?
- К сожалению, у нас многие решения являются следствием выстроенной правительством вертикали власти. Вышестоящий чиновник сказал делать, и все берут "под козырек", может быть, даже и понимая, что не совсем правильное направление движения, но все равно бросаются выполнять, потому что если они не выполнят, то будет хуже.

"Коммерсантъ FM", 08.09.2011
http://kommersant.ru/doc/1768590

"Закройте, и все!"
Президент России Дмитрий Медведев поручил радикально сократить количество авиакомпаний
Авиакатастрофа Як-42 может повлечь за собой радикальное сокращение количества авиакомпаний. С таким предложением выступил президент России Дмитрий Медведев в четверг. Эксперты считают, что подобные запретительные меры приведут только к радикальному росту цен на авиаперевозки.
В четверг президент России Дмитрий Медведев принял участие в совещании оперативного штаба по ликвидации последствий авиакатастрофы Як-42 под Ярославлем, на котором глава государства потребовал радикально сократить количество действующих в России авиакомпаний.
«Количество авиакомпаний должно быть радикально уменьшено, и сделать это надо в самые короткие сроки», - потребовал Дмитрий Медведев.
По его словам, «необходимо, наконец, разобраться с тем, как работают авиаперевозчики». «Неоднократно говорилось о том, что их много, но я не видел решений, связанных с их слиянием и ликвидацией», - подчеркнул президент, цитирует «Интерфакс».
Речь идет о ликвидации маленьких компаний, которые не выполняют нормативы. Президент особо отметил, что должны остаться те авиакомпании, которые «имеют силы и средства, чтобы обслуживать парк, привлекать квалифицированный персонал и платить ему достойную зарплату».
В свою очередь глава Минтранса Игорь ЛЕВИТИН сообщил, что правительственная комиссия по транспорту и связи еще в августе приняла решение о том, что с 2012 года все авиакомпании, которые работают на регулярных маршрутах, должны иметь не менее десяти воздушных судов с количеством мест более 50, а с 2013 года - не менее 20.
На сегодняшний день, сообщил министр, в России около 130 авиакомпаний. Причем Игорь Левитин подчеркнул, что 85% регулярных перевозок осуществляют 10 компаний, все остальные - это небольшие компании, которые работают на местных воздушных линиях и чартерных перевозках.
*
Как прокомментировал руководитель аналитического отдела по транспорту компании «Ингосстрах-инвестиции» Евгений ШАГО, РЕАЛЬНО ДЕЙСТВУЮЩИХ АВИАКОМПАНИЙ ВСЕГО ПОРЯДКА 30. «Думаю, что более или менее активны только 30 компаний. Вряд ли больше», - сказал эксперт.
Президент, в свою очередь, отметил, что все летные происшествия этого года случались с теми авиакомпаниями, которые «закрывают» именно оставшиеся 15% перевозок. «Эта статистика свидетельствует о том, что именно эти небольшие компании хуже всего в силу отсутствия денег, кадровых ресурсов следят за своим парком самолетов», - сказал президент.
Дмитрий Медведев попросил Минтранс «действовать быстрее, быстрее все объединить и создать современный набор авиакомпаний, которые будут покрывать всю страну».
Глава Минтранса, со своей стороны, сообщил, что с 2012 года все воздушные суда, которые были произведены 20 и более лет назад, должны быть оснащены системами предупреждения столкновения с землей и предотвращения столкновения в воздухе.
Игорь Левитин признал, что пока это «сделали единицы».
«Значит, тех, кто не сделал, закройте, и все! А если они нарушили закон, то еще и к ответственности надо привлечь», - сказал Медведев.
ЭКСПЕРТЫ СЧИТАЮТ, ЧТО ПОДОБНЫЕ ЗАПРЕТИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРИВЕДУТ К РАДИКАЛЬНОМУ РОСТУ ЦЕН НА АВИАПЕРЕВОЗКИ. «Запрещать и закрывать эти авиакомпании в принудительном порядке - это слишком радикальное решение, которое повлечет за собой последствия. Просто вырастут цены на авиаперевозки, если останется десяток крупнейших авиакомпаний, а все остальные закроются. Смотрите, что происходит с рынком топлива, на котором работает ограниченное число нефтяных компаний. То же самое произойдет и с рынком авиаперевозчиков», - прокомментировал Евгений Шаго.
Кроме того, президент поручил правительству решить вопрос по обновлению отечественного авиапарка, и приоритетом здесь должны быть не интересы российского авиапрома, а жизнь пассажиров.
«Проблема парка есть, и правительству, видимо, придется принять очень непростое решение. Ценность человеческой жизни здесь должна быть выше, чем особые соображения, включая поддержку отечественного производителя», - заявил Медведев.
Как отметил президент, «конечно, нужно думать о своих, но если они не способны «раскрутиться», нужно покупать технику за рубежом».
«Я дам поручение правительству, это должна быть большая программа, нужны будут большие деньги», - заявил глава государства.
Эксперт скептически оценивает требование Медведева заменить парк самолетов. «Содержание парков самолетов и их обслуживание вызывает в последнее время много вопросов. Однако пока авиакомпании не способны менять этот парк, поскольку у них нет на это денег и не будет никогда», - отметил Евгений Шаго.
Отметим, что рассчитывать на отечественный авиапром не придется, поскольку он не в состоянии удовлетворить потребность отрасли в лайнерах. По некоторым оценкам, потребность российского рынка гражданской авиации в новых лайнерах до 2020 года оценивается в 1300 машин. Темпы производства самолетов оставляют желать лучшего. Так, в 2010 году российские авиазаводы выпустили всего семь гражданских самолетов.
Сейчас большие надежды возлагаются на Sukhoi SuperJet-100 и проектируемый гражданский лайнер МС-21. Компания «Сухой» обещала собрать в 2011 году восемь SSJ-100, в 2012 году - 28, в 2013 году - 42, а с 2014 года выйдет на сборку 60 бортов ежегодно. По оценкам экспертов, начало поставок лайнера МС-21 произойдет не ранее 2018 года. При таком раскладе российским авиакомпаниям придется закупать самолеты на Западе.

"Взгляд", 8 сентября 2011
http://vz.ru/economy/2011/9/8/520869.html
Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

"Дело не в топливе"
Эксперт прокомментировал одну из версий гибели Як-42 под Ярославлем
«Для самолетов такого типа это редчайшее явление», - прокомментировал президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег СМИРНОВ версию о некачественном топливе как причине крушения Як-42 под Ярославлем. По его мнению, есть прямые указания на то, что к аварии привели другие факторы.
9 сентября представитель аэропорта Туношна сообщил, что после крушения Як-42 воздушному порту запретили использовать местное топливо.
«Пока местные ГСМ запретили использовать. Выходили из положения - привозили из соседних аэропортов. При необходимости и сейчас привозим, а все остальные предупреждаются и заправляются заблаговременно, чтобы здесь не заправляться», - пояснил он.
Экспертиза топлива, которым был заправлен аварийный борт, должна завершиться в ближайшее время. В компании «Славнефть», топливо производства которой используется для заправки воздушных судов в ярославском аэропорту Туношна, заявляют, что ее продукция соответствует стандартам.
*
Газета ВЗГЛЯД обратилась к президенту фонда «Партнер гражданской авиации», заслуженному пилоту СССР Олегу СМИРНОВУ с просьбой рассказать, насколько вероятно, что топливо, заправленное в самолет, было некондиционным:


ВЗГЛЯД: - В аэропорту Туношна запретили использовать топливо местного производства. Это стандартная процедура, или в данном случае речь идет о каких-то конкретных подозрениях?
Олег Смирнов: - Экспертиза еще не закончена. После ее завершения возможны два варианта. Первый: ни одного замечания. Это сразу отменяет запрет. Вариант второй: есть серьезные замечания к качеству топлива. Немедленно накладывается арест на всю партию, устанавливается, куда направлялось это топливо, какие самолеты им заправлялись. Нужно будет сливать все топливо у этих самолетов, прочищать баки и заправлять туда кондиционное топливо.
ВЗГЛЯД: - Насколько вероятной вы считаете версию о некачественном топливе?
О.С.: - Я на 100% уверен, что дело не в топливе. Есть фундаментальные правила. При взлете в точке принятия решения (для Як-40 это около тысячи метров) командир корабля должен решить: или продолжать взлет, или, если он не достиг нужной скорости, прекращать взлет, пока ему еще хватает впереди лежащей взлетно-посадочной полосы. Если по каким-то - неважно каким - причинам ты не можешь взлететь, ты прекращаешь взлет, останавливаешься до конца ВПП, заруливаешь на стоянку и там разбираешься. Но если ты прошел эту точку, ты обязан взлетать. Так вот в данном случае это фундаментальное правило почему-то было не выполнено. Почему это произошло, мы это узнаем уже скоро - самописцы сохранились, и в течение нескольких дней перед нами предстанет более полная картина происшествия.
ВЗГЛЯД: - Часто ли топливо становится причиной летных происшествий?
О.С.: - Очень редко. Для транспортных самолетов такого типа это редчайшее явление. Объясню, почему. Проверка начинается еще с того этапа, когда цистерна приходит в Ярославль с завода. При приеме в топливо-заправочный комплекс (ТЗК) аэропорта делается анализ. И только когда устанавливается, что это топливо абсолютно кондиционное, его заправляют в емкости ТЗК. Если топливо некондиционное, цистерну отправляют назад. После заправки в емкости ТЗК топливо хранится до того момента, как его заправят в топливозаправщик, который идет к самолету. Перед тем как заправить топливозаправщик, опять проводится анализ. Затем, когда самолет заправлен, инженеры делают слив некоторого количества топлива из крыла самолета в стеклянную банку и делают осмотр. Если там есть примеси воды, пузырьки сразу видны.
ВЗГЛЯД: - Перед аварийным Як-42 из аэропорта улетел другой самолет, заправленный тем же топливом. Это свидетельствует о том, что с топливом было все в порядке?
О.С.: - Если заправлял тот же топливозаправщик, то версия о некачественном топливе исключается на 100%. Анализ покажет полную картину, вскроет, было ли это топливо кондиционным.
ВЗГЛЯД: - Если аэропорту запрещено пользоваться топливом, которое есть в емкостях его ТЗК, как он должен выходить из ситуации?
О.С.: - В документах должно быть отражено, что в аэропорту Ярославля отсутствует авиакеросин. Тогда экипажи заправляются с таким расчетом, чтобы потом взлететь из Ярославля и долететь до ближайшего аэропорта, где есть топливо. Это дополнительная посадка, дополнительные расходы, но что делать - безвыходное положение.
ВЗГЛЯД: - То есть даже при полном отсутствии топлива в аэропорту это может не сказаться на графике движения воздушных судов?
О.С.: - Для авиакомпаний, которые летают на большие расстояния, это может стать проблемой: на таких расстояниях просто нет возможности брать лишнее топливо, потому что все упирается во взлетный вес, который нельзя превышать. А если это небольшое расстояние, да еще неполная коммерческая загрузка, то можно взять столько топлива, сколько хватит веса. Так что эти меры скажутся только на экономике авиакомпаний, а не на расписании рейсов. Это не критическая ситуация.
ВЗГЛЯД: - А те самолеты, которые уже стоят в аэропорту?
О.С.: - Здесь тоже есть варианты: или заказать цистерну по железной дороге, или автомобиль-заправщик с топливом, необходимым для минимальной заправки, которая бы позволила долететь до аэропорта, где есть авиакеросин. А Ярославль окружен такими аэропортами - Москва рядом, где топливо всегда есть, Нижний Новгород недалеко.

"Взгляд", 9 сентября 2011 г.
http://vz.ru/society/2011/9/9/521193.html

распад, авария, деньги, система, самолет, отрасли, Минтранс, авиакатастрофа, авиация, министр, авиакомпании, авиастроение, транспорт, производство, безопасность

Previous post Next post
Up