Анатолий БЕРШТЕЙН: Этот учебный год особенный

Sep 05, 2011 13:00

Год между Пушкиным и выборами
1 сентября 2011 года вызывает как будто привычные ассоциации: нарядные дети с букетами астр и гладиолусов, речи-встречи во дворе школы, умиленные физиономии первых лиц государства, посещающих в этот день средние образовательные учебные заведения и говорящих дежурные слова, традиционные уроки мужества, знаний или патриотизма. И Беслан… Для первоклашек первое сентября - праздничный день, для родителей - нервный, а для большинства учителей - суетный. Хорошо что не судный.
Тем не менее этот учебный год особенный. С 1 января 2012 года в силу вступает новая нормативно-подушевая система финансирования школ, от которой непосредственно зависит зарплата учителей. Их ожидания позитивно-тревожные. С одной стороны, появляются возможности для увеличения прожиточного минимума. С другой - есть много разных ловушек, делающих учителя еще более зависимым от администрации школы и необходимости участия в формальных мероприятиях. Учителя боятся новой системы аттестации, при которой их профессиональная деятельность будет оцениваться в баллах. Притом если критерии обучения, качества знаний более или менее понятны, то как будет высчитываться воспитательный КПД (а воспитание снова становится приоритетным), не очень ясно. Есть опасность возвращения в школы чего-то вроде социалистического соревнования, а на деле - соревнования правильно составленных отчетов.
Особенностью года является и то, что он - юбилейный. Исполняется 200 лет Царскосельскому лицею. Лучшему за два века российскому учебному заведению. Построенному, напомню, в самом центре самодержавия, рядом с царским дворцом. К слову, в то время образование занимало почетную вторую статью в бюджете, аккурат между расходами на войну и содержанием двора. Правда, с этой точки зрения получается, что юбилейная дата скорее печальная. Потому что с тех пор, как стены лицея покинул выпускник Александр Пушкин, мы эти двести лет в образовании все пятимся и пятимся. Пора бы уже и остановиться.
Другая особенность нынешнего учебного года - он выборный. Причем дважды: в промежутке между парламентскими и президентскими выборами школьники не успеют сменить классы. Избирательные кампании школы затрагивают непосредственно, поскольку почти все они - участки для голосования. Это тяжелая обязанность. Притом чаще всего справляться с организацией волеизъявления народа приходится без чьей-либо особой материальной помощи. С другой стороны, это период, который директора называют «временем барских шуб». С партийных плеч. В виде подачек. Правда, чаще всего дорогих, но ненужных.
Еще мы только что отметили 20-летие рождения новой страны. И первым законом новой российской власти в 1991-м стал закон «Об образовании». В который - создается такое впечатление - за эти 20 лет стреляли уже изо всех видов оружия. Закон превратился в решето, латка на латке. Сейчас готовится новый закон. Каким он будет, во многом станет ясно как раз в течение нынешнего учебного года.
Я бы очень хотел, чтобы в этом году в интернете не появлялись новые ролики с издевающимися над учителями детьми. Чтобы там же не оказалось видео с разъяренным папашей, набрасывающимся с кулаками на учительницу. Не было снятых на мобильник драк между школьниками разных национальностей. И драк вообще. Чтобы у подростков не было поводов бежать на Манежку. И наконец, чтобы наши дети фанатели не только от своих любимых футбольных команд, но хотя бы еще и от сборной по русской литературе.
Анатолий БЕРШТЕЙН, историк, обозреватель отдела «Общество»

"Московские новости" №109, 01.09.2011
http://mn.ru/newspaper_education/20110901/304561762.html

Берштейн, школа

Previous post Next post
Up