Учитель Сергей ВОЛКОВ и писатель Дмитрий БЫКОВ на форуме "Умная школа" (доп.)

Sep 05, 2011 13:15

25-26 августа в Москве проходил Национальный образовательный форум «Умная школа», организовнный телеведущей и общественным деятелем Тиной Канделаки. Основная задача форума - налаживание конструктивного диалога между всеми участниками образовательной системы. В форуме приняли участие 200 учителей из 45 регионов страны, эксперты в области образования.

От колбасы до госэкзамена
Тина Канделаки дала выговориться противникам образовательной реформы
Форум «Умная школа», который по замыслу придумавшей его Тины Канделаки должен был стать площадкой для диалога между сторонниками и противниками радикальных реформ в образовании, довольно быстро превратился в шоу. В отсутствие ряда ключевых чиновников, которые по разным причинам проигнорировали приглашение телеведущей, численное и голосовое преимущество на форуме получили противники единого госэкзамена и прочих новшеств, предусмотренных программой модернизации. Они наконец-то смогли свободно выплеснуть накопившиеся негативные эмоции.
Особо яркие реплики и уколы в адрес реформаторов собравшиеся 25 августа на национальном образовательном форуме «Умная школа» две сотни учителей встречали одобрительным гулом и аплодисментами. Тонус мероприятию задавала его инициатор - телеведущая Тина Канделаки, которая, впрочем, в последнее время любит представляться общественным деятелем. Канделаки, став членом Общественной палаты, все чаще обращается к образовательной тематике. Правда, в довольно экстравагантной манере.
Открывая форум, Тина Канделаки вывела на огромную электронную панель за своей спиной презентацию с цифрами, которыми она решила описать и сравнить быт советского, а потом и российского учителя. Она оценивала общественное положение учителя в колбасе: в 80-е на среднюю зарплату педагога можно было купить 61 кг, к 90-м ее количество критически снизилось - 9 кг, а в 2000-е вновь подросло - до 67 кг. Также в качестве инструментов оценки использовались сыр, джинсы, женские сапоги, стиральные машины и «Жигули». Тезис о медленной деградации российской школы Канделаки также подтверждала ссылками на отечественную кинопродукцию (дрейф от «Приключений электроника» до сериала «Школа») и снижением результатов учащихся из России в международных рейтингах успеваемости (Pisa) и интереса к чтению (Pirls).
Хотя Канделаки приглашала и министра Андрея Фурсенко, и главу московского департамента образования Исаака Калину, НА ФОРУМЕ СОБРАЛИСЬ В ОСНОВНОМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ КРИТИКИ РЕФОРМ В ОБРАЗОВАНИИ. Были замечены, в частности, член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов, научный редактор ИД «Эксперт» Александр Привалов, известный учитель и автор открытого письма против новых образовательных стандартов Сергей Волков, лидер профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. «Моя цель - дать голос не только авторам реформ, но и критикам», - оправдывала обилие «оппозиционеров» Канделаки в беседе с корреспондентом «МН». Группу реформаторов представляли разработчики «Стратегии-2020» - ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, его заместитель по образовательной комиссии Общественной палаты Любовь Духанина, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук Анатолий КАСПАРЖАК.
Последний попытался было поделиться планами по дальнейшей модернизации среднего образования, заложенными в разрабатываемую сейчас под эгидой Высшей школы экономики «Стратегию-2020». Но тут же получил порцию критики от тех, кто уже успел эту стратегию прочитать. «Авторы констатируют, что все плохо, но пишут, что самое главное сейчас, чтобы не начался возврат к прошлому и не стали заново обсуждать реформу», - отметил Александр ПРИВАЛОВ. Он прокомментировал и недавнее заявление главы Минобрнауки Андрея Фурсенко о том, что «провал основной школы - главная проблема образования». «Министр занимает свой пост больше 7 лет, если в основной школе случился провал, может, он должен вслед за этим заявлением подать в отставку», - призвал Привалов, сорвав бурные и продолжительные аплодисменты.
Еще более бурные упреки посыпались на реформаторов в тот момент, когда началось обсуждение проблем Единого госэкзамена, который, как выяснилось, участники форума считают главной проблемой школы за последние 10 лет.
Пополнивший стан критиков писатель и журналист Дмитрий БЫКОВ призвал отказаться от ЕГЭ по литературе и истории. «Я не против ЕГЭ по строгим дисциплинам. Но мне кажется, что ЕГЭ убивает литературу и историю. Как сказал классик, литература - явление концертное. Устный ответ не может быть заменен галочками и клеточками. Я занимаюсь литературой уже очень давно, но не во всяком тексте найду синекдоху, и это детям знать не надо. Это убивает понимание произведения. Сколько было шагов от квартиры Раскольникова до квартиры Алены Ивановны? Это неважно. Когда мы говорим только о фактографии, это начетничество».
Ректор ВШЭ Ярослав КУЗЬМИНОВ, прилюдно признавшийся, что был одним из идеологов введения ЕГЭ, по мере сил оправдывался. Он назвал главным положительным эффектом ЕГЭ возможность молодежи из регионов поступать в лучшие вузы Москвы и Санкт-Петербурга. «В советское время 85% мест в московских вузах отдавалось абитуриентам из регионов. В последние годы - только 25%. В обществе сложилось понимание, что вузы не для всех. Образование перестало быть социальным лифтом», - перечислял он проблемы, которые позволяет преодолеть Единый госэкзамен. В то же время ректор ВШЭ признал, что нынешний формат едва ли лучший. «Я считаю, что 10 лет - достаточный период, чтобы начать искать новые форматы», - заявил Кузьминов, уточнив, что сейчас обсуждается предложение ввести два уровня ЕГЭ: обычный и для детей с углубленным знанием.
Руководителя ВШЭ поддержал главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей ВЕНЕДИКТОВ. «Почему вы все о себе говорите! - отчитывал он представителей педагогического сообщества. - ЕГЭ нужен не вузам и не школе, а детям, спросите у них. Я 20 лет был учителем, раньше мы могли учить детей, а потом в вузах им писали «тема не раскрыта», там на экзаменах валили постоянно».
Далее дискуссия о том, когда было лучше - до или после ЕГЭ, стала настолько бурной, что патриарх педагогики, учитель русского языка и литературы гимназии №1539 Лев АЙЗЕРМАН назвал происходящее базаром. «Через несколько лет я начну свой 60-й и последний учебный год и могу сказать, как выглядят споры о ЕГЭ в последнее время», - заметил он. Айзерман заявил, что предложения Общественной палаты и других экспертных институтов «ввести видеонаблюдение, передать экзамен спецслужбам и сажать за нарушения» весьма напоминают ему басню Крылова «Квартет».

"Московские новости", 25.08.2011
http://mn.ru/society/20110825/304363350.html

Роскошь учительского общения
Накануне нового учебного года педагоги встретились с идеологами от образования
«Большинство педагогов пребывают в огромном недоумении: за чей счет жируем?» - поделился своими мыслями с журналистами учитель русского языка и литературы Сергей ВОЛКОВ. Было это в Москве в отеле Балчуг-Кемпински на прошлой неделе. А речь шла о двухдневном образовательном форуме «Умная школа», на который были приглашены 200 педагогов страны. Накануне этого мероприятия телеведущая Тина КАНДЕЛАКИ, активно движущаяся из «нереальной» политики в живую, примерно на такой же вопрос ответила так: «Считайте, что я хочу сделать педагогам праздник перед началом учебного года!»
Праздник получился. В том смысле, что, возможно, кому-то из учителей выпал в первый (и единственный) раз в жизни такой подарок - три дня в люксовом отеле в центре Москвы. Да еще в придачу к «людям из телевизора», основным спикерам темы на ТВ-экране.
Как объяснили организаторы мероприятия, при подготовке к форуму была проанализирована цитируемость педагогов в СМИ и блогах, изучены рейтинги конкурсов «Педагогический дебют» и «Учитель года» за прошлые 5 лет и списки лауреатов президентской стипендии. Отобранные (с учетом еще и территориального принципа) счастливчики должны были стать основными участниками дискуссии по темам: оценка качества школьного образования; образовательные стандарты; образовательное законотворчество; образовательная среда.
Должны были. Но не стали. Голос педагогов остался за кадром. Точнее, на большом экране в виде кратких ответов на поставленные вопросы. Вопросы, кстати, тоже оказались не совсем проблемные, а чаще и вовсе даже не совсем понятные. Но это все - детали. Главное, состоялся праздник приобщения учителей к диалогам умных людей между собой.
Одно удовольствие было слышать их аргументы за и против нововведений Министерства образования и науки РФ. Например, такие.
Директор школы «Царицыно» Ефим РАЧЕВСКИЙ: «Вы говорите о массовых фальсификациях на ЕГЭ, как будто раньше этого ничего не было. А как вы думаете, зачем раньше заставляли всех школьников покупать на экзамен одинаковые ручки? Ага, задумались… Чтоб поправлять ответы было легче».
Еще один популярный директор школы - академик Российской академии образования Евгений ЯМБУРГ: «Спрашивать про ЕГЭ у москвичей все равно что спрашивать Великого князя Константина про Великую Октябрьскую революцию!» Он же высказался насчет автономии школ: «Все заведения в регионах уже давно и без принуждения автономные. И все поголовно перешли на аутсорсинг. Он же - «отсосинг», что означает: «Все те же технички на тех же местах, но называются они уже по другому - «клининг-персонал».
И опять Ямбург про экзамен: «Не сердитесь, но у меня коррекционные дети сдают ЕГЭ». Или вот еще пара цитат из вечного: «…Переход страны на ЕГЭ мне все больше напоминает переход Суворова через Альпы… Картину Сурикова все, конечно, помнят… Через пятую точку». «В одной из школ Единый госэкзамен проходил под девизом (подождите, я сотру слезу умиления): «Честь дороже оценки!»
На женский зал (учителя у нас в основном женщины) элегические пассажи полемистов действовали безотказно. В общем, праздник, несомненно, удался.
Теперь насчет дела…
Дело, собственно, здесь в одном. В попытке свести оппозиционеров к единому мнению. Задача, сразу скажем, не только неблагодарная, но и невыполнимая. Суммы мнений тоже не получилось. Здесь все сами по себе, соло… Зато в ходе дискуссии участникам форума было предложено при помощи пультового голосования ответить на ряд вопросов по поводу ЕГЭ. Лишь 39% делегатов считают ЕГЭ эффективным инструментом оценки знаний, 80% высказались за предоставление учащимся возможности сдавать ЕГЭ на добровольной основе. Вместе с тем лишь 27% проголосовали за отмену ЕГЭ, 73% относятся к этой идее отрицательно.
Вот такой парадокс. ЕГЭ большинству не нравится, но отменять его не будем. Наиболее разумная точка зрения в отношении к ЕГЭ, по мнению части педагогов, выглядит так: «Пункты внешней приемки экзамена нужно иметь обязательно. При этом, если этот пункт приема дает халтурных студентов, он отрешается от этого дела навсегда. После школы обязательна итоговая аттестация. Хочется в вуз - сдавай ЕГЭ. При этом в первый раз экзамен сдают бесплатно - во все последующие разы за деньги».
Насчет школы - все то же самое «раздвоение личности». Современная школа никому не нравится. Назад в прошлое не пойдем. Какую школу нам нужно - не знаем. Коменского нет. Идей тоже нет. Да что там Коменского! Даже своего доктора Рошаля в образовании нет. Нет лидера в образовании - ни оппозиционного, ни какого другого. Место вакантно. Примериваются многие. Вот даже Тина Канделаки примерилась… А что! Зато роскошно. На следующей неделе депутат ГД РФ Олег Смолин хочет собрать свою «тусовку» учителей. Эх! Не переплюнет!

"Независимая газета" от 31.08.2011
http://www.ng.ru/education/2011-08-31/7_forum.html



Выступление преподавателя московской школы №57, редактора приложения "Первое сентября" Сергея ВОЛКОВА:
ВИДЕО: http://portal-nko.ru/dialog/blog/thread/?id=2239



Выступление писателя Дмитрия БЫКОВА:
ВИДЕО: http://portal-nko.ru/dialog/blog/thread/?id=2240

Дмитрий БЫКОВ: Подчинение знаку
ЕГЭ по литературе и истории - дело гибельное
Я ничего не имею против ЕГЭ по техническим, математическим и иным строгим дисциплинам. Мне представляется, что ЕГЭ по литературе и истории абсолютно убивает предмет. По замечательной формулировке Аполлона Григорьева, «литература - явление концертное». Во многих отношениях это выступление перед людьми.
Наши люди очень часто двух слов связать не могут, с формулировкой своих мыслей у них серьезные проблемы. Устный ответ - подробный, с развертыванием, с доказательством своих взглядов не может быть заменен никакими галочками в клеточках.
Что касается литературы, многие считают, что ее преподавание в школе вообще не нужно. Я с этим охотно соглашусь, мы перенесем наши уроки куда-нибудь в пещеры, в схроны, и там будем продолжать нашу миссию. Но по литературе ЕГЭ - вообще гибельное дело.
Я занимаюсь литературой довольно долго: печатаюсь лет 25, некоторое количество книжек я написал, преподаю я лет 12. Но я не во всяком тексте найду синекдоху, и не всегда объясню ребенку, почему здесь метонимия, а не метафора. И это совершенно детям знать не надо, почему здесь антономасия, а здесь парономасия. Это абсолютно убивает, выхолащивает дух произведения. В каком из четырех городов родился Гончаров? В каком из четырех городов родился Салтыков-Щедрин? Ни плюса, ни минуса никакого это не дает ни к изучению Гончарова, ни к изучению Щедрина - это бессмысленное дело. Сколько было шагов от каморки Раскольникова до квартирки Алены Ивановны? Абсолютно это неважно. Это важно было Достоевскому, когда он планировал преступление героя. Фактическая сторона литературы очень важна, но она заключается в ином - в знании текста, цитат и исторической обстановки.
Что касается истории. Когда мы с вами говорим о фактографии, это опять-таки начетничество. Надо учиться дискуссии, а дискуссии ЕГЭ не дает ничего.
И последнее - человек счастлив в той степени, в какой он может не зависеть от системы. Он свободен в той степени, какую он сумел себе откупить, выгрызть зубами, в общем, как-то сосуществуя с этой системой, построить себе отдельный домик. Потому что если все воспринимать близко к сердцу, с ума сойдешь. Значит, учитель хорош в той степени, в какой он может выпасть из системы школьного образования. ЕГЭ - это именно система, это тотальное подчинение знаку. А вовсе никакого простора для личности здесь нету. Поэтому пусть уж мучаются математики, их можно таким образом проверить, а учителя русского, литературы, истории и иностранных языков, позвольте, будут настаивать на том, чтобы ЕГЭ от них убрали.

"Взгляд", 29.08.2011
http://vz.ru/opinions/2011/8/29/518331.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Тина КАНДЕЛАКИ: «Великие учителя! Произнося речи, не затыкайте ушей» (Б.Брехт)
25-26 августа в Москве прошел первый Национальный образовательный форум «УМНАЯ ШКОЛА»
http://tikandelaki.livejournal.com/255451.html
Фриц Моисеевич МОРГЕН: Впервые в России - прямая демократия в действии
http://fritzmorgen.livejournal.com/423912.html

ЕГЭ, история, литература, предмет, школа, видео, проблемы, Быков, учитель, образование

Previous post Next post
Up