Вотум недоверия: На пике нефтедоходов капиталы лавиной уходят из России (Сергей ШЕЛИН)

May 26, 2011 11:35

Деньги выбирают свободу
Оказывается, наша держава сохранила фирменное умение опровергать законы природы, истории и экономики. Предсказатели опять осрамились. НА ПИКЕ НЕФТЕДОХОДОВ КАПИТАЛЫ ЛАВИНОЙ УХОДЯТ ИЗ РОССИИ, ВМЕСТО ТОГО ЧТОБЫ, ПОДЧИНЯЯСЬ НАУЧНО ОБОСНОВАННЫМ ПРАВИЛАМ, СТЕКАТЬСЯ К НАМ СО ВСЕГО МИРА.
Давайте не будем преуменьшать масштабы этого экономического чуда, зрителями которого мы стали в последние месяцы. Ведь экономика наша считается простой и предсказуемой, потому что стоит на торговле нефтью, газом и мазутом. И знающим людям до самого недавнего времени удавалось угадывать, как она себя поведет, если нефтяная цена сыграет вверх или вниз.
Если вверх, то рубль должен крепчать, акции наших компаний подниматься, а иностранные капиталы (это такое политкорректное название для капиталов российского происхождения, удравших когда-то за границу) валом валить обратно на старую родину в надежде на великий навар. Ну а когда нефть играет вниз, то все наоборот: рубль падает, акции дешевеют, а деньги спешно эвакуируются в безопасные края.
Опираясь на эту, еще не опровергнутую тогда научную доктрину, Банк России прошлой осенью изготовил три сценария на нынешний год. Самый скептический (при цене нефти Urals $60 за баррель) предусматривал, что годовой отток капитала из России составит $15 млрд. Самый лучезарный (при $90) предвещал приток в $20 млрд. Примерно нулевой баланс притока-оттока денег предсказывал и Алексей Кудрин - исполняющий обязанности записного пессимиста в кругу главных наших начальников.
Вот и верь после этого в науку с ее потугами понять, что у нас может произойти, а что не может. Прогнозы рухнули, а матерые пессимисты оказались наивными оптимистами. И это при том, что средняя цена Urals в нынешних январе-апреле достигла вовсе не $90, а добрых $107, т. е. оказалась в 1,4 раза большей, чем год назад. И при такой-то благодати за первые 4 месяца этого года чистый отток капитала из страны достиг примерно $30 млрд (год назад в те же месяцы утекло только $13 млрд).
Рубль практически не крепчает, акции российских компаний плавно, но уверенно идут вниз.
Если верить науке, то все должно было обстоять ровно наоборот. Ведь $107 за баррель - это цена не просто большая, а фантастическая. На сколько-нибудь протяженных отрезках времени нефть никогда выше и не стояла. В среднем за первые 9 месяцев 2008-го, штурмуя свои исторические вершины перед тем, как рухнуть, нефтяная цена была ровно такой, как сейчас, в январе-апреле 2011-го. А за последний целиком жирный 2007-й так и гораздо ниже - только $70 за баррель, и этого оказалось тогда достаточно, чтобы чистый годовой приток капитала в Россию достиг $82 млрд, в том числе за первые 4 месяца 2007-го - почти $33 млрд. Столько же, сколько сейчас, но с противоположным знаком.
С чем сравнить этот сегодняшний незапланированный убыток? Разумеется, с незапланированным прибытком, возникшим из-за того, что нефтяные цены-2011 оказались выше самых наглых прогнозов. Год назад, за январь-апрель 2010-го, экспортная выручка России составила $125 млрд. За первые 4 месяца 2011-го она выросла примерно до $155 млрд, так как 70% нашего экспорта составляют нефть и другие энергоносители, резко подорожавшие вместе с нефтью. Но внутри страны эти деньги не задержались.
Дополнительный нефтяной барыш первых 4-х месяцев этого года ($30 млрд) по случайному или неслучайному совпадению как раз и равен вышеупомянутому оттоку капитала, произошедшему за то же время.
При любом способе истолкования совпадение, согласитесь, интересное.
Чтобы подсластить эти унылые вести, статистическая служба срочно обнародовала приятную новость о невероятном росте притока к нам иностранных инвестиций. Оказывается, в I квартале 2011-го этих инвестиций ($44,3 млрд) пришло к нам аж в 3,4 раза больше, чем в том же квартале 2010-го. Вот вам и радостное чудо, затмевающее нерадостное. При условии, что не будешь вникать в детали.
«Иностранность» почти всех этих инвестиций, как уже говорилось, сугубая липа. Но это как раз и не проблема. Деньги все равно деньги. Проблема в другом - НА ЧТО ОНИ ТРАТЯТСЯ И В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ ДВИЖУТСЯ. Объем так называемых погашенных иностранных инвестиций (т. е. ушедших из России) тоже ведь вырос за год в три с лишним раза и достиг $41,0 млрд. То есть реальный положительный баланс за квартал - всего $3,3 млрд. Кроме того, СТРУКТУРА ПРИХОДЯЩИХ СЕЙЧАС В РОССИЮ ИНВЕСТИЦИЙ РЕЗКО УХУДШИЛАСЬ по сравнению с прошлым годом. Они сегодня почти полностью состоят из кредитов, обслуживающих подскочившие импорт и экспорт, а также из денег, приведенных для сугубо спекулятивных операций. Доля взносов в капитал, т. е. полноценных прямых инвестиций, упала в общей массе этих «иностранных инвестиций» до смехотворных 4,2% против 10% в I квартале прошлого года.
Иначе говоря, БЕЗУМНЫЙ ВЗЛЕТ НЕФТЯНЫХ ЦЕН ВОПРЕКИ ВСЕМ НАУЧНЫМ СТАНДАРТАМ НЕ СДЕЛАЛ НАШУ СТРАНУ БОЛЕЕ ЗАМАНЧИВОЙ ДЛЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЛОЖЕНИЯ КАПИТАЛОВ, НО ЗАТО МНОГОКРАТНО УВЕЛИЧИЛ МАСШТАБЫ ВОЗВРАТНЫХ РЕЙДОВ - СНАЧАЛА К НАМ, А ПОТОМ ОБРАТНО ОТ НАС - КАПИТАЛОВ СУГУБО СПЕКУЛЯТИВНЫХ. Отсюда и иллюзия скачкообразного роста «иностранных инвестиций». Но и это только часть картины.
Ведь навстречу «иностранным» инвестициям, идущим или якобы идущим к нам, идет поток официально регистрируемых российских инвестиций в другие страны. И этот поток сейчас сильно ускорился.
За I квартал 2011-го объем российских инвестиций, ушедших за границу, достиг $29,3 млрд (кстати, из них почему-то в Швейцарию больше всего - целых $11,9 млрд), а сумма погашенных, т. е. теоретически возвращенных обратно в Россию, составила $25,0 млрд.
Оказывается, и по этой позиции чистый отток инвестируемых денег из страны ($4,3 млрд) больше, чем вышеупомянутый чистый приток в нее по линии так называемых инвестиций иностранных ($3,3 млрд). Значит, и тут в конечном счете минус.
Однако даже и все перечисленное - это еще только видимая часть картины. Сколько денег за эти же месяцы эвакуировано магнатами и немагнатами, и помногу, и не помногу, но по схемам, государственной статистикой не распознаваемым, - вопрос спорный. Но ясно, что немало. Не исключено, это еще десятки миллиардов долларов.
А теперь, не претендуя на особую точность, попробуем представить МАСШТАБ ПРОИСХОДЯЩЕГО. «Видимый» 30-миллиардный отток сложим с прикидочным «невидимым» и получим по вполне скромному счету миллиардов 40-50, ушедших за 4 месяца из России. Кстати, за те же самые месяцы российский ВВП составил (считая по обменным курсам валют) где-то $600 млрд.
КАК НАЗВАТЬ БЕГСТВО МИНИМУМ 7-8% ВВП, СОВПАВШЕЕ С ФАНТАСТИЧЕСКИ ВЫГОДНОЙ ДЛЯ СТРАНЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ КОНЪЮНКТУРОЙ, РАСПОЛАГАЮЩЕЙ ВРОДЕ БЫ К МАССИРОВАННОМУ ПРИТОКУ ДЕНЕГ? Экономическим чудом навыворот? Пожалуй. И еще ВОТУМОМ НЕДОВЕРИЯ.
Если столько людей, и богатых, и не особо богатых, эвакуируют сейчас за границу свои активы и накопления, значит, НЕ ДОВЕРЯЮТ СИСТЕМЕ. Какими способами она добилась их недоверия - можно разбирать по пунктам. Но сам-то факт неоспорим. Система сумела доказать этим своим подданным, что полагаться на нее не стоит, что она ненадежна по самой своей сути, замкнулась в собственных интересах и понятия не имеет, куда поведет страну. И, уж конечно, эти эвакуационные мероприятия говорят о направлении мыслей наших сограждан в тысячу раз больше, чем зигзаги всех «рейтингов доверия» вместе взятых.
Сергей ШЕЛИН

Газета.Ру, 25.05.2011
http://www.gazeta.ru/column/shelin/3628261.shtml
Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.

Шелин, статистика, деньги, система, доверие, инвестиции, Росстат

Previous post Next post
Up