С 25 марта по 25 июня любая большегрузная машина с осевой нагрузкой более 5 тонн, выехав на дорогу, считается незаконной. Но в России осевая нагрузка даже пустого тягача составляет 5 тонн...
Руководство Минтранса, похоже, заинтересовано не в качестве дорожного строительства, а в освоении бюджетных средств, выделяемых на непрерывный ремонт.
Автоперевозчики обратились к президенту РФ: Минтранс издал приказ, провоцирующий коррупцию
Министерство транспорта РФ продолжило и в этом году применять действенный способ борьбы с весенним разрушением дорог в России. С 25 марта по 25 июня любая большегрузная машина с осевой нагрузкой более 5 тонн, выехав на дорогу, считается незаконной. Грузовики будут взвешивать, а за превышение веса - выписывать крупный штраф или лишать водительских прав до 6 месяцев.
Таким образом, объявив дороги зоной, свободной от автомобилей, шоссейные стратеги сберегают покрытие федеральных трасс на время весенней распутицы. Как сообщают "Аргументы недели" (
http://www.argumenti.ru/society/n282/99796), такой подход гораздо экономичнее строительства трасс, их ремонта и обслуживания.
Ограничения не касаются международных и пассажирских перевозок, а также фур, которые перевозят продукты питания, ГСМ, почту, лекарства. Но доставка бытовой и оргтехники, автомобилей, мебели и сотен других типов товаров на три месяца замораживается.
В самом Минтрансе напомнили, что подобные ограничения весной вводятся ежегодно и не более месяца в каждом регионе. Как заявил начальник управления эксплуатации и сохранности автодорог Росавтодора Игорь АСТАХОВ, компании-перевозчики в это время без затруднений, даже с энтузиазмом переходят на малотоннажные грузовики.
Однако, как отмечает издание, исполнить приказ Минтранса многие перевозчики не в состоянии, так как в цепочке перемещения грузов завязаны слишком многие отрасли экономики. Переориентировать же значительную часть грузов на железную дорогу не удастся.
Владельцы автобольшегрузов, которым волей-неволей придется нарушать министерское "вето" и давать дорожным чиновникам и инспекторам немалые взятки, уже направили руководству страны видеообращение (
http://www.youtube.com/watch?v=8rCOTPyjqEU), сообщает "Московский комсомолец" (
http://www.mk.ru/politics/news/2011/03/28/576337-avtoperevozchiki-obratilis-k-medvedevu-cherez-internet-quotperevozki-stanovyatsya-nezakonnyimiquot.html). Они попросили президента Дмитрия Медведева прикрыть "заведомо коррупционные приказы" Минтранса.
Президент Объединения перевозчиков Сибири Вячеслав ТУРНАЕВ рассказал президенту, что ПРИКАЗЫ МИНТРАНСА N149 И N21 ПРАКТИЧЕСКИ ПАРАЛИЗУЮТ РАБОТУ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ, ТАК КАК "В СИЛУ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОВИКОВ В РОССИИ ОСЕВАЯ НАГРУЗКА ДАЖЕ ПУСТОГО ТЯГАЧА ДОСТИГАЕТ 5 ТОНН". А ПРИКАЗ ЗАПРЕЩАЕТ ТАКУЮ НАГРУЗКУ.
Проекты и запреты, которые в последнее время издает Минтранс, преследуют иные цели, далекие от сохранности асфальтового покрытия, отмечают "Аргументы недели". "Отряд коррупционных исполнителей весенних ограничений растет как на дрожжах. Любой перевозчик знает размер так называемой таксы для проезда поста весов контроля в том или ином регионе", - говорится в обращении.
Издание предполагает, что такой ЗАПРЕТ СТАЛ КАТАЛИЗАТОРОМ КОРРУПЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ДОРОГАХ РОССИИ. Кстати, такса на весовом контроле велика: чиновники не скромничают, так как официально за сверхнормативный вес машины для водителя предусмотрено наказание в виде лишения водительских прав до 6 месяцев, а для юридических лиц - штраф до 500 тысяч.
В этом году некоторые добросовестные грузоперевозчики все-таки вынуждены будут остановить бизнес и уволить сотрудников. "Как в этом случае быть с налогами, в том числе транспортными, которые мы платим в государственную казну, которые расходуются и на ремонт дорог, по которым нам запрещено ездить?" - недоумевает Турнаев.
Напомним, недавно президент Медведев потребовал от Минтранса РФ довести качество строительства дорог до мировых стандартов, а межремонтный срок полотна увеличить в 8-10 раз. Вероятно, подобные ежегодные приказы Министерства транспорта, возглавляемого Игорем Левитиным, и направлены на то, чтобы выполнить поручение президента, не прилагая особых усилий.
Как напоминают "Новые Известия" (см. НИЖЕ), ПРИЧИНА ПЕРМАНЕНТНОГО ДОРОЖНОГО КРИЗИСА, прославленного в анекдотах, ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ОСОБЕННОСТЯХ ГРУНТА, ИЗ КОТОРОГО В РОССИИ СООРУЖАЮТ ДОРОЖНЫЕ НАСЫПИ. ОН СОДЕРЖИТ ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ ГЛИНИСТУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ - НЕ МЕНЕЕ 8-10% ОТ ОБЪЕМА. ЭТА РЫХЛАЯ ГЛИНЯНАЯ НАСЫПЬ "ПОДСАСЫВАЕТ" ВОДУ ИЗ ГЛУБИНЫ ЗЕМЛИ. ЗИМОЙ ВОДА ЗАМЕРЗАЕТ, А ЛЕД, КАК ИЗВЕСТНО, ИМЕЕТ БОЛЬШИЙ ОБЪЕМ, ЧЕМ ЖИДКОСТЬ, - ОН ЛОМАЕТ АСФАЛЬТ И ВНУТРЕННЮЮ СТРУКТУРУ НАСЫПИ. ТЯЖЕЛЫЕ КОЛЕСА ГРУЗОВИКОВ ДОБИВАЮТ ПОКАЛЕЧЕННУЮ ТРАССУ.
Но газета винит в такой ситуации косную политику руководства Министерства транспорта, замешенную на бесконтрольном освоении бюджетных средств. "Отлаженный Левитиным БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ ЗАМКНУТ И НЕ СПОСОБЕН УСВАИВАТЬ ИННОВАЦИИ. Похоже, главной целью его существования является переваривание бюджетных денежных масс", - пишут "Новые Известия".
Издание приводит следующие цифры: МЕХАНИЧЕСКАЯ ПРОЧНОСТЬ ДОРОГИ В РОССИИ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ПРОЧНОСТЬ ДОРОГ В ЕВРОПЕ И США В 5-7 РАЗ; 2/3 ДОРОЖНОГО БЮДЖЕТА СТРАНЫ ТРАТИТСЯ НА РЕМОНТ ДОРОГ И ТОЛЬКО 1/3 - НА СТРОИТЕЛЬСТВО НОВЫХ; из-за дефектов дорожного полотна в России экономические потери составляют почти 3% ВВП; некачественное покрытие дороги повышает стоимость перевозок на 30-50%, а СРЕДНЯЯ СКОРОСТЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИИ ВДВОЕ НИЖЕ, ЧЕМ В ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАНАХ. При этом стоимость обслуживания машин выше в 2,5-3 раза, а срок службы на 1/3 меньше, чем в развитых странах. Кроме того, автомобиль расходует в 1,5 раза больше горючего.
Напомним, что Генпрокуратура РФ в ходе последней проверки выявила, что состояние большинства дорог в России небезопасно для передвижения по ним. А их обслуживание также проводится с нарушением закона. Как пишет "Российская газета" (
http://www.rg.ru/2011/03/29/dorogi.html), статистика свидетельствует, что каждое пятое ДТП происходит из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог.
Среди основных нарушений прокуроры называют: отсутствие контроля за сохранностью дорог, неудовлетворительное состояние улично-дорожной сети, а также непроведение мероприятий по содержанию и ремонту дорог.
По результатам проверки Генпрокуратура поручила прокурорам субъектов Российской Федерации повысить надзор в дорожной сфере и занимать принципиальную позицию в случае выявленных нарушений, привлекать виновных должностных лиц не только к дисциплинарной, но и к уголовной ответственности.
NEWSru.com, 31.03.2011
http://www.newsru.com/arch/russia/31mar2011/mintrans.html Вечный праздник
Модернизация российских дорог оказалась под катком чиновников Минтранса
Как первые осенние заморозки с гололедом автомобилисты называют «днем жестянщика» из-за массовых аварий, так весеннюю распутицу впору окрестить «праздником оторванных колес». В это время года асфальтовые дороги в России превращаются в полосу препятствий. На ситуацию в дорожной сфере уже обратил внимание президент Дмитрий Медведев: он потребовал от Минтранса РФ довести качество строительства до мировых стандартов, а межремонтный срок полотна увеличить в 8-10 раз. К сожалению, это поручение относится к разряду невыполнимых: нынешнее руководство Минтранса, возглавляемого Игорем Левитиным, похоже, заинтересовано не в качестве дорожного строительства, а в освоении бюджетных средств, выделяемых на непрерывный ремонт.
Российские дорожники выглядят людьми занятыми. Каждый год бригады латают поврежденное полотно, однако толку от бесчисленных заплаток мало. Хронически разбитые дороги вредят имиджу страны и на корню подрывают экономику перевозок. Причина перманентного дорожного кризиса, прославленного в анекдотах, заключается не в особом складе русской души. Гидрогеологи давно установили, что грунт, из которого в России сооружают дорожные насыпи, содержит значительную глинистую составляющую - не менее 8-10% от объема. Рыхлая глиняная насыпь «подсасывает» воду из глубины земли. Зимой вода замерзает, а лед, как известно, имеет больший объем, чем жидкость, - он ломает асфальт и внутреннюю структуру насыпи. Тяжелые колеса грузовиков добивают покалеченную трассу.
Это объективный природный фактор, с которым «нам жить». Америке и Европе, например, повезло - там большинство грунтов песчаные и эффекта подсасывания влаги в дорожное полотно не наблюдается. Но непобедимость второй русской беды имеет и субъективную составляющую - косную политику руководства Министерства транспорта РФ, густо замешенную на бесконтрольном освоении бюджетных средств.
Вот показательный факт: действующий российский стандарт плотности дорожной насыпи был введен еще в 1939 году, в условиях иных нагрузок и скоростей. А за то время, пока во главе Минтранса РФ стоит Игорь Левитин, дорожные строители прекратили соблюдать и этот завет предков. Так что механическая прочность современной дороги в России меньше, чем прочность дорог в Европе и США в пять - семь раз.
Между тем проведенные исследования показали, что в грунте, уплотненном лишь на 5% выше действующего стандарта, не остается пустот, он менее гигроскопичен, а прочность насыпи увеличивается до принятой в мировой практике. Причем технология «бескатковой», дешевой трамбовки появилась еще на излете существования СССР, в 1980-х годах, когда конструкторы-дорожники Вячеслав Быкадоров и Феликс Губерман разработали прогрессивный метод трамбовки дорожных насыпей.
В основу был положен принцип уплотнения вибрацией, как в литейной металлургии. Была построена экспериментальная трамбовочная виброплатформа. Она с одного прохода уплотняла грунт насыпи на 7% выше ГОСТа. Это соответствует общему увеличению прочности полотна в 2,5-3 раза. Шоссе теряло способность всасывать влагу, а межремонтный срок увеличивался до евростандарта. К сожалению, с распадом СССР дело заглохло. Хотя идею до сих пор поддерживает целый ряд авторитетнейших организаций. Это Инженерный центр геологии и экологии РАН, Российская академия наук, лаборатория грунтоведения Московского государственного университета, кафедра инженерной геологии Геологоразведочной академии, Московский автомобильно-дорожный институт, Российское дорожное научно-производственное объединение «ГП РосдорНИИ», Всероссийский научно-исследовательский институт строительного и дорожного машиностроения.
Сторонником принципа вибротрамбовки насыпей выступает и вице-президент РАН, академик Николай Лаверов: «Создание нового типа грунтотрамбующих машин позволит практически реализовать данное предложение для улучшения качества дорог. По нашему мнению, необходимо незамедлительно ввести в практику дорожного строительства подобный метод повышения плотности дорожного полотна», - считает академик. Лаверов не раз обращался в правительство РФ, доказывая, что традиционная технология - давление грунта катком - бесперспективна и противоречит российским грунтово-климатическим особенностям.
В Министерство транспорта и лично министру Игорю Левитину передавались десятки документов, «на пальцах» объясняющие преимущества новой технологии и о реальной возможности избавить дороги страны от дурной славы. В ответ - тишина. «Минтранс по-прежнему глух к аргументам ученых. Ремонтировать плохие дороги ему гораздо выгоднее. Пока в России дорожные службы одновременно сами строят дороги и сами же себя контролируют, ничего не изменится, - считает сам изобретатель вибротрамбовщика Феликс Губерман - Во всяком случае, плотность дорожной подушки - главной в дороге - должен мерить независимый от дорожников орган».
До сего дня Минтрансу удавалось игнорировать попытки ученых модернизировать дорожную отрасль. Предложения изменить устаревший ГОСТ 1939 года, повысив норматив плотности дорожной подушки на 5%, или провести независимую сравнительную экспертизу качества уплотнения повисают в воздухе. Это объяснимо. Дело в том, что отлаженный Игорем Левитиным бюрократический организм замкнут и не способен усваивать инновации. Похоже, главной целью его существования является переваривание бюджетных денежных масс. А потому, как писала год назад газета «Наша версия», все компании, так или иначе связанные с главой Минтранса, развиваются наперекор экономическим кризисам и финансовым бурям. Причем, по мнению издания, «характерный финансовый взлет компаний, ранее принадлежавших министру, странные операции с инвестированием неких «разработок» и продажи недвижимости при всем своем многомиллионном обороте представляют собой только верхушку массивного здания бизнеса, выстроенного за счет хиреющей транспортной отрасли».
Логика проста: две трети дорожного бюджета страны тратится на ремонт дорог и только треть - на строительство новых. Выходит, разбитые дороги Минтрансу нужнее. Многомиллиардные расходы государства на ремонт дорог оборачиваются миллиардной выгодой для ряда конкретных персон. А эти люди умеют защищать свои прибыли. Ведь не случайно сам изобретатель вибромашины Феликс Губерман, как он рассказывал, после недвусмысленных намеков со стороны людей, близких к дорожной кормушке, был вынужден спешно эмигрировать в Израиль.
Между тем из-за дефектов дорожного полотна в России экономические потери составляют почти 3% ВВП. Некачественное покрытие дороги повышает стоимость перевозок на 30-50%, а средняя скорость автомобильных перевозок в России вдвое ниже, чем в промышленно развитых странах. При этом стоимость обслуживания машин выше в 2,5-3 раза, а срок службы на треть меньше, чем в развитых странах. Кроме того, автомобиль расходует в 1,5 раза больше горючего. Но эти цифры для другого уха, не имеющего, похоже, к Минтрансу никакого отношения.
"Новые известия", 30.03.2011
http://www.newizv.ru/news/2011-03-30/142826/ Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - моё.
РАНЕЕ О ГЛАВЕ МИНТРАНСА И.ЛЕВИТИНЕ:
"МК" предрекает "министру транспортной неосведомленности" смену места работы
http://loxovo.livejournal.com/1635930.html