Эдуард ЗОРИН
"Обагрённая Русь" .
Эдуард Павлович Зорин (1931 - 1989) советский писатель, последние 22 года жизни проведший во Владимире. Его главное произведение - тетралогия о великом князе владимирском Всеволоде Большое Гнездо, вышедшая в 1976-83. «Обагрённая Русь» как раз четвёртая, заключительная книга.
Так получилось, что первую книгу - «Богатырское поле» - я прочитал ещё в 1988, вторую и третью - «Огненное порубежье» и «Большое гнездо» - в 2003, а четвёртую вот только сейчас. Поэтому многие детали первых книг уже не помню, но всё же скажу в целом о цикле.
Не так уж много у нас романов о Древней Руси, а тут ещё в целых четырёх книгах. В общем-то написано неплохо. Действие происходит не только во Владимиро-Суздальской земле, но и в южной Руси, и в Новгороде, временами и в других странах. Много героев - и князья, и бояре, и дружинники, и священники, и купцы, и ремесленники, и крестьяне, и скоморохи и т.д. В общем, напоминает мартиновское ПЛИО, с той разницей, что всё же есть чёткий главный герой - Всеволод, проходящий от начала и до конца. А вот, к примеру, второго главного героя первой книги автор угробил в самом начале книги второй. Что мне сильно испортило впечатление (да, ПЛИО я тоже не люблю).
Беда в том, что автор, похоже, метался между желанием охватить как можно больше материала и нежеланием (или невозможностью по требованиям издательства) написать по-мартиновски толстенные кирпичи по тысяче с лишним страниц. Отсюда большая фрагментарность и рваность повествования. Герои появляются, потом пропадают на несколько лет, а то и вовсе с концами. В этом смысле Дмитрий Балашов в своём цикле «Государи Московские» сумел справиться лучше. Несмотря на то, что в его книгах тоже немало героев, но всё более чётко структурировано. С другой стороны Зорин выигрывает отсутствием велеречивых публицистических отклонений и зацикленности на теории Гумилёва.
А в общем о том же Всеволоде есть куда более удачная книга - «За лесными шеломами» Юрия Качаева. И всего-то 240 страниц.