"Типа я" Ислам Ханипаев

Feb 13, 2022 12:45




Дорогой воображаемый друг

Ты - тигар» (я знаю, что пишется«тигр», но все крутые пишут и говорят «тигар»).

Я начинала читать эту повесть месяца три назад в библиотеке фонда Прохорова, которая давала  доступ к номинантам премии НОС. Организованная по литресовскому принципу: читать онлайн можно, скачивать и копировать отдельные фрагменты текста нельзя - позволила прочесть четыре книги. "Типа я" была пятой, на ней аттракцион неслыханной щедрости Новой  Словесности схлопнулся, уж и не знаю. по какой причине. Дочитала только теперь.

Потому что книга хороша.  И потому, что она снова в премиальном списке, на сей раз  Нацбеста 2022. И потому что -  это главное - хотелось узнать, что будет с мальчиком дальше. Артуру восемь лет (почти девять), после смерти мамы он живет в  приемной семье и очень хочет быть крутым. Зачем? Неверный вопрос. Правильнее было бы спросить "Почему?" Потому, что несчастлив.



Мама погибла, отца как-бы и не было никогда, в школе издеваются и травят, друзей нет. Такое случается, человек, переживший несчастье, несет на себе его отпечаток. Как тот, кого часто били по голове, вжимает ее в плечи и зажмуривается при виде занесенной руки, даже если она приближается за тем, чтобы погладить.  Приемная типа-мама говорит, что любит его, но это она врет, конечно. Взрослые все врут.

Один у него настоящий друг, крутой Али. О. так значит есть? Так значит нет. Потому что это воображаемый друг. Замещающая фигура наставника. Псевдоотец. Если в твоей жизни нет кого-то, а очень хочется, чтобы был, ты можешь сделать его из себя. Или попытаться найти настоящего папу. Ведь где-то же он есть.

И да, это будет рассказ о поисках отца, в ходе которых, как во всякой хорошей истории, герой обретет себя, семью, друзей. Ислам Ханипаев говорит, что вдохновлялся "Жутко громко и запредельно близко" , странно, но я во все время чтения ни разу не связала "Типа я" с книгой Джонатана Сафрана Фоера.

У этой истории совершенно самостоятельное звучание. Она забавная, обаятельная и она густо окрашена национальным дагестанским колоритом. Не без самоиронии, но с любовью.

советская проза

Previous post Next post
Up