Сканди-нуар с человеческим лицом
- Папа, а скандинавский детектив без расчлененки существует?
- Нет, сынок, это фантастика
Он есть! И мне повезло встретить отличный сканди-нуар, не оставляющий руки по локоть в крови-кишках-доброте. Об Андерсе де ла Мотте до сих пор не слышала, но в мире шведского детектива он фигура известная. Бывший полицейский, в прошлом глава службы безопасности Dell. Литературный дебют, роман "Игра", награжден Премией шведской криминальной писательской Академии (кстати, трилогия "Игра"-"Обман"-"Сеть" переведена на русский). Что до "Конца лета", то ему в год написания довелось быть в шорте той же литпремии. а сегодня, спустя три года, права на публикацию куплены четырнадцатью странами. Что это, если не успех?
О чем книга? Шведская глубинка, середина восьмидесятых. Идеальная семья: папа, мама, трое детей. Большой дом, отличный сад, везде следы довольства и труда. Они, впрямь, элита поселка. Нет, не смешно, поговорка о том, что лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме не на пустом месте появилась. Пятилетний Билли, младший в семье и общий любимец с этими его льняными кудрями, голубыми глазищами, ямочками на щеках, Билли мечтает о подарках, которые получит на день рождения. Неважно, что только через два месяца, у детей ожидание Рождества всегда плавно перетекает в ожидание дня рождения. Больше всего на свете ему хотелось бы собственного кролика, может быть дядя Харальд подарит? А если Билли удастся самому поймать крольчонка в ночном саду, куда тайком улизнул, то с дядиным их будет двое. И вот же он, так близко... Но тут Билли зовет мама, ее голос спугнул зверька. А после мальчик исчезает.
И прочная ткань семейной жизни расползается под пальцами гнилой материей. Поиски не дают результата, красавица мама после психического срыва попадает в лечебницу. Старшие дети и муж, словно бы не могут утешить в потере того единственного, кто имел для нее значение. А после и вовсе кончает с жизнью, набив карманы пальто камнями, выходит на тонкий лед озера. Отец обратился в тень себя прежнего. Весельчак и душа компании Маттиас уезжает учиться в Стокгольм, Вера, годом младше его, мечтает о том, как тоже уедет из холодного дома и они с братом заживут другой жизнью, веселой и интересной. Но тут тому приходится вернуться, чтобы прикрыть женитьбой беременность школьной подружки. Он так и осядет в поселке, станет местным полицейским. А Вера уедет, помотается по свету, поживет в больших городах. Остановится на Стокгольме, где станет вести группу психологической помощи людям, переживающим последствия утраты близких. Грошовая зарплата, крохотная квартирка, старая развалюха машина. Да и не Вера она теперь, Вероника.
Честно, страдания Вероники, не умеющей ассимилироваться во взрослую жизнь после той давней утраты, поначалу кажутся надуманными. Пока не понимаешь, что основной вектор там не пропавший без вести, да так и не найденный братишка, а мама. Которая не захотела жить, после его исчезновения. А как же папа, брат, как она? Она что же, совсем ничего для матери не значила? И даже если так, то ей-то мама ой, как нужна была. Почему же она выбрала уход? Так или иначе, мотивация здесь крепкая и желания поиграть в Станиславского не возникает, все мы эмоционально завязаны на матерей. Так идут за днями дни и единственный доступный молодой женщине источник морального удовлетворения - истории членов группы, которые тоже не умеют пережить потерю, по принципу: когда тебе плохо, найди того, кому хуже и попытайся помочь. Пока не появляется этот парень, который говорит, что исчезновение его друга в детстве разрушило жизнь его семьи, и по некоторым признакам Вероника догадывается, что другом был Билли, их Билли, а давняя история вновь обретает неожиданную актуальность.
Классный детектив: умный и серьезный, с героями, ведущими себя, как люди (а не как персонажи кунсткамеры). И даю гарантию, "Убийца Садовник" вы не закричите до самой последней страницы. Или до последней минуты, потому что есть возможность послушать "Конец лета" аудиокнигой в исполнении Игоря Князева, которое традиционно выше всяких похвал.