К этой книге я шла больше года. Побаивалась я ее. Тема, поднятая в книге, впрямую касается моей семьи.
Мои бабушки происходили из семей, которые подверглись раскулачиванию. Несмотря на то, что обе были еще дошкольницами, они живо помнили все, что происходило с их семьями. Впоследствии, понемногу, рассказывали мне эту семейную историю. С того времени как им показалось, что я доросла до понимания, что их рассказы не сказки, а все происходило на самом деле (где-то в мои лет в 7-8). Хотя, сейчас я могу сказать, что понимание того, что бабушки мне поведали чистую правду, пришло гораздо-гораздо позже. Уж слишком дикими мне казались и неправдоподобными их истории. Тем не менее, и через 30 лет я понимаю, что бабушки очень скупо описывали весь ужас, происходивший с ними. Но даже этих крох хватило мне на всю жизнь, чтобы с болью воспринимать весь масштаб трагедии, обрушившийся на семьи крестьян в 30-е годы.
История Зулейхи, это истинный АД на Земле. Недаром эпиграфом к этой книге стоят слова Л. Улицкой «Мощное произведение прославляющее любовь и нежность в аду». И если вы думаете, что личный ад Зулейхи начался в период кампании по раскулачиванию, то вы глубоко заблуждаетесь. О прошлом главной героини, мы узнаем из очень скупых строк, описывающих ее воспоминания о детстве и том, как она вышла замуж за Муртазу. И вот, уже в этих воспоминаниях света очень мало. У меня сложилось впечатление, что детство ее было голодное, а юность полна колотушек от мужа и бесконечной череды унижений от свекрови - Упырихи. Смерть, всех ее четверых дочерей в таких условиях, можно воспринимать двояко. С одной стороны, это безумно трагическая и, оставляющая незаживающие раны, в душе история. А с другой стороны, не было ли в этом, не побоюсь этого слова, Божего промысла, неким предвидением, ибо так, либо иначе девочки все равно бы не выжили, в тех условиях, что последовали за Октябрьской революцией и в той жуткой семье, в которой им выпала судьба родиться.
Еще более чудовищной выглядит жизнь Зулейхи, когда узнаешь, что главная героиня, является бабушкой Гузели Яхиной. Знаете, одно дело читать художественный вымысел, пусть и имеющий под собой реальные исторические факты, другое - понимать, что читаешь жизнь реально существующего человека, хотя и «причесанную» художественными приемами.
До сих пор не понимаю, что удерживало Зулейху от того, чтобы не сломаться раньше и не полезть в петлю от всех страданий, которые выпали ей в семье Муртазы. Да, я отдаю себе отчет, что мерею современными мерками жизнь человека, жившего почти 90 лет назад, человека иной веры и культуры. Но, думаю даже для жестокого ХХ века, слишком много изуверств вытерпела главная героиня.
Пока слушала главы, предшествующие ее аресту и заключению, думала, что только вера в Бога и спасала Зулейху, но каково мое изумление было, когда дошла до слов, что героиня явственно осознала, что Бог ее покинул. И вот, несмотря на то, что у нее не осталось ни какой опоры в жизни, она продолжила отчаянно цепляется за эту жизнь. Что ее спасло? - думала я. Неожиданная беременность, а затем рождение сына? Может именно долгожданный сын и дал ей сил? Но ведь были моменты, когда она отчетливо понимала, что лучшим выходом для них обоих была бы смерть. Или, совершенно невероятная, в условиях сибирского лагеря, любовь? Любовь к начальнику лагеря, а значит любовь к противоборствующей стороне? Нет, ведь и любовь заставила пройти Зулейху через дополнительные унижения. Так что же? Может люди, которые ее окружали, тот небольшой кружок, который пережил чудовищную и голодную зиму, в первый их год пребывания в лагере? Да, думаю именно это ощущение плеча товарища и не давало героине погрузиться в пучину мрака. Прекрасно, на мой взгляд, охарактеризованы те переселенцы, кто в конечном итоге помог выжить и Зулейхе и ее сыну. Во-первых, - доктор Лейбе. Сумасшедший доктор, который вдруг обрел заново ясность ума, когда в лагере ему пришлось вновь вернуться в профессию. Во-вторых, художник Иконников, который, несмотря на страшный прессинг со стороны начальства умудрялся тайно писать картины для собственного удовольствия и даже организовывал выставки для узкого круга «своих». В-третьих, профессор Сумлинский со своей женой, которые также, не растеряли своих человеческих качеств, да еще и помогали всем в лагере без исключения. Люди с большой буквы. Думаю, что именно, благодаря таким людям человечество сможет не только выжить, но и не растерять свои нравственные идеалы.
Рассказы о жизни в лагере дали мне представление того, что избежали мои бабушки. Им можно сказать повезло, так как к моменту, когда кампания по раскулачиванию докатилась до них, ссыльные лагеря были переполнены, и их семьи выслали в соседние (их месту жительства) бедственные районы. Скажем так, книга дополнила историю, рассказанную мне моими родственницами. И так как их давно уже нет в живых, то позволила мне найти ответы на мои многочисленные вопросы о том жестоком периоде.
Подводя итог, скажу, что такие книги нужны. Никто в стране не понес наказания за сломленные людские судьбы и жизни, никто не покаялся. Современное общество, забывает все неудобные страницы истории и даже старается доказать, что их и не было. А возвращаться к этой теме необходимо - чтобы помнили, чтобы не повторили!
оригинал