Good Bye, Караваджо!

Oct 07, 2018 13:10



Картина "Поцелуй Иуды, или Взятие Христа под стражу" после семи лет мытарств

Специалисты киевского отделения Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины начали работы по восстановлению полотна "Поцелуй Иуды" из Одесского музея западного и восточного искусства, предположительным автором которого считают Микеланджело Меризи де Караваджо, похищенной в 2008-ом году и возвращенной в 2010-ом.


Суд по делу о краже картины продолжается. Кроме посаженных исполнителей кражи, пойманных с поличным, - с картиной в руках, есть ещё несколько подозреваемых в соучастии, вину которых следствие пытается доказать. Сама же картина пролежала семь лет под арестом в условиях, далеких от музейного хранения и требует серьёзной реставрации.



Национальный научно-исследовательский реставрационный центр Украины Министерства культуры Украины 1

По словам председателя попечительского совета Одесского Музея западного и восточного искусства Юрия Маслова, "... недавно центр провел расширенное заседание научно-реставрационного совета, на котором была принята программа и утверждена методика реставрации картины. К сожалению, эти документы держатся в секрете, неизвестны даже примерные сроки выполнения работ. Мы планировали и планируем привлечь к реставрации специалистов из Европы, в том числе из Венеции (с ними уже есть договоренность), однако реставрационный центр упорно не желает никого допускать к этому процессу".

Проблема, как я понимаю, в том, что на иностранцев-реставраторов у Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины нет денег, тем более, что ценность и соответственно стоимость картины, подлежащей реставрации, оказалась гораздо ниже предполагаемой, из-за того, что картина эта не оригинал и даже не авторское повторение, а копия.

Как ещё в 2012-ом году рассказала заместитель директора Национального научно-исследовательского центра реставрации, где сейчас находится картина, Татьяна Бычко: "Для установления авторства картины мы консультировались со специалистами, ездили в "Эрмитаж". Есть все основания утверждать, что эта картина была написана итальянским художником Джиованни ди Атилли через десять лет после смерти Микеле да Караваджо. Заказчики как оригинала картины кисти Караваджо, так и копии кисти Атилли были родными братьями: Чиаракко и Адсрубале Маттеи. Картина, украденная из одесского музея, однажды уже реставрировалась в 1954-ом году в "Эрмитаже", в мастерских Грабаря. Поэтому там со всей определенностью утверждают, что это не Караваджо. Эта картина им хорошо знакома. Манера ее написания заметно отличается от манеры Караваджо. Это стало понятно после внимательного исследования рентгеновских снимков. Даже внешне одесская копия "Поцелуя Иуды" смотрится грубее оригинала в Дублине. Во вторых, уже прослежена история картины до того, как она попала в Россию". По словам Татьяны Бычко, автор "одесского" "Поцелуя Иуды" - Джиованни ди Атилли, известен только этой работой-копией.

По-хорошему, реставрировать бы эту картину в "Эрмитаже", ан нет - нынче в Россию никто не позволит обращаться - на дворе чай не 2012-й год. Вот и стоит перед киевскими реставраторами задача сделать невозможное. Как они с ней справятся, время покажет.



Национальный научно-исследовательский реставрационный центр Украины Министерства культуры Украины 2



Фрагмент изуродованной картины "Поцелуй Иуды, или Взятие Христа под стражу"

При этом сам Национальный реставрационный центр уверен в собственных технических и профессиональных возможностях.
"Все процессы по реставрации живописного произведения будут осуществлять ведущие художники-реставраторы ННИРЦ, которые имеют высокие квалификационные категории, значительный опыт практической работы на ниве реставрации", - говорится в заявлении Центра. Процесс будет контролировать расширенный научно-реставрационный совет с участием приглашенных художников-реставраторов станковой живописи высшей квалификационной категории из музейных учреждений Украины.

Good Bye, Караваджо!

Да, с мыслью о том, что украденная картина принадлежит кисти Караваджо пришлось попрощаться. Но есть один персонаж, который на этой краже сделал себе паблисити, - это украинский художник Александр Ройтбурд.



Александр Ройтбурд

В то время, пока украденная картина была ещё в розыске, он успел написать свою картину под названием "Good Bye, Караваджо!", которую в 2009-ом году где-то в Европах с аукциона продали за 97 000 $. Не миллионы, конечно, и даже не сотни тысяч, но для такой культурной периферии, как Украина, это сумма. В результате Ройтбурд стал самым дорогим художником Украины и её окрестностей.



Александр Ройтбурд - Good Bye, Караваджо!

Обсуждать художественные достоинства этого полотна я не буду, скажу только, что Александр до такой степени вдохновился работами Караваджо, что написал ещё серию картин по мотивам творчества знаменитого итальянца.



Ройтбурд и Караваджо 1



Ройтбурд и Караваджо 2



Ройтбурд и Караваджо 3



Ройтбурд и Караваджо 4



Ройтбурд и Караваджо 5



Картины Александра Ройбурда в выставочном зале

Не знаю, как автор назвал свои "шедевры", не знаю, продались ли они, а если да, то по какой цене. Знаю только, что известность, полученная в результате аукционного успеха картины "Good Bye, Караваджо!", стала основой для карьерного продвижения Александра Ройтбурда на должность директора Одесского художественного музея, но это уже совсем другая история, которая к искусству отношение имеет весьма опосредованное. Об этом я писала во втором своём журнале, посвящённом политике, поскольку художник Ройтбурд был назначен директором музея именно по политическим мотивам, а не благодаря своим профессиональным качествам. Весьма сомнительным, нужно сказать. Прочитать об этом и более широко ознакомиться с творчеством Александра Ройтбурда можно здесь:

Фекально-генитальная живопись украинского художника Ройтбурда (Тамара Каминская - autoritaire)



Одесский художественный музей

Одесский художественный музей расположен в центре города Одесса (ул. Софиевская, 5а), во дворце Нарышкиных (его ещё называют "дворцом Потоцких", так как его первой владелицей была О. С. Потоцкая, в замужестве Нарышкина), являющемся памятником архитектуры начала XIX века.

Одесский художественный музей был открыт 6 ноября 1899-го года стараниями Одесского общества изящных искусств (основано в 1865-ом году). Музейное собрание началось с картин, переданных для музея Петербургской Академией художеств.

кража произведений искусства, живопись, современное искусство, музей, Украина

Previous post Next post
Up