Русская живопись в диалоге с новым западным искусством

Oct 01, 2023 19:30




На выставке "После импрессионизма"

В 1880-1890-е годы пленэрная живопись, покорившая Европу, распространилась в России. Это название, произошедшее от французской формулы en plein air - «на открытом воздухе», обозначает способ живописной работы, передающий эффекты естественного освещения. Что бы ни было теперь «сюжетом» полотна - жанровая сценка или уголок природы, по-настоящему главным действующим лицом картины оказывался солнечный свет, пронизывающий пространство и соединяющий все детали в единое целое. Пленэр позволил молодому поколению русских живописцев - Серову, Коровину и другим - отойти от повествовательности и идейной тенденциозности старшего поколения и превратить фактуру, поверхность, мазок в почти самостоятельные инструменты воздействия, которые радуют глаз так же, как услаждает слух музыкальный пассаж.
В русском искусстве непросто найти масштабную картину, в которой действующие лица были бы трактованы с присущей пленэру мерой живописной свежести и спонтанности. Но таким было привезенное в 1885 году Сергеем Третьяковым в Москву полотно Жюля Бастьен-Лепажа «Деревенская любовь» (1882). Мимолетный эпизод - как бы случайная встреча у изгороди юных крестьян, словно стыдящихся собственных чувств, - был трактован в то же время монументально, с фигурами едва ли не в натуральную величину, представленными столь жизнеподобно, что они словно выступают из рамы. Для французского современника трогательная сцена робкого любовного объяснения молодых людей представала как воплощение ценностей собственной нации: верности «почве», присущей простым земледельцам наивной бесхитростности искренних чувств, пробуждающихся в пору сбора урожая под надежной сенью шпиля католического храма.



Жюль Бастьен-Лепаж. Деревенская любовь, 1882. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина

В России картина имела успех у молодого поколения: художники-москвичи увидели в ней прежде всего то, чего недоставало отечественной школе. Михаил Нестеров усмотрел в ее авторе настоящего «славянина», оценил целомудренную сентиментальность сцены и высказал пожелание, чтобы молодые люди, вступающие в брак, созерцали ее в качестве напутствия. Валентин Серов признавался, что ходит смотреть на полотно Бастьен-Лепажа каждое воскресенье. Он обратил внимание на живописную свободу и богатство кисти, которые придавали достоверному образу действительности светлое настроение. Существенно позже ученик Репина Михаил Иванов написал явно восходящую к французскому прототипу картину «Ответа жду» (1900), отразившую поиски молодежи, стремящейся сохранить реалистический язык и остаться при этом современной.



М.Ф. Иванов (1869-1930). Ответа жду, 1900. Холст, масло. Архангельский областной музей изобразительных искусств

Источник информации: Кураторский текст

искусство, выставка, постимпрессионизм

Previous post Next post
Up