Аполлинария Суслова - самая главная удача в жизни Достоевского...

Aug 15, 2021 20:53

Говорят, она ужасно мучила Достоевского своими капризами, взбалмошностью, экзальтацией,
требованиями развестись с женой и жениться на ней.
И - после этого всего - когда он сделал ей предложение, категорически отказаться выйти за него замуж.
А он её не мучил? С его угрюмостью и постоянной нервностью. С его вечным комплексом житейских и материальных проблем.
С его ревностью и сладострастием: ей всего 21, ему 40... Но самое главное - с его страстью к рулетке.
Так что они квиты.

 


Да, по моему глубокому убеждению, Аполлинария Суслова - самая главная удача в жизни Достоевского.
Не было бы её, не было бы Полины из "Игрока", да и сам "Игрок" мог бы и не написаться.
Не было бы Настасьи Филипповны из "Идиота", частично - Аглаи,
Лизы из "Бесов", Катерины Ивановны из "Братьев Карамазовых" - то есть женской галереи его литературной славы.

Потому что во всех этих героинях, в их характерах и поступках есть присутствие Аполлинарии (Полины, как звал её Достоевский).


 

50000 - в лицо...
Если бы Настасья Филипповна не бросила в горящий камин пачку в 100000 руб.,
вряд ли бы именно она стала бы самой запоминающейся героиней у Достоевского.

У него полно непредсказуемых героинь, взять хотя бы Полину в "Игроке".
И написан "Игрок" на 2 года раньше "Идиота", так что не Настасья Филипповна,
а Полина - первая - взяла моду большими пачками денег швыряться...

".. Она тоже только что проснулась и пристально смотрела на стол и деньги.
- Ведь они уж теперь мои? Ведь так? Так? - злобно спрашивала она меня, держа деньги в руках.
- Да они и всегда были твои, - сказал я.
- Ну, так вот же твои пятьдесят тысяч франков! - Она размахнулась и пустила их в меня.
Пачка больно ударила мне в лицо и разлетелась по полу. Совершив это, Полина выбежала из комнаты.."

Вот Полина в иллюстрациях Юрия Гершковича (род. 1938 г.) к "Игроку":


 

А это фильм "Игрок" 1972 года, Полина - Татьяна Иванова, Алексей Иванович - Николай Бурляев:


100000 - в огонь
Достоевский скуп в описании Настасьи Филипповны - лицо бледное, довольно худое, глаза чёрные блестящие. Вроде ничего особенного.
Её красоту играют все вокруг, сообщая друг другу и читателям -"удивительно хороша"; "действительно необыкновенной красоты женщина";
"удивительное лицо!"; "ослепляющая красота была даже невыносима".
Сама тоже очень красивая Аделаида, средняя дочь генерала Епанчина, увидев портрет Настасьи Филипповны, восклицает: - Этакая сила! С такою красотой можно мир перевернуть!

Илья Глазунов, Настасья Филипповна, илл. 1956 года   -   Лидия Вележева в роли Н. Ф., сериал "Идиот", 2003 год:

 

А князь Мышкин, ещё не встретившись с Настасьей Филипповной,
только глядя на портрет и восторгаясь её красотой, волнуется: - Добра ли она? Ах, кабы добра! Всё было бы спасено!

Запоминаем. Князь Мышкин говорит о доброте, которая - если она есть - всё может спасти.
Растиражированная формула "Красота спасёт мир" в "Идиоте" тоже звучит,
но произносит её не князь, а чахоточный Ипполит, приписывая её князю - а правда ли, князь, что вы говорили красота спасёт мир ...

Так что "Идиот" у Достоевского - это поиск доброты. Настасья Филипповна  не добра .
В этом можно убедиться с первым же её истерическим приходом в семью к Иволгиным - знакомиться.


 

Иллюстрация 1971 года, Виталий Горяев (1910-1982)

А эпизод с бросанием денег в огонь - чтоб на душу Ганину посмотреть, когда он в огонь голыми руками за пачкой полезет - это уж совсем что-то мефистофельское.
Тут уж Достоевский хотел вывести нас на какие-то неземные духовные высоты...
Рогожин, мол, меня покупает, ну тогда и я, Гаврила Ардалионович, душу твою куплю...



Иллюстрация 1971 года, Виталий Горяев (1910-1982)

Ну а дальше все всё знают.
Раз нет доброты, то и красота никого не спасает, а только сама под нож идёт.
Одержимый дурак в Сибирь пошёл.
Умный опять идиотом стал.
Генеральша Епанчина съездила, наконец, в Швейцарию.
Но ей там не понравилось: хлеба нигде испечь хорошо не умеют, зимой мёрзнут, как мыши в подвале.
Домой в Россию скорей хотела. Поплакала по-русски над бедным идиотом, совсем её не узнававшим.
И уехала.

А Аполлинария Суслова долго не выходила замуж, вышла замуж в 40 лет за 24-летнего литератора В.В. Розанова.
Говорят (он так говорит, как и Достоевский), мучила теперь уже его сильно, но это уже другая история...

Этот год - год 200-летия Достоевского, в ноябре будет круглая дата.
Иллюстрации и кадры из фильмов - из Сети, коллажи - мои
Previous post Next post
Up