Балканы, или по Европе с шилом в Опе - 5

Oct 09, 2010 18:50

Ехать до Белграда около 7 часов, большую часть пути по телевизору показывали сатирическое шоу. Сатирики чего-то шутили про президента Македонии Трайковски, лидера Косова Ругову, и собственных политиков - Тадича, Милошевича, Шешеля.
В город моей Мечты Белград я приехал, когда уже стемнело. Город встретил меня проливным дождем, под которым я быстро нашел хостель Downtown Belgrad Hostel на улице Караджорджева. В хостеле зарегистрировали меня (в Сербии, как и в России, иностранцы подлежат обязательной регистрации по месту проживания) и сообщили, что ночевать я сегодня буду, скорее всего, во всем хостеле один. Что ж, неплохо, значит успею в дормитории выбрать нижнюю кровать. Но есть все равно хочется, да и на вечерний Белград охота посмотреть, и я выхожу на улицу. Ливень идет жуткий. Короткими перебежками добрался до улицы князя Милоша. Улица большая, дома интересные, но вот кафешек и магазинов никаких не видно. Вернее, те, что есть, в 9 вечера уже закрыты.
Зонта у меня нет, посему промокаю я все сильнее и сильнее. Все кафе и рестораны, указанные GPS, закрыты. Однако я не опускаю руки, совмещая поиск еды с осмотром смешных белградских зданий. И вот, наконец, мои усилия вознаграждены - найдено кафе, с вайфаем и телевизором! А значит, тут я смогу поесть, согреться, полазить в интернете и посмотреть футбол (впрочем, не претендуя на лавры Цезаря).
Ливень чуть-чуть утих, и я вернулся в хостель. Других жильцов сегодня так и не появилось, и даже девочка с ресепшн уходит на ночь домой.
Ложусь спать. Завтра начнется наиболее самостоятельная, автомобильная часть путешествия.
23 июня в планах у меня - ехать в район Мокра Горы, оттуда в Сараево. Завтра я должен из Сараево добраться до Нови Сада. Но прогноз погоды показывает, что в Мокра Горе сегодня проливные дожди, а завтра солнечно. Решение приходит быстро, и мой маршрут разворачивается в противоположном направлении.
Но, всё же первая задача на сегодня у меня - проверить, хорош ли Белград, или охренителен. Из моего окна - вид на вокзал и площадь Савски.





Впрочем, наслаждаться Белградом только из окна хостеля в мои планы не входит. Я выхожу на улицу и начинаю вкушать Белград шаг за шагом. А город, на самом деле, очень забавный, по-славянски разгильдяйский и милый.




Особенно "вставляет" улица князя Михаила. Здесь настолько гармонично слиты воедино здания из стекла и бетона со старыми домами, что диву даешься.








Следующий "пункт" в программе моего перемещения по Белграду - парк и крепость Калемегдан. Парк в пасмурную погоду мне мало чем запомнился, а вот крепость довольно интересна. Сразу за необычным входом в крепость натыкаешься на парад пушек и танков. Увы, не помогло это оружие сербам отразить натовские атаки в 1999 году. Да, нисколько не поддерживая никакие вооруженные методы решения конфликтов, удивляюсь разнице в реакции "прогрессивного" мирового сообщества на массовые убийства мирных жителей в Белграде в 1999 году и в Нью-Йорке в 2001 (хотя второе явилось не прямым, но логическим следствием первого).








Помимо оружия, в Калемегдане есть еще много чего интересного, например, виды на Дунай, деревья, мостики и стены крепости. Занятны и "облицованные" зеленью церквушки.
















У подножья крепости проходила выставка фотографий из России. Мелочь, а приятно! Ну, наверное, не нужно никому рассказывать, с каким трепетом сербы относятся к русским.


Прохожу мимо Соборной церкви и направляюсь к Бранкову мосту через реку Саву, чтобы попасть в Новый Белград.








Новый Белград - это, в основном, социалистическая и постсоциалистическая архитектура. Здесь, пожалуй, не так интересно, как в старой части города.


Нахожу агентство Примеро (primero.rs), где я забукал на двое суток машинку Opel Costra с автоматической коробкой за 106 евро. Однако эта самая коробка там нестандартная, и у меня уходит продолжительное время, чтобы понять, как она работает. Разобравшись, еду в пригород Белграда Земун. Район весьма душевный, и я приятно провожу тут минут 15. В целом про Белград могу сказать, что да, таки, город хорош.






Дальше я держу путь на север, в Нови Сад. Эта дорога - платная, и где-то посередине мне приходится заплатить 240 динаров (примерно 90 рублей) за проезд. Всего дорога заняла чуть больше часа.
При попытке оставить машину на большой парковочной площади в центре города наткнулся на наезды таксистской мафии (типа, здесь места только для таксистов). В бутылку не полез, припарковался в 100 метрах оттуда.
Прошел по современному бульвару Михаила Пупина, и повернул на старую улочку Короля Александра. Домики здесь вполне милые.




На площади Слободы установлен большой католический собор. Напротив него - Градска Куча. Здания вокруг также интересны.






Дальше иду по улице Змай Йовина. Разноцветные домики, много кафешек. А вот и купол теперь уже православной Соборной церкви.






Пообедал в ресторане самообслуживания Foody рядом с площадью Слободы за 600 динаров, съев какой-то вкусный национальный супчик и такие же вкусные мясные шарики. Сербская кухня - одна из немногих иностранных, в которую я влюбился практически с первого укуса.
Возвращаюсь к машине. Какая-то тетенька с парковочным счетчиком предлагает мне отправить смс на какой-то номер, чтобы оплатить услуги парковки. Я честно попробовал со своего телефона, но пришел отказ в выполнении операции.
Переезжаю через мост и попадаю в замок Петроварадин. Поднялся наверх, посмотрел на желтые домики, на пушки, на Нови Сад за Дунаем, и понял, что мне тут абсолютно неинтересно.
















В целом, Нови Сад - город, конечно, красивый, но какой-то по европейскому слишком строгий, а посему понравился мне он меньше, чем разнузданный Белград.
Теперь моя дорога лежит в национальный парк Фрушка Гора. Правда, вначале придется поплестись за фурами по извилистой дороге. С горы осматриваю пасторальные сербские пейзажи.






Вдоволь порекласировав, направляюсь в Боснию, к городу Зворник. Дорога заняла у меня где-то 2,5 часа, за окном автомобиля - в основном, поля. Боснию от Сербии отделяет речка Дрина. Сербские пограничники радуются моей национальности, называют "братом", спрашивают, где я работаю (не в Черногории ли?). Боснийцы поспокойней. Пограничник смотрит на мой "ваучер", показывает его коллегам (типа, народ уже совсем обнаглел, вот с чем ездит). Не пустят, - придется ехать где-то вдоль Дрины в сторону Мокра Горы. Но, пара минут раздумий, - и путь свободен! Неподалеку от границы останавливаюсь посмотреть на Дрину и на Сербию за ней.




Солнце уже садится, а мне еще бог знает сколько ехать в Сараево по горным дорогам. А с учетом того, что водитель я - не очень опытный, а также абсолютно не знаю местности, будет очень трудно. Поэтому я поступил, наверное, не очень хорошо, но в данной ситуации для себя единственно правильно, пристроившись следом за неспешно едущей машинкой. Так я буду хотя бы чуть раньше замечать опасные повороты.
Таким тандемом доехали мы до Соколаца, там мой "напарник" остановился (либо завершал свою дорогу, либо решил отвязаться от меня). Что ж, дальше придется ехать в кромешной темноте одному. И почти сразу, в неосвещенном Соколаце я чуть не заехал в кювет, - на Т-образном перекрестке пропустил поворот направо и вдавил тормоз в пол уже перед какими-то кустами. Уфф, хорошо еще, что по этой дороге никто не ехал… Вытираю пот со лба, выворачиваю машину и еду дальше со скоростью около 30 километров в час. Ближе к Сараеву обгон запрещен, а трафик побольше, и я собрал за собой колонну. Часам к 11 вечера добираюсь до Сараева, перед городом меня тормозят гаишники. А, оказывается это не меня, а грузовик за мной, а я остановился напрасно. Мне все сигналят. Опять вытираю пот, но по освещенным сараевским улицам ехать уже проще.
А вот и мой отель Alem за 26 евро. Обещанный на весь отель вайфай работает только возле ресепшн. Да, собственно, у меня и сил нет на серфинг в интернете, и я валюсь в кровать.
24 июня нужно вначале осмотреть исторический центр Сараево. Пытаюсь рассчитаться в гостинице, но телефонная линия, а значит, и платежный терминал у них сегодня не работают. Боснийской валюты (кун) у меня нет, значит, буду расплачиваться евро. В качестве компенсации за причиненные неудобства менеджер отеля предлагает мне чашку чаю, но мне некогда чаи гонять, - на сегодня намечена обширная культурная программа.
Итак, еду в сторону центра, пытаюсь где-нибудь припарковаться. Однако, не успею я где-нибудь встать, тут же откуда ни возьмись появляется полицейский и прогоняет меня. Наконец, оставляю машину возле какого-то офиса на южном берегу речки Милячки, и иду смотреть город. Сразу скажу, что в этот день я случайно сбил настройки фотоаппарата, поэтому качественных снимков в Сараево не получилось.
Сараево, как и вся Босния и Герцеговина, разбито на две части, - одна находится собственно, в Федерации Боснии и Герцеговины, другая (Восточное Сараево) в Республике Сербской. Исторический центр города расположен в Федерации Боснии и Герцеговины, то бишь в части, населенной преимущественно боснийцами (или, как они сами себя назвают, босняками). Соответственно, здесь больше чувствуется мусульманское влияние. Хотя в городе проживает такой коктейль национальностей, что это преимущество еле заметно.
Первая достопримечательность, к которой я держу путь, немного похожа на круглый киоск из добрых советских времен. Называется сиё "себиль", и является на самом деле фонтаном. Рядом с ним - мечеть Башчаршия.




Дальше прогуливаюсь по улочке Мулы Мустафы Башески. Улочка и так узкая, да еще по ней ходит трамвай, так что приходится прижиматься к зданиям. Представляют интерес и примыкающие к улице переулки.






По пути мне последовательно попадаются синагога, католический собор и богословие, наконец, православный собор.








Последняя точка в моем шорт-листе - Латинский мост, где Гаврила Принцип убил австро-венгерского принца Франца-Фердинанда (после этого из-за Принципа началась первая мировая война).




Разложив всю эту чудесную сараевскую мешанину по полочкам в голове, понимаю, что нужно ехать дальше. Но ни тут то было! В попытках найти дорогу на главную улицу из города я постоянно заезжаю в какие-то тупики, нередко расположенные на подъемах. Приходится как-то разворачиваться на узеньких улочках, много ездить задом. Наконец, путь найден, и я покидаю этот очень странный, но, в то же время, интересный город.
Сразу за Сараево начинается Республика Сербска. А еще километров через 15 меня ждет подъем на гору Романия. Вчера я уже в темноте проезжал здесь, но насладиться красотой видов с нее смог только сегодня.




В уже полюбившемся мне Соколаце на том самом перекрестке не поворачиваю налево (откуда приехал вчера), а еду прямо, в Вышеград. Вскоре справа появляется речка Дрина, и от многих видов на нее захватывает дух.






Город Вышеград знаменит своим мостом XVI века. В этом городе я переезжаю Дрину и держу путь к сербской границе.




Боснийцы меня слегка мурыжат, но выпускают из страны. Про столицу Боснии и Герцеговины я уже говорил, теперь добавлю, что здесь заслуживает самых восхитительных эпитетов!
Сразу на въезде в Сербию плачу деньги (кажется, около 100 динаров) за въезд в национальный парк Мокра Гора. Первое, что я тороплюсь посмотреть здесь - Шарганьска осьмица, узкоколейная железная дорога, на которой Эмир Кустурица снимал свой фильм "Жизнь - это чудо".
Вообще, когда-то железная дорога шириной 76 сантиметров соединяла Белград и Сараево - столицы союзных республик Югославии. Теперь уже нет ни этой дороги целиком, ни Югославии, а вот фрагмент Шарганьска осьмица восстановлен при непосредственном участии Кустурицы, и до глубины души радует приезжающих.
И вроде бы ничего сверхособенного тут нет, - идет узкоколейка среди гор, холмы, домики… Но меня без всяких психотропных веществ безумно "пропёрло" от атмосферы этого места. Просто хотелось стоять, смотреть на железную дорогу, и никуда не уходить. Обладая здоровым скептицизмом, раньше я не верил, что какое-то место может вот так вот взять и ввести меня в транс. Что ж, приходится менять свои убеждения.










Чуть ниже расположена "станция" Шарган. Миниатюрные паровозик с вагончиком и дрезина умиляют. Пройдусь, пожалуй, вдоль узкоколейки. Эх, как же тут душевно! Мостики, искусственные водопадики, беседки, скамеечки, - все настолько органично дополняет природу этого места! Свои чувства могу описать лишь как умиление, граничащее с восторгом.




















На обратном пути вступаю в беседу с пожилой парой сербов. Дама уверяет меня, что была учительницей русского языка в 6 классе, но ее знания русского позволяют мне усомниться в этом. Разговаривать приходится на смеси русского и сербскохорватского (этот язык я немного самостоятельно учил в школе, правда, почти ничего уже не помню). Узнаю, что какие-то ее родственники живут в России, что она очень любит ездить по сербским монастырям, и что она, как и я, считает Шарганьску осьмицу очень красивым и душевным местом. Против правды не поспоришь, чего я и не делаю.
Следующее место, которое я посещаю в Мокра Горе - Дрвенград, он же Мечевник, он же Кустендорф, - деревня, построенная уже не раз упомянутым югославским (так он себя называет) режиссером Эмиром Кустурицей. Человек, как и я, искренне сызмальства влюблен в Югославию, и искренне считает абсурдными причины распада этой страны, чему и посвящает немало моментов в своем творчестве. Собственно, и восстановление узкоколейки (сейчас она достроена уже до Вышеграда), - как мне кажется, отчаянная попытка восстановить Югославию.
Построенная им деревня, конечно, является этаким гротеском (за вход, кстати, берут около 200 динаров). Здесь множество похожих друг на друга (и, в то же время, непохожих) деревянных домов, старых машин, и чудесных видов на окрестные холмы и долины. Отдельного внимания заслуживают названия площадей и улиц, - Федерико Феллини, Андрея Тарковского, Брюса Ли, Диего Марадоны, Новака Джоковича, Никола Теслы и многих других широко и узко известных людей. Забавно, но чувство туристической попсовости не покидает. Тем не менее, место действительно очень прикольное.
















Зашел пообедать в ресторанчик здесь. Опять ем мясные шарики, и опять мой желудок радуется. Сосед за столом (парень из восточной Сербии) рассказывает мне, что как раз сегодня в Дрвенграде проходит какая-то конференция, посвященная России и русским, и он как раз на нее приехал. Весело, получается, я тут - практически живой экспонат по обсуждаемой теме.
Сок подают в бутылочке с изображением Кустурицы. Создается впечатление "культовости" этого товарища. Но, выхожу на улицу, - и вот он, "культовый", идет мне навстречу, разговаривает с кем-то. От растерянности улыбаюсь и киваю, звезда тоже приветствует меня. Эмиру приходит эсэмэска, и он садится ее читать. "Можно?", - спрашиваю я, показывая на свой фотик. Валяй, отвечает Кустурица. Так в моем фотоаппарате совершенно внезапно оказывается фото мировой знаменитости.


С чувством выполненного долга покидаю Дрвенград и Мокра Гору. Для желающих попасть сюда без использования собственного (или арендованного)
автомобиля посоветую следующий алгоритм. Вначале нужно добраться до Ужице, например, по железной дороге (расписание поездов есть тут http://212.62.59.84:8080/Redvoznje/index.php). На сайте http://uzice.net/ можно узнать расписание автобусов из Ужице, через Мокра Гору проходят автобусы в Вышеград и Сараево. Можно также доехать до Кремны, а дальше пешком или автостопом (по слухам, он здесь несложен).
Добравшись до той самой Кремны, я поворачиваю налево, - в национальный парк Тара. Говорят, ели, растущие здесь, уникальны. Но помимо елей меня интересуют и виды на зеленые горы с красными домиками, и, конечно, Заовинско озеро.














Теперь мимо ласкающего уши места с названием "Ослуша" еду к деревне Перучац, в которой находится гидроэлектростанция на реке Дрина.




Чтобы спуститься вниз, приходиться преодолеть длинный серпантин и множество туннелей. А вот уже и Байина Башта - довольно большой город на границе с Боснией. Босния - на том берегу.


Уже темнеет, а завтра к обеду мне нужно быть в белградском аэропорту. Понимаю, что сегодня я до Белграда уже не доеду, но если останусь в Байине Баште, - завтра могу не успеть. Принимаю решение добраться до Вальево и переночевать там. Но это значит, мне придется опять в темноте ехать по серпантинам…
Совершенно измученный дорогой, поздним вечером нахожу в Вальево с помощью GPS отель Яблоница. Отель большой, многоэтажный, номер стоит 1000 динаров (около 10 евро). В чем подвох? Да в том, что настолько брутальных номеров я не видел даже в наших провинциальных гостиницах. Протертый до дыр палас, сыпящаяся с потолка штукатурка, провода из стены вместо розетки, полуразбитое окно, ржавая сантехника в туалете, стол, за которым, наверное, еще учился в школе папа Иосифа Броза Тито, такие же кровати… Брр! Но никаких сил искать что-либо другое у меня нет, да и не слишком я притязательный, поэтому ложусь спать.






25 июня выезжаю в сторону Белграда. Здесь уже дорога более ровная, и времени у меня переезд занимает не так много. Правда, на самом подъезде к Белграду проворонил свороток к аэропорту, и вместо объезда вокруг города приходится ехать опять в Белград. Что ж, этот город того стоит! Однако, сегодня я творю чудеса тупости, - проворонил теперь поворот на мост, и в въезжаю в пробку возле Скупщины. А ведь у меня уже скоро самолет…
Третья тупость чуть было не стала фатальной для моих дальнейших планов. GPS показал, что нужно поворачивать направо, и я, памятуя о своих прежних ошибках (рассчитывал, что поворот будет позже), свернул. Но, проехав приличное расстояние мимо стоящих машин, понял, что оказался в тупике на парковке. Все места тут заняты, развернуться негде, еду задом. Но тут понимаю, что за мной сюда ломанулись как минимум еще две машины, а второй из них перекрыл путь назад грузовик, появившийся неизвестно откуда и ставший поперек дороги. Мышеловка захлопнулась.
Проходит минут 5-10, кажущиеся мне вечностью, перед тем как хитрыми перестановками, чем-то мне напомнившими древнюю компьютерную игру Сокобан (где дяденька на квадратной доске толкает перед собой камни, которые периодически упираются в стены), мы совместно все же разрешили этот транспортный коллапс на отдельно взятой парковке.
Наконец, я начинаю понимать, как нужно двигаться по белградским пробкам, и выхожу таки на финишную прямую в аэропорт.
Сдав машину, захожу в здание аэропорта, и тут же натыкаюсь на толпу фанатов с сербскими флагами. Ребята кричат речевки и готовятся встречать сборную своей страны, возвращающуюся с чемпионата мира в ЮАР после того, как несмотря на победу над Германией, заняла в своей группе последнее место. Это действо снимают множество телекамер.


Поднимаюсь на второй этаж, и регистрируюсь на свой рейс AirBaltic (меня регистрируют сразу на сегодня до Риги и на завтра до Киева). Полет, правда будет выполнять CarpatianAir. Полтора часа в воздухе, - я в Риге!
Здесь у меня возникает абсолютно непредвиденная сложность. Пограничник смотрит в мой паспорт, и говорит, что я не могу въехать на территорию Латвии. Я в легком шоке. Почему? Оказывается, по своей двукратной шенгенской визе я уже посетил две шенгенские страны - Болгарию (!) и Грецию, о въезде и выезде из которых у меня в паспорте стоят соответствующие штампы.
Смотрю ему в глаза, не шутит ли он. Вроде, нет. Где, интересно, тут специально натренированные отвозить охреневших пограничников в спецучереждения санитары? Санитаров по близости, увы, нет. Ладно, говорю, давайте представим на долю секунды, что Болгария - шенгенская страна. Но какого хрена тогда, спрашивается, на границе с шенгенской же Грецией она ставит выездной штамп?
Пограничник немного раскинул своими немногочисленными мозгами, повертел еще в руках мой паспорт, и решил со мной не связываться, пропустив на территорию своей заевропевшей страны.
По привычке на 22 автобусе доезжаю до центра Стокман, где сегодня я расположусь в хостеле City Lounge Hostel на пятом этаже жилого дома. Хостель вполне неплох, есть плазменный телевизор, на котором я посмотрю футбол, вайфай, огромная спальная, в которой я опять буду ночевать один, наконец, милые девушки-рецепционистки. Но, вначале - навещу старую Ригу.
Зашел перекусить в Макдональдс, но тут же к столу подвалил вонючий русский бомж и стал настойчиво требовать дать ему что-нибудь. На игнорирование или посылы подальше продолжал стоять и вонять. Персонал Макдональдса, видимо, уже разочаровался в попытках ограждения посетителей от таких товарищей. Только дав ему пару картошек фри, удалось отвязаться.
На улице опять неприятная картина, - какой-то парень в ссоре с кем-то кричит что-то по-русски, бросает бутылку на землю. И это не последний инцидент с русскими тут… Вообще, за этот вечер я поймал себя на неприятной и очень печальной мысли, что большинство каких-то некомфортных ситуаций в Риге как сегодня, так и в прошлогодний визит, мне доставили именно русскоязычные, которые ведут себя отнюдь не как "притесненные" неграждане, а как полноценные и практически единственные хозяева этого города (отмечу, что речь, конечно, идет не о всех русскоязычных, только об отдельных персонажах, которых и у нас хватает). Латыши же смотрели на эти бесчинства с испугом, стараясь быстрее убежать подальше. Как-то на этом фоне жалобы некоторых соотечественников на то, как им плохо в Латвии среди латышей, показались мне, мягко говоря, несколько несправедливыми.
Ладно, хватит о грустном. Сами рижские улочки показались мне опять уютными и приятными. Вдоволь нагулявшись по улицам, площадям и паркам, возвращаюсь в хостель смотреть футбол.












































26 июня, проснувшись и позавтракав в хостеле, еще чуток погулял по Риге, и отправился в аэропорт. Полет до Киева прошел практически незамеченным. Отсюда мне через часа лететь в Москву, и я прошел в транзитную зону. Как мне объяснили сотрудники аэропорта, зарегистрироваться на свой рейс я смогу здесь. Однако, до рейса уже полтора часа, час, а на стойке регистрации никого нет. В легкой панике бегу в справочную, там тетенька только пожимает плечами. Проходит еще полчаса. Начинается посадка на рейс. Бегу к парню, "заведующему" посадкой, спрашиваю, как зарегистрироваться, он начинает кого-то искать. Наконец, когда уже все пассажиры в салоне, появляется регистраторша и выдает мне посадочный талон.
В Шереметьево перехожу из терминала F в терминал D, и начинаю ждать свой рейс в Новосибирск. Он опаздывает на пару часов. Уже в салоне какому-то товарищу (по сложившейся в Аэрофлоте практике) дают место в самом заднем ряду вместо указанного при покупке билета в интернете. Товарищ долго объясняет каждой стюардессе, что их прогнившая насквозь авиакомпания попала на серьезные бабки, на что стюардессы мило ему улыбаются. Под эти разборки я засыпаю, чтобы проснуться завтра в Новосибирске.
27 июня на автовокзале в Новосибирске, видимо совсем расслабившись, совершаю глупость, которую не совершал давно, - соглашаюсь доехать до Барнаула на частной газели по цене в полтора раза больше цены автобуса (типа, газель доедет быстрее) и даже отдаю деньги! Однако, послушав разговоры других "коллег по несчастью" о том, что они ждут отправки уже 2 часа, и закончится это ожидание только когда газель набьется полностью, иду на вокзал и требую у водителя деньги назад. Уже через 15 минут автобус мчит меня в любимый город!
Подводя резюме, отмечу, что насыщенность поездки, как всегда, сыграла мне только на руку, и я остался очень доволен полученными впечатлениями. Ну и конечно, я очень рад, что удалось осуществить свою детскую мечту!

Балканы, Латвия, Босния, Сербия

Previous post Next post
Up