"На всякого мудреца довольно простоты" реж. К.Богомолов, 12 ноября, театр Наций

Nov 28, 2021 01:53

Про спектакль заранее начиталась хорошего, хотя немного смущало сопоставление с "Идеальным мужем", который я однозначно не люблю. Цены на билеты были ломовые, но вдруг сюрприз - несколько показов на Яузе с относительно бюджетным ценником. Я, натурально, обрадовалась, взяла билет в амфитеатр и стала ждать нужного числа... И снова сюрприз, теперь уж неприятный: театр аннулировал мой билет, так как по новым нормам рассадка должна быть не более 70 процентов, а я попала под раздачу. Смирившись, продолжила ждать - теперь уже лишнего билета. И дождалась-таки. И десять раз себя похвалила за терпение, за то, что заплатила всего лишь 2 тыс, а не столько, сколько платят за показ в театре Наций. Я это к тому, что никак не могу отнести премьеру к спектаклям, за которые не жалко денег, лишь бы были... Даже 2 тыс жалко, если честно. Но пилюлю мне подсластила (внезапно) случайная встреча в буфете с актером-Портосом: сидели за одним столиком, перекидывались фразами, и я упорно делала вид, что его не узнала... Узнала, еще как, и очень рада была видеть, просто поскромничала.

"Мудрец"- блестящий сатирический спектакль, поставленный талантливым и остроумным... обывателем, причем обывателем убежденным и даже, я бы сказала, упёртым. Сейчас, когда за сатиру можно легко огрести уголовное преследование, Богомолов рискует разве что получить по морде (от участника одиночного пикета, например, или от любителя бардовской песни), но и тогда это будет сугубо частным делом, без общественной и вообще серьезной значимости. Потому что с точки зрения этики спектакль вполне определенный, не мутный и не подлый. Богомолов выводит на сцену условную "голикову" и условного "андропова", льстит им безбожно - но похоже, искренне (Наталья Щукина и Вержбицкий в своих ролях очаровательны и человечны). Отпускает легкие шуточки про "посадки" и протесты. Бердяев называл такое отношение к власти "вечно бабьим в русской душе", но мне кажется, что это просто готовность платить за "защиту".
Люди, считающие, что "пусть мир провалится, лишь бы им чай пить"- основа любого общества. И рассчитан спектакль на публику, с ним единодушную, для которой титры заботливо поясняют: здесь фрагмент из Достоевского, здесь из Чехова, а это - из Шекспира. Лучше бы для меня пояснили, кто такая Сенькина, или как бишь ее, кто эти регулярно упоминаемые люди с незнакомыми фамилиями. Но интересы таких зрителей, как я, здесь явно не учитываются.
Я давно с интересом слежу за тем, как Богомолов адаптирует Достоевского с точки зрения "подпольного человека", будучи убежденным в том, что только так сейчас и можно.
С пьесой Островского вообще все оказалось просто: она в принципе лишена противоречий и многозначительности. Это - зеркало, поставленное перед публикой: смотрите, а рожи-то у вас кривые! Чтобы добавить кривизны уже самому зеркалу, Богомолов использует проверенные средства: травестирование, советские песни, попсу, цитаты и самоцитаты... А основным средством, если можно так выразиться, становится использование сильных актеров после большой и серьезной предварительной работы с ними. Актеры хороши, правда, по-настоящему удачных работ оказалось меньше, чем я ожидала (собственно, всего три: Щукиной, Вержбицкого и Епишева). Думаю, и сам Богомолов на заменах играет блестяще. Я уже смотрела кусочек видео, где он разговаривал по телефону "сам с собой", это очень смешно. Спектакль вообще очень смешной и, несмотря на обилие мелких художественных и даже политических провокаций, совершенно безобидный в глобальном плане. То, что не очень-то сработало с "Бесами" из-за сопротивления материала, с Островским получилось отлично. Еще бы тексты самого Достоевского убрать, они абсолютно неуместны на общем легком фоне. А то, что из всех зол Богомолов выбирает Великого Инквизитора, мы и так уже поняли.

театр Наций, Богомолов, театр

Previous post Next post
Up