"Война и мир. Начало романа" театр Мастерская Фоменко, 24 декабря 2013

Dec 26, 2013 21:25

В качестве подарка на День рожденья должна была вести в театр знакомую. Поскольку она предпочитает классику в традиционном (хотя бы относительно) исполнении, предложила ей на выбор несколько спектаклей Фоменко и Женовача. Она выбрала "Войну и мир" и не прогадала, была просто счастлива. А уж как я не прогадала!
Дело в том, что я смотрела спектакль второй раз - и это был другой состав по ключевым фигурам: Ирина Пегова (Маленькая княгиня-Соня) и Полина Агуреева (Наташа-Элен-Жюли). Велась съёмка, может, причина в этом, может, нет, но мне сказочно повезло. Если в случае с Пеговой это просто была возможность увидеть иную замечательную исполнительницу, то участие Агуреевой - это вопрос принципиальный. Я предполагала, что её Наташа Ростова очень хороша, но одно дело - предполагать, другое - видеть...
"Война и мир" - спектакль эпический, несмотря на то, что инсценированы лишь первые, "семейные" главы, несмотря на "малую форму". Хотя происходящие события по времени укладываются примерно в месяц, перед нами - главные знаковые моменты человеческой жизни: от рождения (даже предрождения) до смерти. Правда, отыгрываются они разными персонажами. А сами персонажи двоятся и троятся, почти каждый актёр играет не одну роль. Фоменко уподобляет персонажей друг другу по какому-то сходству, которое может казаться незначительным или случайным. Но случайностей не бывает! Это и у Толстого так, хотя он вроде бы поделил всех на два лагеря, сделав некоторых персонажей почти однокрасочными... Но любимую им тему единения, которое проявляется на разных уровнях, забывать не стоит. Вот и Фоменко отказывается объяснять женитьбу Пьера на Элен лишь интригами князя Василия. Может быть, это и самообман, желаемое вместо действительного, но Пьер вдруг увидел в Элен частичку своей будущей любви и судьбы - Наташи, поэтому и играет их одна актриса. Движения души иррациональны, но полны значения.
Сходство Долохова и Николая Ростова объясняется не только военной темой, но и влюблённостью в Соню. Князь Василий оказывается похож на графа Илью Ростова: он тоже в своё время был влюблён в будущую графиню. М-ль Бурьен при определённом раскладе могла бы развиться в княгиню Друбецкую. Соню и маленькую княгиню объединяет то, что, по жестокой градации Толстого, они - "пустоцветы", нелюбимые... Что общего у Анны Шерер и Марьи Болконской? А то, что княжну Марью тоже готовили в старые девы, только не получилось... Все эти сходства могут показаться надуманными, в каком-то смысле так и есть, слишком разителен контраст между некоторыми персонажами, исполняемыми одним актёром. Но они говорят и об общности - людей, интересов, ситуаций - и о великой роли случайности, в которой заключён тайный смысл.
Возвращаюсь к Наташе Ростовой. Конечно, в первых главах она - подросток, ребёнок. Дети часто бывают очаровательны, а потом Бог знает что из них вырастает! Но тут-то мы знаем, что будет дальше. Очарование Наташи не только в её детскости (как было у другой исполнительницы, у Веры Строковой), оно - таинственное, иррациональное, природное. Так - у Агуреевой, поэтому её маленькая Наташа глубока и непостижима, она и сама умом не понимает ничего. И Пьер не понимает, какие чувства она вызывает в нём - им пока нет названия. Прекрасное второе действие с домашним спектаклем и танцами Пьера и Наташи, когда происходит абсолютно неосмысленный, но зафиксированный в подсознании момент узнавания друг в друге своей судьбы, выводит спектакль на ещё более высокий уровень. Здесь много таких моментов, пусть не столь значительных: когда герои вдруг замирают и вглядываются друг в друга, как будто увидели что-то знакомое или странное, как будто узнали...
Раньше писала об этом здесь http://lotta20.livejournal.com/128876.html
Очень рада, что повторила спектакль.

Фоменко, театр

Previous post Next post
Up