"Капнист туда и обратно" театр Эрмитаж (на сцене ЦИМ), 23 декабря 2013

Dec 26, 2013 13:48

Подряд случились три театральных вечера, что в последнее время со мной бывает крайне редко. Все три - отличные! При том, что спектакли уже видела раньше, разное число раз, был долгий перерыв, так что проверила чувства.
"Капнист" из-за ремонта родного зала играется на сцене ЦИМ, но театральное пространство Давида Боровского, конечно, сохранено. Моё абсолютно новое ощущение этого спектакля было вызвано, скорее, субъективными, личными причинами: за несколько лет, что я его не видела, должно быть, изменились мой зрительский вкус и зрительские потребности. Прежде всего - я совершенно приняла жанр. "Капнист" решён в простодушном жанре костюмной музыкальной комедии. Из внешних признаков этого в нём отсутствует, разве что, лирическая влюблённая пара, которая мне и даром не нужна. Зато присутствует влюблённая пара №2 - трогательные комические герои в замечательном исполнении Сергея Олексяка и Аллы Черных.
Я не люблю у Левитина моменты назидательности, прямого, иногда грубоватого воздействия на зрителя, совершенно нетонкого юмора, но как раз в "Капнисте" они оказываются или уместны или смягчены - опять-таки по законам жанра. Назидательность никуда не делась, мало того, из-за изменившейся общественно-политической обстановки она выпирает ещё сильнее, это чувствуется по реакции зала... но раздражения уже не вызывает.
Интересно, что после консерваторских походов у меня окончательно пропала и так небольшая охота идти в Оперетту, а "Капнист", напротив, вырос в глазах. Дело - в уровне. Понятно, что музыка в спектакле простая и временами вторичная, что драматические артисты поют не как профи, но вот уровень в итоге чрезвычайно высок - потому что всё получается, как надо, талантливо, уместно и стильно. Из тех, кого видела в Оперетте, только чудесный Александр Каминский смог бы вписаться в эту компанию.
К текстам Кима у меня сложное отношение, но здесь опять всё замечательно срослось.
На этом, собственно, признаки музкомедии заканчиваются, начинается настоящий спектакль - многослойный и сложный, при кажущейся простоте и наивности.
Удача №1 - "домашний" (то есть придворный) оркестр, который играет почти всё время действия. Дирижирует маг и волшебник Андрей Семёнов, автор музыки, и он же - исполнитель роли "злодея" Неправдина, который произносит свои реплики и поёт свои партии без отрыва от дирижёрской палочки. И даже когда Неправдина арестовывают и утаскивают со сцены, он появляется на пустом верхнем ярусе и дирижирует оттуда (нам впервые удалось это увидеть).
Удача №2 - Павел Первый - Евгений Кулаков, которому, собственно, показывают спектакль. Он смотрит его, бегая по верхнему ярусу, иногда выбегая на сцену и вмешиваясь в действие. В моих глазах этот Павел перекрыл всех театральных и киношных, которых видела и о которых слышала.
Удача №3 - сам Капнист в исполнении Алексея Шулина. Он почти весь спектакль проводит на подушках посреди сцены: или видит сны, или его, закованного "в железа", фельдъегеря везут в Сибирь.
Это - три смысловых центра спектакля, вокруг которых закручивается вся круговерть.
Удача №4 - герой-резонёр Борис Романов, ведущий спектакль Это вообще уникальный случай - когда от резонёра, попавшего к нам откуда-то из классицизма да ещё и произносящего большие куски текста, глаз не отвести.
Особенность Эрмитажа - в сравнительно небольшом театре играет так много очень талантливых и высокопрофессиональных актёров, странно даже, что Левитину их не всегда хватает и он приглашает кого-то со стороны. В "Капнисте" занят практически весь цвет Эрмитажа, хотя, к несчастью, без одного из лучших: недавно ушёл из жизни талантливейший Геннадий Храпунков.
Я и раньше писала о спектакле http://lotta20.livejournal.com/44011.html
Повторю: новое впечатление оказалось ещё сильнее, очарование спектаклем превзошло ожидания.

Эрмитаж

Previous post Next post
Up