Севастополь прекрасен, без всяких скидок на то, что "не Венеция". Вроде бы курортный город и вроде бы Украина - но всё-таки на каком-то особом положении.
После Крымской войны, которая его основательно разрушила, был застроен белокаменными домами с колоннами - лёгкий классицизм. Они и сейчас определяют его облик. Море, видное почти отовсюду, небо, корабли, холмы, морские памятники - романтическая красота. При этом - живой, работающий.
Конечно, Хрущёв подложил всем основательную Кузькину мать, отдав Крым Украине. Каким чудом удалось теперь закрепить за Россией флот Севастополя и вообще практически оставить его русским городом, понятия не имею! Ясно, что новейшая история полна драм на самых разных уровнях, но мы за несколько дней практически ничего такого не почувствовали, хотя по рассказам поняли, что национальная напряжённость всё-таки есть. А не почувствовали - потому что здесь не только говорят по-русски, но и почти все вывески на русском, и только дензнаки - гривны не дают забыть, что мы на территории другого государства.
Мы жили на даче в Учкуевке, вчетвером, с нами ещё две девушки, знакомые Маши, они приехали на несколько дней раньше нас. Получилось как-то очень легко и комфортно: частный сектор, но без хозяев, всё обустроено, никто никому не мешает.
Мы с Машей каждый день плавали на катере через бухту в центр, а вечер проводили на своём пляже. Программа была очень интенсивная. Сначала - Херсонес (развалины древнего города, а внизу - пляж), на следующий день - Балаклава (вот это совсем близкое, будто уже видела когда-то и уж точно про это читала). Из Балаклавы снова на катере плавали на пляж, обратно вёз "капитан" (или как его можно назвать), очень похожий на актёра Девотченко, рассказывал про штольни, и пассажиры-мужчины возбудились, как дети. Вообще, поскольку Севастополь - город с военно-морским прошлым и настоящим, у мужчин к нему особый интерес.
Несмотря на романтический флёр, прошлое это мне (в отличие от Маши) представляется очень мрачным и навевает тягостные мысли. После Панорамы, кажется, кое-что поняла про Толстого, вроде бы и так знала, но надо было своими глазами увидеть, чтобы прочувствовать - как же сильно его шарахнула Севастопольская оборона и какими последствиями для творчества в конце концов сказалась.
А вообще вся поездка была очень удачной и потрясающе интересной. Не хватило времени, уж точно одного дня - для Фиолента и мыслей об Ахматовой. И просто - не хватило! Потом звонила подруга, спрашивала, советую ли ехать в Севастополь. Советую - и ей, и всем!
Балаклава
Учкуевка