Наш коллега по проекту "Забытые крепости ХХ века" Дмитрий Артамонов достаточно много путешествует. Не так давно он побывал в Чехии и подготовил небольшой репортаж в двух частях о своей поездке. Часть первую его авторского текста о фортовых крепостях я и представляю вниманию читателей.
![](http://pics.livejournal.com/starcom68/pic/00139hfz)
Мое путешествие в Чехию началось в этом году совершенно спонтанно, но предыдущие наработки позволили в короткие сроки составить маршрут сполна наполненный фортификационными сооружениями Чехии различных эпох, от середины XVIII века до середины XX.
![](http://pics.livejournal.com/starcom68/pic/003r0g9t/s640x480)
Первой промежуточной остановкой на моем пути в Чехию стал Каунас, где я посетил ставший уже мне хорошо знакомым VII форт Ковенской крепости с его гостеприимным хозяином Владимиром Орловым. За те пол года, что я не был у Владимира на форту произошли существенные изменения. На внутренней территории разобран целый ряд построек советского военторга, проведена большая работа по расчистки потерн. В казарме форта завершается отделка помещений музея, вовсю кипит работа по подготовке экспонатов будущей выставки.
![](http://pics.livejournal.com/starcom68/pic/003r18zs/s640x480)
В компании Владимира удалось посетить местный музей армии Литвы. В музее имеется достаточно разнообразная экспозиция, отражающая различные исторические периоды, наиболее впечатляет коллекция огнестрельного оружия, начиная с XVI века до наших дней. В настоящее время в музее готовится обширная выставка, посвященная средневековой истории Каунаса. Перед музеем имеется небольшая площадка, на которой представлены различные орудия и одна десантируемая АСУ-57.
Распрощавшись с Каунасом, я направился прямым автобусом в Чехию. Моей первой остановкой для пересадки стал город Храдец Кралов. На его достопримечательностях я остановлюсь чуть позже. Из Храдец Кралова я переехал в город Яромерж. Местный автобус провез меня километров 40 по всем закоулкам, а по прямой между городами всего около 20 километров, подъехал к Яромержу крайне удачно для меня со стороны крепости Йозефов (Josef). Я вышел на автобусной остановке прямо на центральной площади крепости.
![](http://pics.livejournal.com/starcom68/pic/003r6qkg/s640x480)
Крепость была построена в 1780-1787 гг. по приказу императора Иосифа II и проекту французского инженера на границе тогдашней Австройской империи на случай возможной войны с Пруссией.
![](http://pics.livejournal.com/starcom68/pic/003r22gb/s640x480)
Крепость изначально строилась в комплексе с казармами, поэтому все внутреннее пространство плотно заполнено различными крепостными зданиями, все улицы города прямые и пересекаются под прямыми углами, образую строгие квадраты и прямоугольники.
![](http://pics.livejournal.com/starcom68/pic/003r31a9/s640x480)
Гарнизон крепости составлял 12000 человек. Под рвами и бастионами было проложено 45 километров тоннелей. Мне удалось осмотреть большую часть улиц, многие здания ныне заброшены, но все закрыто и под замком. С 1968-1991 гг. здания крепости занимала советская армия а ныне располагающие в крепости части чешской армии весьма не многочисленны. Затем я осмотрел почти весь внешний периметр бастионов, попутно удалось попасть в один из тоннелей под бастионом с южной стороны крепости протяженностью около 400 метров.
![](http://pics.livejournal.com/starcom68/pic/003r4693/s640x480)
Бывшие южные ворота крепости не сохранились зато ныне восстановлен и музеифицирован мост перед воротами и приведен в порядок крепостной ров в районе моста. В крепости есть один музеифицированный бастион но он в зимнее время не доступен и его осмотреть я не смог.
![](http://pics.livejournal.com/starcom68/pic/003r5brg/s640x480)
В боевых действиях крепость участия почти не принимала, наполеоновскией войны ее не затронули, а во время Австро-Прусской войны 1866 г. прусская армия предпочла обойти крепость, чем заниматься ее осадой. В первую мировую войну крепость использовалась в качестве лагеря для военнопленных. Во второй мировой войне она служила базой немецкой армии, а с 1968 года как уже упоминалось, там размещались советские войска.
![](http://pics.livejournal.com/starcom68/pic/003r7p4w/s640x480)
После осмотра крепости я прогулялся по Яромержу. Чем то особым этот городок выделить я не готов, хотя и есть пара замечательных видов из городского парка через реку на старый город. Здание фабрики с высокой дымовой трубой очень живописно контрастирует на фоне средневековых домиков и массивной церкви Святого Mikulasa 1905 г. постройки.
Из Яромержа я вернулся в Храдец Кралов а от туда в Прагу. Описывать Прагу бессмысленно и бесполезно, этот город надо просто увидеть. Но и в Праге есть интересные места. На второй день пребывания в Чехии я отправился на пражский Вышеград, район города расположенный на правом берегу вверх по течению Вылтавы от центра города. Основная цитадель представлена пятью прямоугольными бастионами опоясавшими скалу сплошным кольцом.
![](http://pics.livejournal.com/starcom68/pic/003r85gf/s640x480)
Строительство цитадели было в основном завершено в XVII веке, в последующее столетие происходило усиление цитадели но в боевых действиях участия она так и не приняла. Под бастионами протянулись помещения казематов длинной более километра. В наиболее крупном каземате Горлица площадью 330 м2 и высотой свода до 13 метров ныне хранятся оригиналы скульптур с Карлова моста. В подземелье и с грамотной подсветкой эти скульптуры впечатляют чуть ли не более чем на своем историческом месте на мосту.
![](http://pics.livejournal.com/starcom68/pic/003rahhf/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/starcom68/pic/003r9f9r/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/starcom68/pic/003rbt23/s640x480)
Следующей и в принципе основной целью моего пребывания в Чехии было посещение Чешских укреплений построенных во второй половине 30-х гг. XX века. Но об этом будет во второй части повествования.