Оригинал взят у
starcom68 в
Достопримечательности Capel-le-FerneПродолжаю
серию фортификационных репортажей по восточному побережью Великобритании от Фолкстона (Folkestone) до Дувра (Dover).
После осмотра
Мемориала летчикам погибшим в битве за Британию, производящего сильное впечатление, и
береговой батареи № 424 я продолжил путь вдоль берегового обрыва Warren по тропинке между кручей и владениями жителей деревушки Capel-le-Ferne.
Чуть отойдя от площадки батареи мне пришлось спуститься в небольшую балку в которой располагалось два недавно построенных дома перегораживая путь. Спросив у хозяина где здесь проход дальше и где можно посмотреть сооружения береговой батареи (тогда я еще не знал, что осмотренные мной ранее холмы это и есть орудийные дворики), я получил приветливое указание на узкий проход между двумя заборами и отрицательный ответ о наличии каких-либо фортификационных объектов. Это меня слегка удивило, но к такому ответу я привык еще в России, когда люди не знают что находится у них за забором. Пройдя всего пару сотен метров я увидел очередное сооружение/ Условно Бункер 1 на схеме.
Вот так выглядел мой двухкилометровый отрезок пути о котором я расскажу в этом посте. В левом нижнем углу виден пропеллер мемориала погибшим в Битве за Британию летчикам. Мемориал расположен на территории береговой батареи № 424 Capel-le-Ferne. Далее по береговому обрыву идут объекты береговой обороны. "Воздушными шариками" показаны объекты Станции дирижаблей времен Первой мировой войны. Домиками показаны пабы и исторические здания. Схемы кликабельны
Группа из четырех бункеров укрупненно. Значки стоят со смещением чтобы видеть объекты. Хорошо видна тропа в обход двух недавно построенных зданий в балке. Обратите внимание, у них практически нет участков земли и построены они на неудобьях. При всем при этом недвижимость в деревушке продается.
Бункер 1 представлял собой два прямоугольных объема с бетонными стенами и бетонным перекрытием из плит. Осмотреть мне его удалось только с двух сторон по причине нахождения на частном участке. Я затрудняюсь как-то его классифицировать, но наличие амбразур для ведения ружейного огня позволяет предполагать в нем какое-то караульное помещение типа блокгауза (видел подобное, но несколько другой геометрии на зенитной батарее в Восточном Тилбери). В пользу этого говорит еще и то что бункер перекрывает подход с фланга к остальным объектам расположенным на небольшом выступающем мысу, а амбразуры смотрят прямо на соседнюю батарею № 424. К какой из береговых батарей относятся эти бункеры трудно сказать, батареи идут практически друг за другом. Ближе всего до батареи № 424, но это ничего не значит, т.к. визирные посты относились на значительное удаление от огневой позиции. За кустом, возможно, просматривается заложенный запасной выход а в одной из стен сооружения сделано световое окно. Стены по всей видимости не толстые. На общем фоне сооружение выделяет только его бетонная конструкция и наличие амбразур.
С кончика небольшого мыса открывался живописный вид на все более удаляющийся от меня Folkestone
А под кручей раскинулся Warren, со сглаженными и заросшими растительностью в этом месте очертаниями
Бункер 2. Вот этот бугор за забором на кончике мыса привлек мое внимание, но как я ни старался ни какого бетона разглядеть не удалось. Зато сейчас на космосъемке можно прочитать следы сооружения из двух прямоугольных объемов, которые были либо разрушены, либо засыпаны грунтом. Предположительно это или визирный пост или прожекторная станция.
Следов бункера 3 в натуре я не заметил и очень условно выделил его по космосъемке.
С бункером 4 все гораздо интереснее. Он имеет расположение под углом к линии обрыва, построен из кирпича с перекрытием из бетонных плит. Назначение его можно определить предположительно как убежище. В пользу этого говорят отсутствие амбразур и окон и два круглых вентиляционных отверстия в глухой стене. Вход прикрыт стенкой к которой уже в наше время пристроены кирпичные цветники.
Вид со стороны берегового обрыва
Warren. Видна железная дорога в Dover
Еще какие-то подозрительные земляные бугры на соседних участках. Но их я пока никак не буду обозначать
Дойдя до конца забора я вышел на старую дорогу в Дувр (Old Dover Road) и пошел по в обратном направлении в глубь деревни Capel-le-Ferne расспросить местных жителей где же тут искомая мной батарея. Сразу скажу что местные жители все куда-то попрятались и из двух распрошенных мной человек никто мне ничего не смог объяснить. В деревушке в полной мере проявилась английская специфика, несмотря на то, что дома выглядят жилыми и у них стоят машины, ни одной души днем рядом нет. Никто не ковыряется в огороде или на участке. Да и огородов то у них нет. Как видно на фото и спутниковой съемке все участки засажены травой. А хозяева домиков по всей видимости приезжие.
Вот эта машинка меня порадовала. Не отказался бы от такой в России. Только опять не понятно зачем британцам такой брутальный джип при таком качестве дорог?
Поняв что батарею я где-то профукал и дальнейшие ее поиски приведут только к потере времени я двинулся дальше в сторону Дувра по старой дороге. Пройдя мимо странной площадки в окружении подковы из кустов и с распределительными шкафами на одной из ее оконечностей (отмечена знаком вопроса и по всей видимости к фортификации никакого отношения не имеет) я вышел к автостоянке. На противоположной стороне шоссе был расположен небольшой отель "Lighthouse"
Небольшой баннер на ограждении гласил что это "Clifftop Cafe", чтобы подойти к нему ближе мне пришлось неприлично перелезать через какие-то ограждения и оказавшись на узкой лестнице я спустился чуть-чуть вниз для того чтобы увидеть закрытое кафе. И тут я совершил очередную ошибку не пройдя дальше на территорию кафе. Как потом оказалось, под кафе приспособлен очередной визирный пост системы управления стрельбой береговых батарей. А кроме того, вот эта невзрачная тропинка очень известна - по ней можно спуститься по головокружительному серпантину к подножию скалы и к океану. Для людей со слабым здоровьем эта прогулка не рекомендуется.
Вот так выглядит фасад визирного поста со стороны моря. Ничего не намекает на военное происхождение сооружения. Мне даже до сих пор не верится что это визирный пост. Но тем не менее он числится под номером S0009147
Источник фото Вид в сторону Фолкстона от кафе
А это какие-то очередные туристические лачужки на берегу слева от старой дуврской дороги. Почему-то здесь все скопления летних вагончиков называются Park. Где-то на территории этих вагончиков в период Второй мировой войны располагалась зенитная батарея. Судя по базе данных от нее ничего не осталось
Дальше я по возможности ускорился и шел прямо по шоссе до места соединения старой и новой Дуврской дороги. Судя по базе данных я пропустил на береговой кромке еще один визирный пост (хотя на кромку обрыва я поглядывал и не исключено что он нанесен ошибочно), а у подножия скал пропустил ДОТ, но спуститься к нему было не реально. Выйдя на новую Дуврскую дорогу я дошел до сгоревшего в 2008 году паба
Whitecliff Inn возникшего здесь в 30-е годы прошлого века. Его мы проезжали на автобусе по дороге в Фолкстон.
Буквально в сотне метров от него расположен еще один старейший действующий паб
Royal Oak. Его я почему-то не сфотографировал, хотя он основан в 1611 году как гласит надпись на стене. Его история тесно связана с расположенной рядом базой дирижаблей Первой мировой войны.
В 1915 году в Capel-le-Ferne была открыта первая база дирижаблей Авиационной службы Королевского флота (RNAS Airship Station). Система баз дирижаблей была создана для противодействия немецким подводным лодкам. Открытие базы 7 мая 1915 года омрачилось трагедией. Первый дирижабль SS-1 при посадке налетел на линию телеграфной связи и сгорел. Все использованные далее визуальные материалы по базе дирижаблей взяты с сайта
KHFСхема RNAS Airship Station Capel-le-Ferne
Как оказалось, название "Дирижабль" родилось именно на базе Capel. Такой звук издавала оболочка дирижабля когда инспектор проверял ее заполнение рукой. Дирижабли осуществляли боевое патрулирование в течении всей войны.
На фото видно что представляла собой деревушка Capel-le-Ferne в годы Первой мировой войны. На дальнем плане виден White Hause
Привязка базы на космосъемку с сайта KHF
В 1916 году производство дирижаблей было перенесено в Capel. Здесь был разработан и построен новый, более совершенный тип дирижабля SSZ. 16 сентября 1918 года при помощи SSZ-1 была загнана на мины и потоплена немецкая подводная лодка UB-103. Из за сложностей перевода я так до конца не понял этот сюжет и был ли ей сбит дирижабль. А ведь все широко известные случаи дуэлей дирижабля и подводной лодки относятся уже ко Второй мировой войне.
База была закрыта в 1919 году. О ней сейчас напоминает только сеть дорог и пятна от Ангара № 3 и мастерской на пашне. Возможно еще остались какие-то элементы в микрорельефе. В период Второй мировой войны существовала станция радиоперехвата. От нее сейчас остался заброшенный участок и какие-то строения. К сожалению, об этих объектах я узнал уже в России и посетить мне их не удалось.
Современная аэросъемка
Полную версию репортажа можно посмотреть по ссылке в самом начале поста