История жизни А.А. Мещерского

Sep 21, 2008 23:25

Часть 3. Весна 1916.


*(часть текста заимствована из выданной мастерами вводной)

В марте 1916, после неожиданного письма о назначении в 1-й лейб-гвардии Сводный Его Императорского Величества пехотный полк, Андрей Александрович Мещерский немедля написал Эмме Конрадовне Мазур, и всё еще не веря в произосшедшее, отправился в Петроград.

Вскоре по приезде Мещерского вызвал к себе генерал D. (в дальнейшем так и именуемый всеми заинтересованными сторонами). Его превосходительство поручил Мещерскому важную и секретную миссию, которая, впрочем, на обычные гвардейские задачи похожа не была вовсе. Становилось понятно, что Андрей Александрович нужен как фигура временная и расходная, но при том достаточно верный своим принципам человек, чтобы после завершения дел не болтать сверх меры. Впрочем, деваться было некуда, и Мещерский с готовностью принял поручение.

Андрею Александровичу было приказано пробраться в Швейцарию и передать некоему банкиру по имени Жорж Дюбуа пакет. Пакет был выдан - в простой коричневой бумаге, без каких-либо надписей, запечатанный простым куском сургуча, он казался очень неказистым. Тем не менее, генерал D. дал понять, что миссия очень важна и пакет - тоже.

Итак, Андрей Мещерский отправился в путь. Для удобства перемещения ему были выданы немецкие документы, и он без особых проблем тайно пересек линию фронта.

Однако же, уже через несколько часов, проезжая ночью по пустынной дороге, Андрей Александрович услышал вдруг крики и выстрелы, и в скором времени увидел погоню - одного человека преследовал целый отряд. В свете луны он с удивлением и ужасом узнал в беглеце своего доброго знакомого - русского подполковника Станислава Николаевича Насонова. Он кривился на бок, был явно ранен, а преследователи уже нагоняли. Андрей Александрович не сумел остаться в стороне и ринулся на помощь Насонову, пытаясь отвлечь на себя внимание преследователей. Завязалась драка. Через несколько мгновений подоспела отставшая часть отряда преследователей, и русским офицерам ничего не оставалась, как бежать уже вдвоем. К несчастью, их догнали и арестовали, отведя для дальнейшего разбирательства в близстоящий форт Марузен, где поместили в каземат до выяснения личности и обстоятельств дела. Комендант форта оказался в отъезде, и судьба Мещерского и Насонова должна была решиться наутро. В процессе обыска у Андрея Александровича отобрали оружие и пакет, который, разумеется, терять нельзя было ни в коем случае. Кляня себя последними словами за собственное легкомыслие, он понимал, что нужно любой ценой выбраться и вернуть пакет. Насонов, впрочем, не менее стремился оказаться на свободе.

Посовещавшись, русские офицеры решили разыграть представление. Легко раненый Насонов делал вид, что умирает, Мещерский звал на помощь, угрожая смертью ценного человека, за которого попадет от командования. В итоге дверь открылась. Вдвоём офицеры напали на охрану и, обезоружив ее, выбирались из каземата, попутно выяснив судьбу своих вещей, которые находились у помощника коменданта. Русские военные сумели тихо пробраться к нему, Мещерский расправился с офицером, а Насонов обыскал комнату, разыскав все вещи, в том числе и пакеты - выданный Андрею Александровичу и свой собственный.

Оказавшись на свободе Мещерский и Насонов расстались без долгих слов. Каждый из них понимал, что другой оказался здесь неспроста, но не имеет возможности объясниться.

Благополучно прибыв к Дюбуа, Андрей Мещерский отдал ему пакет и отправился в обратный путь. Вечером, уже недалеко от Петрограда, когда Андрей Александрович вышел из поезда подышать воздухом, прямо на платформе на него внезапно напали неизвестные люди. Чудом отбившись от них, Андрей Мещерский приставил к виску одного из нападавших револьвер, и тот признался, что был подослан полковником Насоновым, чтобы убить Мещерского. Хотя звучало это абсурдно и невозможно, иного признания добиться не удалось.

Прибыв в к генералу D., Андрей Мещерский доложил ему об успешно выполненном задании, честно рассказав, впрочем, всю историю с Насоновым. Генерал D., неожиданно побелев лицом, все же нашел силы поблагодарить Мещерского за службу и отлично выполненное задание, пообещав приставить к награде.

Когда Мещерский вернулся к себе на квартиру, его ожидала там удивительная новость - Эмма Конрадовна Мазур приехала в Петроград в надежде встретиться с ним. Невзирая на позднее время, Андрей Александрович немедля отправился к ней, породив своим являнием среди ночи и с разбитым после недавних приключений лицом немало разговоров. Впрочем, каждый раз при встрече с Эммой ему хотелось наконец отбросить осторожность и добиться разрешения романа, чего она боялась и бежала.

Последовавшие за тем несколько недель Андрей Александрович долго вспоминал, как счастливейшее время. В охваченной войной стране он был на службе, и всё же вдали от фронта, рядом с любимой женщиной. Однако идиллия не могла продлиться долго. Как Мещерский и подозревал, не прошло и двух месяцев с его возвращения из Швейцарии, как Андрею Александровичу было предложено выйти в отставку в «почетном мундире». Андрей Мещерский решительно не представлял себе покоя в тридцать с небольшим в воюющей стране, а о гражданской службе вовсе имел смутное понятие, и потому написал прошение о переводе в действующую армию. Как он с некоторой усмешкой заметил, перевели его в замечательное место - сразу на передовую, подальше от любопытных ушей и поближе к неприятельскому огню.

В звании полковника Андрей Александрович Мещерский был назначен командиром 53-го пехотного Волынского полка в составе 14-й пехотной дивизии 8-го армейского корпуса 8-й армии под командованием ген. Каледина.
Previous post Next post
Up