Дело было так: с каждым храмом, увиденным в Египте, я говорил себе - все, это самый крутой храм, круче уже не будет. Мединет Хабу, Дейр эль-Бахри,Луксор, Карнак, Эдфу и Ком Омбо - каждый храм поражал чем-то своим. Чем-то особенным. Храм Рамзеса III был самым первым, храм Хатшепсут - самым современным, Луксор - самым духовным, Карнак - самым большим, Эдфу - самым сохранившимся, Ком Омбо - самым гармоничным и крокодильим. В Абу-Симбел особенным было все и дважды. Это настоящее чудо света, пережившее не только все перепетии времен, но даже коммунизм Насера.
Для того, чтобы попасть в Абу-Симбел мы встали в четыре утра, и поехали 300 километров по Нубийской пустыне.
Тут реально нет ничего кроме песка
Где-то посредине ничего кто-то предприимчивый построил туалет для туристов (где даже нет канализации, просто стоит бидон с водой, которой можно помыть руки), и поставил в качестве достопримечательности клетку с пойманными песчаными лисятами
Когда мы поехали дальше, вдруг в какой-то момент показался город
Я уж было подумал, что у меня начался знаменитый мираж, но потом вспомнил, что добрейший Насер, один из уебков-коммунистов, когда-то правивший Египтом, построил тут неподалеку искусственное озеро, с целью, очевидно обеспечить водой тех людей которых сошлют жить в пустыню.
Ради этого озера Насер и его сподвижники в лучших традициях коммунизма затопили десятки древнейших египетских храмов, и разрушили почти все древнее культурное наследие страны, которые потом спасал весь мир. То же случилось и с Абу-Симбелом - храм пришлось "разобрать на части", и перенести на гору 60 метров выше.
Самое веселое, что Насер - это прямо как Ленин - умер, но его ебаное дело живет. Сюда по-прежнему планируют переселить сотни тысяч людей, которым якобы это озеру даст воду для сельского хозяйства и других нужд. В общем прямо как советский коммунизм, по которому сейчас многие ностальгируют. Разрушать умели на ура, а вот строить или думать - это нет.
Насера кстати в совке очень любили - орденами награждали, он был героем Советского Союза... Все как полагается. В СССР всегда умели выбирать себе союзников.
У меня есть много чего еще сказать, и про Насера, и про совковый коммунизм, но не буду, благо все-таки пост не об этом. Тем более, что уже совсем близко видно первый и более главным храм комплекса Абу-Симбел.
Комплекс Абу-Симбел состоит из двух громадных каменных храмов, построенных в ходе правления фараона Рамзеса II Великого (XIII век до н.э.).
Первый храм (на переднем плане) Рамзес II построил в память о себе, а второй (более дальний) - в память о своей жене Нефертари (не путать с Нефертити), в честь победы в знаменитой Битве при Кадеше
У входа в главный храм. Вы только посмотрите на эту монументальность. Офигеть. Жалко только, что тут так много людей (в отличие от Ком Омбо -
http://lorien22.livejournal.com/371281.html, мне не удалось дождаться момента, когда все туристы очистили помещение)
Невероятно. Я считаю Петру заслуженным чудом света -
http://lorien22.livejournal.com/274717.html, а монастырь Ад-Дир вошел в список десяти самых запоминающихся моментов моих путешествий -
http://lorien22.livejournal.com/370477.html, но если быть честным - с храмом Абу-Симбел он не идет ни в какое сравнение.
Любопытная история связана с именем храма, Абу-Симбел.
Одна легенда гласит, что название произошло от скалы, на которой, в том месте, где река делает к ней изгиб, высечен в барельефе египетский мужчина, в заострённом фартуке которого арабские моряки усматривали подобие хлебной меры; поэтому изображение это названо «Абу-Симбел», отец хлеба (колос по арабски будет синбел)
А другая, более любопытная на мой взгляд (ее очень любят рассказывать местные тур-гиды), гласит что Абу-Симбел был мальчик, который во времена, когда храм еще был засыпан песком, и о нем никто не знал, водил к нему первых исследователей Египта примерно 200 лет назад. В итоге они назвали комплекс в его честь.
Перейдем к рассказу о Великом храме
Великий храм Абу-Симбела взяло построить двадцать лет, и достроен он был в 24-й год правления Рамзеса II (примерно 1265 год до н.э.). Он был посвящен богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху, а также самому фараону, обожествленному еще при жизни.
Он считается самым большим и самым красивым храмом, построенным в эпоху правления Рамзеса II (всего фараон построил шесть храмов), и одним из самых красивых в Египте (на мой взгляд самый красивый).
А вот мой любимый кадр Абу-Симбела. Черно-белый
Должен сказать, что черно-белые кадры в Египте получаются лучше всего (храм в Луксоре отличный тому пример -
http://lorien22.livejournal.com/367716.html). Во первых так подчеркивается древность сооружений, а во-вторых погода в Египте не располагает к красочным цветным кадрам - в пустыне все засыпано песком тусклого желтого цвета, в городах правит смог.
Вообще древности Египта ревностно охраняют себя, и не поддаются легко фотографам и исследователям. Учитывая, что они пережили, их можно понять.
Возвращаясь к Великому храму - вход в него украшают четыре статуи фараона Рамзеса II, все облаченные в «пшент» - головной убор из двух соединенных корон: красный «дешрет» правителей Нижнего Египта и белый «хеджет» правителей Верхнего Египта.
Помните знаменитый рельеф в Эдфу, нде две сиськастые женщины стоят вокруг фараона? -
http://lorien22.livejournal.com/369876.html. Так вот это Птолемей VIII в короне пшент между богинями Уаджит в короне дешрет (слева, символизирует Нижний Египет) и Нехбет в короне хеджет (справа, символизирует Верхний Египет).
У подножия статуй фараона расположены жена Нефертати, мать Мут-Туй (Туйя), двое его первых сыновей - Амун-Хер-Хепешеф и Рамзес, и шестеро дочерей - Бинтанакх, Бакетмут, Нефертари, Беритамен, Небеттави и Исетнофрет. А над статуями мы видим фриз с 22 бабуинами, почитателями солнца, и охранниками входа в храм.
Бог-сокол Ра-Хорахти
Ну и наконец мы вплотную приблизились к входу
К моему огромному сожалению, и как вы уже наверное догадались, фотографировать внутри храмов в Абу-Симбеле строго запрещается. Можно лишь сквозь толпу снаружи сделать фото главного входного зала. Вот что у меня получилось.
То же самое уже происходило в Долине Царей, где расположены гробницы фараонов и в Дейр эль-Медине -
http://lorien22.livejournal.com/368848.html, где находился город ремеслеников.
Пришлось довольствоваться рельефами снаружи
Вот единственный кадр, который я сделал внутри Великого храма. Показываю его далеко не из-за его художественной ценности, а из-за цены, которую пришлось за него заплатить. У меня чуть было не отняли фотоаппарат, стерли примерно двадцать кадров (с Абу-Симбелом вообще не связанных) и чуть было не выгнали из комплекса вообще. После этого я решил, что лучше фотографировать глазами.
Так что придется вам поверить мне на слово, когда я скажу, что внутрениие росписи храмов Абу-Симбела - это что-то невиданное. И я утверждаю это с полной ответсвенной после Мединет Хабу -
http://lorien22.livejournal.com/363683.html, Эдфу -
http://lorien22.livejournal.com/369625.html, Карнака -
http://orien22.livejournal.com/368440.html и других. У меня просто не хватает слов, чтобы описать рельефы Великого храма.
Ну а мы перемещаемся ко второму храму, более "скромному"
Храм, посвященный богине Хатхор и жене фараона Нефертати назывался "Маленьким храмом". С ним связано два удивительных факта.
Первый - это второй раз в истории Египта, когда храм посвятили женщине (Я думал, что первый - это храм Хатшепсут -
http://lorien22.livejournal.com/364736.html, но оказалось, что это храм, который Эхнатон посвятил своей жене Нефертити)
Второй - это один из единственных случаев в египетском искусстве, когда фараоны и царицы изображены одинакового роста!
Как мы видим, всего здесь шесть фигур - с каждый стороны портала по два изображения фараона (южный колосс в хеджете, белой короне Верхнего Египта -
http://lorien22.livejournal.com/362124.html, а северный колосс в пшенте, двойной короне Объединенного Египта (Верхнего и Нижнего). По бокам изображены царицы
Вот оба храма в одном кадре. Лучше взять не удалось
Как я уже рассказывал, когда ублюдок Насер начал строить здесь свою плотину, реку, или чтобы это не было, он затопил Абу-Симбел (и десяток других храмов). Чтобы спасти храм, завербовался весь мир. В итоге весь Абу-Симбел распилили и перенесли на гору 60 метров выше.
Поэтому для меня этот храм является чудом света дважды - первый раз в древности, когда его строили, и второй раз - в современности - когда его перенесли.
Я смотрел на детали все время, что нам отвели в комплексе, и не мог понять. Как? Как его построили? Как его переносили? Как такое возможно? И это был редкий случай, когда я испытывал гордость за людей, за то, что они умеют делать, когда хотят.
Я, увы не умею. Мне остается только смотреть и удивляться. И радоваться, что есть такая возможность - лицезреть чудеса нашего мира, построенные тысячелетиями назад.