В заключительной части рассказа про Сараево мы покинем турецкий старый центр, чтобы полазить немного по горам и расположенным на них крепостям, полюбуемся открывающимися с гор видами, а также прогуляемся по набережной, с целью заценить замечательную архитектуру австро-венгерского города.
Итак, прошлая часть нашей прогулки закончилась в пивном баре после посещения сараевской пивоварни и Музея Еврея -
http://lorien22.livejournal.com/335534.html. Подкрепившись пивом, я решил уйти ненадолго из центра города, и вскрабкаться на горочку.
Тут меня ожидали две любопытные достопримечательности - Белая крепость, а-ля Гондор.
И Желтая крепость, которая была более доступна, и я отправился к ней.
Улочки перед нами относятся еще к османскому периоду и являются частью махалы (района) Кучук Катиб. Эта конкретная улица называется Млини или Надмлини по имени мельниц (млини на турецком), которые были установлены здесь в XV веке основателем Сараево Гази Иса Беем Исаковичем.
Чем выше подымаешься, тем красивее вид снизу. Вот та самая пивоварня, с которой мы только что вышли.
А вот и небоскреб Аваз из первой части рассказа про Сараево -
http://lorien22.livejournal.com/334578.html. Виды с него не хуже, чем с горы Йековач, на которой расположена Желтая крепость. А вот, собственно и она.
Желтая крепость была частью комплеска укреплений старого города Вратник. После того как Евгений Савойский захватил Сараево в 1697 году, стало ясно, что система укреплений недостаточна для защиты города от вражеских нападений, и турки начали строить новые укрепления.
Было построено пять крепостей, в том числе и Зута Табийя - Желтая крепость, берущая свое название от желтого камня, который использовали при строительстве крепости.
Со времен захвата города Австро-Венгерской империи крепость потеряла свое стратегическое значение, и в наши дни используется, разумеется, как ресторан, предлагающий, кроме отличного кофе, неописуемые виды города.
Отсюда также звучит пушечный выстрел на закате во время Рамадана, обозначающий конец поста.
Раз уж я сказал про кофе
Река Миляцка и мосты
Немного рановато, но если подвести временный балканский итог: Любляна -
http://lorien22.livejournal.com/184745.html - самая европейская столица, Загреб -
http://lorien22.livejournal.com/183440.html - самая культурная (серьезно, по уровню музеев хорватская столица может соревноваться с Францией и Англией), Белград -
http://lorien22.livejournal.com/183440.html - самая масштабная, но, увы, и самая советская. Тирана -
http://lorien22.livejournal.com/266018.html - самая красочная, а Сараево - самая разнообразная. Причем в хорошем смысле этого слова - она не хаотичная, как Москва или Вена. Тут надо просто ходить по городу, залазить во все узкие улочки и заброшенные дома, карабкаться в горы, есть и пить в буречных, чевапичных и ханах. И тогда вы проникаетесь атмосферой этого странного полу-венгерского полу-турецкого мегаполиса, и все становится солнечным и уютным.
Начинаем спускаться вниз. Кто-то себе на горочке неплохой домик выстроил.
Проходим через археологические останки в самом центре турецкого базара (они часть ВАКФа Гази Хусрев Бега, о котором я рассказывал в первой части про Сараево -
http://lorien22.livejournal.com/335315.html)
И выходим обратно к "набережной", как я ее называю. По обеим сторонам реки Миляцки построили очень много красивых домов
И некоторые из них я хочу вам показать
Типичный австо-венгерский стиль
Дом Деспика - богатого купца, построенный в 1881 году.
Напротив него, по вторую сторону реки, находится Медждан, или музыкальный павильон.
Возвращаясь к домам на набережной
Тут видно сразу два красивых здания
Дом со статуями
И угловой дом, которой пожалуй войдет в мой список любимых домов-утюгов -
http://lorien22.livejournal.com/249875.html Идем дальше
Тут мы видим еще сразу несколько любопытных зданий. Белое - театр, или по-местному Народное Позорище)
Здание вслед за ним - главная почта
Ну а вслед за ним - одно из зданий университета
А вот они все вместе
Чуть дальше я увидел необычный мост
И отправился к нему
Мост этот называется Фестина Ленте (по латыни означает "торопись медленно" - на мой вгляд лучшая характеризация всего региона Балкан).
Спроектировали мост, открывшийся в 2012 году, три студента Академии искусств, находящейся по ту сторону Фестины Ленты.
Как вы заметили, здание не совсем напоминает академию. А дело было так: с захватом Сараево австро-венгерской империей, количество евангелистов в городе резко возросло и требовалось построить им церковь. За дело взялся вечный Карел Парик, которого я упоминаю уже наверное десятый раз, и в конце 1899 года, возникла вот эта евангелистская церковь. Однако после Первой мировой войны почти все евангелисты бежали из Сараево, а с приходом в страну коммунизма и "лучших времен", церковь потеряла свою функцию. В 1970 году последний евангелист араево передал право на церковь городу, в 1981 году ее отреставрировали и было принято решение устроить здесь академию искусств.
Ну и раз уж про искусство зашла речь, то забежим на огонек в Национальную Галерею Боснии и Герцеговины
Здесь я обнаружил неплохую выставку художника Йована Биелича
Биелич родился в Босанском Петроваце, на территории Боснии и Герцеговины, но почти всю жизнь прожил в Белграде, где в итоге и умер. Учился сначала в Кракове, потом в Праге, потом жил некоторое время в Париже - типичный путь художника тех времен.
Биелич был членом "Группы Свободных", а также основателем группы "Облик", председателем которой был практически всю свою жизнь.
Без влияний, естесство, не обошлось. Условно творчество Биелича делится на три периода - кубизм, реализм и фовизм. Явно можно обнаружить влияние Сезанна, Матисса, Кандинского и Ван-Гога.
Я бы добавил еще сюрреализм
И влияние Магритта с Де Кирико. Помоему оно здесь весьма явное
На этом пожалуй все. Покидаем прекрасный город Сараево...
И переезжаем в Монтенегро. Но об этом в следующий раз.