Я столкнулся с экономической загадкой, даже парадоксом...
Я начал рассуждать с того, откуда на изолированном острове могут взяться деньги. Это вопрос. Я хочу чтобы в игре была реалистичная экономика, но не останавливаться же на бартере? Нельзя. А что делать? Откуда брать "деньги", и главное, как придать им ценность? Я задумался.
Что в нашем мире стало ценным? Правильно, золото. Это универсальный эквивалент всему труду (средневековому труду), всем товарам. Но ... ПОЧЕМУ!?
Почему золото обладает такой ценностью? Я говорю о золоте как о материале. Оно что, дает вечную жизнь? Нет. Из него можно сделать оружие и заставить других работать на тебя? Нет. Оно дает тебе какие либо преимущества перед остальными? Нет! Парадокс. Оно лишь красиво (да и то надо сказать, относительно). И тем не менее стало эквивалентом любой ценности.
И вообще, украшения из золота изготавливают не потому, что оно красиво само по себе, а потому, что драгоценно (другими словами, золото ценно не потому, что красиво, а красиво, потому что ценно!). Вопрос в том, откуда же взялась эта первоначальная ценность золота?
В итоге я остановился на следующем объяснении:
Деньги, это универсальный эквивалент товарам, соответсвенно свойства денег должны быть сопоставимы со свойствами торгуемых товаров (отсюда кстати вытекает проблема цены информации - ее свойства не соответсвуют свойствам привычных нам денег).
Вот какие я смог обнаружить:
- Потребительная стоимость (полезность, получамое преимущество)
- Прочность (сохраняемость)
- Делимость, (/копируемость)
- Стандартность качества (однородность, одинаковость какой то характеристики у всех "денег")
- Компактность (портативность, технология обмена, передачи)
- И главное - Информационная идентификация (возможность наладить централизованное производство неповторимых товаров, гарантия подлинности!)
И еще одно важное свойство:
- расходуемость.
Это свойство отличает материальные ценности от дензнаков. Если расход материала слишком велик (пища, соль, материалы необходимые для выживания) отрасль производства этого товара становится доминирующей, и ее развитие не остановится пока не будут покрыты все потребности в товаре. Но! Золото, и украшения - предмет роскоши. И потребность в них никогда не иссякает. Тем не менее, расходуемость у них не нулевая. Если у тебя есть золотое украшение, ты не перестаешь хотеть еще одно!
Вот к чему я прихожу:
На каждом изолированном острове (точнее это будут домены островов, но не суть) есть свой "философский камень" который может превращать камни в "золото". (Это не обязательно золото как материал, на каждом острове свой денежный эквивалент) И любой игрок который контролирует философский камень может выпускать "золото" в любых количествах (потребуется конечно некоторое вложение времени, но не более). Таким образом, он может стать "гарантом" эквивалентного обмена. Кроме того, "золото" должно требоваться для крафта часто используемых вещей. Например для всевозможных устройств с зарядами - волшебных палочек, свитков, зелий и пр. И предметов роскоши - дорогих волшебных амулетов и пр.
Конечно, если правитель будет неумеренно производить "золото", произойдет инфляция - то есть обесценивание... Но с другой стороны если он будет грамотно совершать вливания - он сможет создать реальную экономику. Но. Реальной она станет только внутри общества. Но не для общества вцелом. Именно для этого я предлагаю несколько разных философских камней на каждом из островов (доменов)
То есть деньги и правитель их выпускающий - инстанция которая проверяет качество твоего труда и дает ему оценку ввиде денег, и это значит что ты и твой труд смогут быть обменены на труд того общества под чьим доменом находится валюта.
Все вроде хорошо. Вопрос только в одном, но большой - каковы затраты на производство "денег"? Если деньги будут производиться слишком легко, материал обесценится, останется лишь информация - гарант. Деньги превратятся в дензнаки. А это накладывает очень большую ответственность на правителя и общество...
_