Казалось бы,какое отношение вся эта предыстория имеет к поставленному вопросу? На самом деле, какое? Можно ведь было просто сказать: "Да" или "Нет". По мере повествования станет ясно. почему рассуждение было начато издалека.
На сегодняшний день известно огромное множество стилей кунг фу, только официально зарегистрированных насчитывается более четырехстот. А если поездить по деревням, то в каждой будет свой, непохожий на другие, стиль кунг фу. Пусть даже они называться будут одинаково - выглядеть будут наверняка непохожими друг на друга, как семиюродные братья.
Пока что вспомним, что Патриархом кунг фу считается Да Мо. Именно считается. Кто-то говорит, что он не владел искусством кунг фу самообороны как таковой, кто-то придерживается обратного мнения. Суть все же не в этом, а в том, что он совершил "революцию" - монахи встали на ноги и начали двигаться, будучи уверенными, что здоровый дух может быть только в здоровом теле. Первоначальный комплекс из 18ти движений расширялся и обогащался новыми движениями,
и со временем их стало так много, что одно таолу было разбито на несколько. Появились "подстили". Как гласят красивые предания, то были "Тигр", "Леопард", "Змея", "Журавль" и "Дракон", который представлял собой квинтэссенцию остальных четырех.
Монах учил их все, а потом уже специализировался на каком-то одном. Если монах превосходил противника
силой, то он обрушивал на последнего град ударов, словно тигр, настигающий свою жертву. Если же противник умело атаковал, то монах уворачивался. изворачивался и ускользал, а потом жалил в уязвимые точки, словно змея. Так же монах, имея более длинные руки, мог сбивать удары и уводить их в сторону, словно журавль, машущий крыльями. Если же противник умел и силен, ловко отбивает все удары монаха, то надобно вести себя хитро, обмануть его, а затем повергнуть, уподобившись леопарду. Со временем, выйдя за пределы монастыря, "в народ", на основе некоторых таолу были основаны целые стили. К примеру, Хун Цюань, известный так же как Хунгар, "Кулак Тигра", сочетающий в себе жесткость тигра и мягкость журавля.
К таким же "красивым сказкам" можно отнести появление стиля богомола, Основал его монах Ван Лан. Будучи маленьким и слабым по сравнению с остальными монахами, он постоянно уступал им в тренировочных боях. Считая, что техника его недостаточно хороша, он уходил за стены монастыря и тренировался там. Однажды он узрел. как маленький богомол одолел здоровенную цикаду.
Набрав себе целую банку(?) зеленого счастья, не менее счастливый монах начал наблюдать за
насекомыми и учиться у них. Он обратил внимание, что богомол с невероятной для столь маленького существа силой хватается за что угодно и уже не отпускает. Ван Лан начал имитировать поведение богомола, и спустя некоторое время - сравнительно недолго, года три, - смог одолеть всех монахов монастыря, после чего отправился совершенствовать стиль, путешествую по Поднебесной.
К чему я так сжато и неинтересно рассказал о формировании стилей? Давайте посмотрим. Да Мо - сам всех кунг фу научил. Ван Лан - учился у богомола. Монахи - учились на собственном опыте, также копировали поведение зверей. То есть, несмотря на явную и четкую преемственность, монахи Шаолиньсы, да и не только они, зачастую придумывали, а затем аппробировали новые приемы сами. Важный вывод, который можно и нужно сделать - каждый из последователей боевого искусства адаптировал кунг фу под себя. причем некоторые столь успешно, что основали целые направления. Ван Лан был слабый? Начнем цеплять за руки и за ноги, валить и бить, лишать противника преимущества. монах большой и сильный? Будет идти по тропе тигра. Стиль должен подходить женщине? Не вопрос, стойки будут высокими, передвижения - напоминать семенящие шажки, руки слабые - значит, будем бить по совсем уж уязвимым точкам. Это, кстати, Вин Чун. Челвоек вспыльчив и легко теряет контроль? Значит, надо драться мягко, но эффективно, иначе толку от такого бойца - ноль. Словом, чему бы человека не учили, так или иначе произойдет индивидуальная подстройка под возможности и требования человека. Даже если он будет оставаться в рамках выбранного направления кунг фу, арсенал технических действий будет разительно отличаться от арсенала сотоварищей бойца. Таким образом, даже те, кто говорит, что "самому научиться невозможно", все же учатся сами, пусть в той или иной мере.
Между тем для китайцев в целом характерно приписывать сотворение того или иного стиля каким-либо легендарным полу или же целиком мифическим личностям, в результате мы получаем, что стиль кунг фу к более-менее прослеживаемым исторически мастерам попало уже готовым. Животное научило кого-то, кем-то были найдены таинственные тексты (!!!), кто-то от природы такой был, а на кого-то просто благодать снизошла свыше. Человеческое участие сводится к минимуму. Отсюда, как само собой разумеющееся, проистекает мнение, что САМОМУ научиться чему-либо НЕЛЬЗЯ, хотя вроде как все мы люди и диапазон сгибания-разгибания рук и ног у нас приблизительно одинаков. И все же мистификация не есть совсем уж откровенное зло, если вообще таковым является. А вот по какой причине оно несет в себе позитив, я расскажу в следующий раз)))