Временами в окружающем медиа-пространстве всплывает тема о том, что правильный способ мышления, поведение и определенная работа над собой может помочь избежать попадания в неприятные ситуации. Весь этот разговор о том, что жертва самавиновата/несамавиновата, что "аура жертвы" есть / ее нет, что травматическую ситуацию нужно использовать для личностного роста (или, наоборот, человеку в ней нужна помощь и сочувствие, а не бред сивого Ктулху про личностный рост) - на самом деле, очень и очень мутный. Как и в любой уважающей себе мутной теме, там в одной и той же реплике обычно процентов 70 правды, процентов 20 догадок и процентов 10 откровенного идиотизма, и отсеять одно от второго и третьего, не обладая навыками Золушки из сказки, обычно становится критически невозможно. Совсем тяжело становится, когда речь заходит о магии в буквальном смысле слова - поскольку, в представлениях большинства людей (и в полном соответствии с термином "магическое мышление"), магия может влиять на все эти события через невидимую причинно-следственную связь.
Постараюсь сформулировать некоторое количество тонких моментов этой темы. Исходить будем из того, что я, с одной стороны, мистик-практик; с другой стороны - психолог, который еще не до конца пропил остатки своих профессиональных знаний. С третьей стороны, кажется, и вовсе рептилоид с планеты Нибиру, учитывая, какую редкостную шизофазию по этим темам часто несут что мистики, что психологи, но это уже отдельная тема, не будем об этом сейчас.
Верно, что у практика меньше вероятности вляпаться в неприятные ему события, если он сам специально их не ищет.
Начнем с того, что та самая "аура жертвы", может, и не аура сама по себе, но как комплексное понятие действительно существует в природе. Такие "хищники", как цыганки на рынке, мошенники с уникальными пылесосами (хотя в результате сосет в основном лох-клиент), сектанты-вербовщики обычно предпочтут выбрать себе в качестве жертвы человека, находящегося не в ресурсе. Дело даже не в том, что мужик-извращенец предпочтет приставать к хрупкой фиалке, а не к культуристке, выжимающей 50-килограммовую штангу десять раз; иная культуристка может оказаться неспособной дать отпор, а фиалка, наоборот, порой способна надеть на голову ближайшую урну, да еще и попрыгать сверху.
Нет, конечно, такой слой тоже есть; некоторые внешние атрибуты человека тоже могут быть ключами к тому, какой он и как именно относится к окружающему миру. Собственно, если вы в три часа ночи, в мини-юбке, идете бухая в стельку по гопницкому району, тут уже вам поможет только эвтаназия, особенно если вы вообще мужик, и кроме мини-юбки на вас больше ничего нет.
Но в первую очередь здесь речь идет о внутреннем состоянии. Если у вас все плохо, вы в депрессии, на работе завал, дома кошмар, с друзьями разлад - вы моментально попадаете в целевую аудиторию любого "хищника", подбирающего себе ослабленную жертву. Кроме того, помимо общего ресурсного дефицита, риск увеличивают определенные mindset'ы вроде "я_слабая_каждый_мужчина_меня_если_что_того" - люди чувствуют такие настройки на бессознательном уровне, и если нормальный мужчина будет на вас смотреть с сочувствием или повертит пальцем у виска, то кого-то не вполне нормального они могут (ключевое слово "могут") натолкнуть на определенные нехорошие мысли.
У практика же, во-первых, в среднем меньше вероятность оказаться в ресурсной яме - все-таки определенная установка на занятие Ремеслом заставляет держать себя в тонусе; во-вторых, обычно меньше таких откровенно напяленных на грудь табличек "пни меня"; в-третьих, если практики уже вышли из возраста распития "Жигулевского" под березкой в лесопарке под хоровое песнопение "Короля и Шута", они обычно уже умеют корректировать свое поведение и не делают откровенно идиотские и суицидальные поступки.
Верно, что у практика больше вероятность успешно разрулить потенциально неприятную ситуацию, как и больше шансов справиться с последствиями, включая интеграцию и проработку травматического опыта.
По сути, здесь мы уже говорим не столько о практике, сколько о личностной зрелости, которая позволяет уметь и мочь в достаточно большое количество знаний, умений и навыков. Они могут включать в себя как умение договариваться с людьми, так и что-то совсем неожиданно, вроде игры за гранью правил, а то и манипуляции непосредственно магической природы.
Здесь стоит сказать, что навык "вылезания из проблемных ситуаций" распространяется за пределы простых столкновений с сексуальными домогательствами в транспорте или гопниками в темном переулке. Больше того, именно в таких, экстремально-краткосрочных ситуациях такой навык обычно задействовать сложнее, чем в будничных и протяженных во времени; и если в краткосрочных практик еще может как-то не успеть среагировать, то уж в протяженных-то ему реагировать завещал сам Лосось, одним плавником указывая путь, а другим запихивая в пасть попкорн из большого-большого ведерка.
Временной промежуток между "появилось ощущение, что что-то не так" до "срочно принимаем определенные действия" у практиков в среднем сокращен из-за поставленного жизнью навыка менять свою жизнь в соответствии со своими стремлениями.
Что касается проработки травматического опыта, здесь тоже стоит уточнить, что никакой практик не железный, и какие-нибудь там лагеря-сибирь-пытки-лесоповал неизбежно доломают почти что кого угодно, кроме совсем уж умалишенных и не пробиваемых. Скорее, корректнее будет сказать, что у практиков есть определенные страховочные механизмы, которые достаточно слабо развиты у среднего нормального человека. Это и поставленный навык трансформировать в урок различный жизненный опыт, если для оной трансформации достаточно ресурса, и привычка активно и деятельностно искать выходы и восстанавливать контроль над жизнью, даже если все беспросветно и кажется, что выхода нет, фонарь погас, завяли помидоры. Ничего из этого не является панацеей, но это несколько увеличивает шансы на выживание.
При всем при этом всегда есть вероятность наткнуться на какого-нибудь идиота.
Все вышеописанное действительно снижает шанс напороться на неприятности, но не может гарантированно уберечь от случайных идиотов. Даже на абсолютно безопасном маршруте, в освещенном парке, в метре от полицейского участка вы всегда имеете некоторый шанс наткнуться на вусмерть пьяного бугая, которому именно сегодня приспичило пойти прогуляться и на ком-нибудь сорвать злость от того, что жена ему изменила с каким-нибудь другим бугаем. И дальше будь вы хоть мастером переговорного жанра, но если вы не КМС по борьбе или бегу, следующая остановка вашего трамвая будет в больнице или морге.
Больше того, есть люди, которые точно так же способны преобразовывать окружающую их реальность в нужную им сторону, как и обычные практики, даже если они не называют это словом "магия". Какой-нибудь серийный убийца-маньяк, который хладнокровно планирует месяцами очередное преступление и рассматривает всех окружающих через призму того, могут ли они помочь или помешать ему в этом деле, с точки зрения Ремесла вполне может быть неплохим магом - чья воля легко может оказаться сильнее вашей, даже если на осознанном уровне он не занимается никакой магией ни в какой форме.
Для того, чтобы даже такого человека суметь свернуть с выбранного им пути, нужно быть Мессией в полной мере этого слова. Учитывая, что Маг в высшей октаве как раз Мессия, часто очень велик соблазн себя именно таковым и считать; хотите - не буду отговаривать; но если кто в результате окажется на соседней койке с Наполеонами и Кутузовыми, попрошу не удивляться и не писать разгневанные письма.
Кроме того, все вышеизложенное в принципе нельзя использовать как аргументы в разговоре про обычных жертв насилия.
Если человеку для того, чтобы справиться с ситуацией, нужна сторонняя помощь, это априори говорит, что он сам с ней уже не справился, причем неважно, практик он там или нет. Душеспасительные разговоры о том, что любой опыт является жизненным уроком, пригодятся сильно позже, когда человек встанет на ноги, наберется ресурса и залечит первичные повреждения структуры личности.
Даже в том случае, когда действительно в той или иной степени "самадуравиновата", разговор об этом должен происходить только с тем, кто а) способен его услышать, б) имеет ресурс на анализ ситуации, выводы и воплощение в жизнь результатов этого анализа.
Во время переживания травматической ситуации - а это происходит не только во время самой ситуации, но и какое-то время после, пока психика с ней не справится до какой-то разумной степени - у человека на это нет ни сил, ни возможностей, ни ресурса. Ему нужна помощь и поддержка, а не проповеди о том, как именно он повел себя не так и что отсюда он должен извлечь как сложный жизненный урок.
Это даже для практиков-то валидно, потому что, несмотря на все защитные механизмы и дополнительные возможности, мы как-то все равно вполне смертные люди, и количество сил, ресурса, навыков и умений, как и устойчивости психики, все равно предельно конечно. В случае с обычными людьми, не отягощенными склонностью к постоянной рефлексии и не имеющими некоторых специально поставленных навыков, этот момент становится и вовсе критическим донельзя. Пенять какой-нибудь девочке лет семнадцати, что у нее нет нужных навыков осознанности и умения анализировать ситуацию - это примерно как читать коту лекции о том, что он не должен ссать вам в тапки. С той разницей, что у девочки еще есть шанс со временем, если у нее для этого будет ресурс, возможности и желание, выстроить в себе нужные навыки, а эта меховая сволочь уже не научится ничему и никогда. Но "шанс со временем" никак не влияет на ситуацию "здесь и сейчас", в которой этой девочке нужна будет помощь и поддержка, и любые разговоры про жизненные уроки пойдут на несколько тактов позже.
And now for something completely different...
В качестве бонуса стоит упомянуть о том моменте, что с некоторой точки зрения у практиков шанс влипнуть в различные потенциально неприятные ситуации иногда может быть даже выше, чем у нормального человека. Иногда наша нить жизни и выбранный путь напрямую заводит в такие ситуации. Иногда в них нас приводят наши боги, особенно если эти божества не отвечают исключительно за собирание цветочков на летних лужайках в солнечный полдень. Отличие в том, что такие вещи с нами происходят если и не с полным знанием деталей, то чаще всего все-таки с предварительным согласием на выбранный путь и вектор направления.
Вообще говоря, тема такого Пути, который приводит к осознанному проживанию отдельных аспектов Тени, требует отдельного разговора. К таким вещам в своей практике приходят в одном из двух случаев. Или тогда, когда достаточно набрано ресурсов, построено внутри достаточно механизмов, что с Тенью можно столкнуться и не сломаться; или тогда, когда другого выхода просто нет, и внутренние искаженные психические механизмы требуют путешествия через самые "темные" слои, чтобы затем добиться внутренней целостности. Так или иначе, это добавляет красок жизни и намекает на то, что иногда, возможно, в практики лезть и не стоит - тогда вы лишитесь способности влиять на многое в своей жизни, но не получите на шею и многих проблем. А где тут остановиться и останавливаться ли вообще - каждому решать самому.