Расстановка приоритетов - очень сложный навык, и по жизни для обычных людей с улицы, и для тех, кто претендует на какое-то личностное развитие. Так или иначе, в той или иной степени мы учимся этому навыку и сами, и через работу с нашими богами. Наверное, в наивысшей степени ясно и прямым текстом из всех скандинавских богов об этом говорит, что неудивительно, Хель.
* * *«Одно, - говорит Она. - Все остальное
уйдет. И уйдет навсегда,
без возврата. Взаправду.
Никаких “отменить”, никаких “всего лишь игра”».
У тебя три секунды,
делай выбор и сбрасывай груз.
Потому что ворота,
в которые надо пройти, -
не огромный портал:
они узки и тесны,
словно вход в Ее лоно;
с тяжелым мешком на закорках туда не пролезешь,
а после - не сможешь взлететь.
(
стихи Рейвена Кальдеры, в переводе Анны Блейз).
* * *
Если у тебя возникает возможность, бери ее или откажись - зная, что она больше не вернется.
Если ты не можешь уйти оттуда, где не хочешь быть - задай вопрос: будет ли вообще завтрашний день, и если нет, то так ли ты хочешь его встретить.
Если ты кому-то что-то не сказал - скажи сейчас, потому что, может быть, ты уже не сможешь сказать этого никогда.
Во всех этих случаях есть свое "но". Чтобы что-то сказать, это должны быть в состоянии услышать; если не услышат, нет смысла говорить, даже если завтра у тебя не будет уже совсем никакой возможности. Чтобы уйти, нужны силы, которых может не быть сегодня. И тогда неважно, что завтрашнего дня не будет: какая разница, если ты все равно не можешь это изменить?
Но в любом случае ты ставишь точку - или точку с запятой, закрывая для себя эту главу.
Каждое решение окончательное для того, кто ты сейчас. Потом, когда пройдет несколько поворотов, возможно, решение будет другим, потому что в твоих руках будут новые силы, новые инструменты и новый опыт, и возможно, что потом у тебя будет еще одна точка, в которой ты примешь свое решение.
А возможно, что и нет.
* * *
В исполнении одного рыжего бога это, пожалуй, было бы больше похоже на ставку в казино: думаешь, что прав? ставь; выиграешь - озолотишься; проиграешь - ха, ха, уйдешь домой пешком и в лохмотьях.
В исполнении богини Хельхейма это больше похоже на простой, четкий и прямо заданный вопрос: одно или другое?
Не так важно, что ты об этом думаешь, какие мифы об этом выборе ходят, будет ли потом второй шанс или нет. Или синяя таблетка, или красная, бери и иди дальше.
Не хочешь брать возможность - не бери. Здесь нет плохих и хороших выборов, просто любой сделанный выбор делает тебя каким-то человеком. Не нравится, кем это тебя сделает? Ну, есть вторая альтернатива. Не хочешь ее брать? Твои проблемы, значит, смирись с тем, кем ты будешь. Или - или, никаких лишних сантиментов, выбор очень простой.
* * *
Этот вопрос очень ярко звучит в пафосных ситуациях жизни и смерти, ну там на уровне "а в концлагере ты тоже других расстреливать будешь, или сам к стенке станешь". Есть два стула, так сказать. Оба хреновые, так и так все плохо, гобелен твоей судьбы горит в пожаре уныния и безысходности, а пожарник дрыхнет пьяный, что поделать. Вариантов нет.
Вот только куда интереснее и на локальном уровне важнее отвечать на него в локальных бытовых ситуациях, да еще и без лишнего пафоса.
Ходишь вот так, ходишь, а в магазине вкусный сыр. Хоть и дорогой. Но вкусный.
В общем, мораль у меня очень простая: деньги есть, сыр вкусный - покупайте сыр.
А со сложными жизненными выборами уже как-нибудь сами разберетесь.