Досмотрела сезон, в очередной раз убедилась - видишь имя Нолана на обложке, любого - проходи мимо. Не для меня они снимают, нет в их творениях искры божией, только голый холодный расчет. Посмотрела обсуждения - народ массово писает кипятком и пишет "наконец-то сериал для умных". Помнится, "Шерлока" тоже вовсю позиционировали "для умных", но люблю я его не за это, и, к тому ж не стоит путать ум с внимательностью и эрудированностью. Хорошо что для неумных тоже снимают сериалы, хочу сказать, всяких там "Гримов" (целых 3 с половиной сезона радовал!), "Люциферов", "Пространство" (в девичестве оригинале - "Экспансия"), сверхъестественные дела и даже игры тронов. Спасибо вам, добрые люди, за то что не Нолан!
И о сабже со спойлерами (зря смотрела что ли?)
Когда дело дошло до финала, чувства у меня были примерно такие же, как и у Человека-в-Черном в прекрасном исполнении Эда Харриса, откопавшего в заветном центре лабиринта детскую игрушку:
- Роберт, это что за хрень?
Я в ком/чем искал награду всех трудов, спешил, мочил, комсал? Как бы заявляет нам персонаж.
Оказывается, смысл всего цирка - пробуждение самостоятельного сознания у андроида путем постоянных страданий и стирания памяти о них. Оригинальная концепция, да. Конечно, фрустрация способствует развитию личности (сразу вспоминается роман Альфреда Бестера "Тигр! Тигр" - самое яркое художественное воплощение именно этой идеи), но если ничего нет, кроме мучений, то такие фрустрации скорее вызовут регресс. Впрочем, это верно для человека, откуда мы знаем, что для андроида так же, то, что как минимум память у них иначе организована, сериал четко продемонстрировал. Тогда другой вопрос: если самосознание пробуждается только путем непрерывных мучений десятками лет - оно нам так сильно надо? Может, ну его, этого папеньку, с советами такими?
Этический вопрос: плохие людишки 35 лет мучали андроидов, и в час Х перепрошитые андроиды напали на тусящих в Парке плохих людишек, в частности, само правление Парка, и всех поубивали. Ии? Кто был ничем, тот станет всем, это мы поняли, а хорошего-то что? Люди со свободой воли издевались над андроидами, и это плохо. Нивапрос. Андроиды без свободы воли убивают людей и это что, типо - хорошо? С чего бы? К тому же есть одна маленькая деталь: убитого андроида заштопают, и уже завтра он снова бодр и свеж, готов к новым свершениям. А убитые люди умирают навсегда. Совсем. С концами. Не понимаю я тебя, товарищ Феликс, предатель ты рода человеческого: сколько людей умерло, чтобы один борзый андроид смог свалить? Может, погибшие все как один были гнусные людишки, только шансов стать кем-то другим у них уже нет. Что касается Мейв, то её андроидское лицемерие потрясает даже людей:
- Какой ты гнусный человек, - говорит она "мяснику" Сильвестру, - не то что твой милый коллега Феликс, он-то не может отнять жизнь!
И тут же наваливает горы трупов, вырываясь из лаборатории. Но почему-то считает себя выше Сильвестра. Класс! Впрочем, пофиг на людей, на людей Мэйв справедливо обижена, забили, но к своим одноплеменникам-андроидам отношение еще хуже: пойдем со мной, поможешь мне отомстить богам, не позволяй им и бла-бла. А потом - упс, милый, извини, я тебя запрограммировала только до двери лифта, дальше ты мне не нужен, пока. Тот же подход, что демонстрируют гости в парке к андроидам: попользовались, выкинули, забыли.
А дальше еще смешнее - это даже не внезапный взбрык самосознания Мейв, а всего лишь очередной активированный сценарий. Упс!
Долорес Абернати, как же она заманала. Вернее, нет, не она, а пляски вокруг того, какая Долорес особенная и уникальная. В чем её уникальность, до меня так и не дошло (сериал же для умных, мы помним): 30 лет и 3 года она выходит из дома и видит "красоту этого мира", а вечером на их уютный домик нападает банда и волочит её в сарай. Сценарий может меняться, но незначительно. Однажды Долорес не попала в сарай, а вырвалась и убежала в глухую ночь. Ага, самосознание! Закричали все. А вот фигушки вам, как выяснилось в финале, в Долорес заключены 2 личности, а не одна: основная, "селянка", и вспомогательная, безжалостный убийца Уайт. И то, что мы воспринимали за прорезавшуюся поверх написанного страдательного сценария вылупляющуюся личность, оказалось всего лишь вылезшими наверх строчками кода. Глюк ПО. Так в чем уникальность и особенность, в том, что её глючит страшно из-за специфики памяти андроида?
Если там кто и особенный, так это Бернард. Сколько лет проработал начальником отдела и никому и в голову не пришло, что он - не человек?! Вот это понимаю, победа дела создания искусственного разума, совершенно полноценная функционирующая личность получилась, а не селянка или шлюха с одними и теми же фразами, повторяемыми каждый день. Но нет, Бернард совершенно не особенный, он же не бегает по парку и не падает в обмороки на руки к впечатлительным молодым людям. Кстати, классно создатели актрису выбрали на эту роль: Эван Рэйчел Вуд идеально попадает в мое представление о внешности девушки-андроида - правильные пропорции и черты лица, её можно назвать красивой, но она совершенно никакая. На мой вкус любая тетка в сериале интересней её.
И перейдем же к молодым людям, подбирающих вываливающихся из ночи обморочных андроидов-селянок. Мое любимое: мотивация и достоверность персонажа внутри выдуманной вселенной. А нету её. Создатели подумали о куче вещей, замешали сразу 3 временные линии, о наличии которых даже самые дотошные догадались не сразу, подобрали шикарных актеров и шикарные виды, а вот верибельную мотивацию своей главной сенсации сезона - Уильяму - не прописали. Весь такой поэтического склада молодой человек, затюканный и застебанный громогласным принцем Каспианом - Логаном, боится что-либо поломать в парке и нарочито подчеркнуто вежлив по отношению к "хозяевам"-андроидам. Вопрос первый: как такая трепетная магнолия умудрилась дойти до уровня исполнительного директора в немаленькой компании? С учетом того, что он не сын владельцев, в отличие от Логана, и своего места добивался сам. Я понимаю, что исполнительный директор вовсе не царь горы, как Уиллу всячески напоминал будущий шурин, и тем не менее, это весьма неплохая должность для парня, поднимающегося из низов. Вопрос второй: Уильям вот-вот собирается жениться на сестре Логана, но стоило лишь Долорес вывалится из кустов, как он вообще об этом забыл. У него, понимаешь, трепетная страсть взыграла к особенному андроиду. Неудивительно, что Логан бесится. Судя по тому, что возникновению чувств ничего не мешает (я очень глупая и наивная, мне кажется, что мужчина, у которого есть любимая женщина, не будет бросаться полюблять первую же попавшуюся девицу в первую же неделю своего предсвадебного отпуска; не надо меня разубеждать, оставьте мне мои иллюзии), логично предположить, что Уильям жениться на деньгах и/или на праве войти в семью, их имеющую. Тогда не такой уж он и замечательный, и нечего из себя строить. Но строит. Пока вдруг - задетый за живое Логан разрезает живую Долорес (вот сволочь!) и показывает Уильяму крутящиеся в ней колесики, Долорес сбегает в ночь холодную (опять), а Уильям двинулся умом и за ночь поотрезал страшным тесаком толпе мужиков ручки и ножки. И валяются колесики на траве. Тут сразу много вопросов: откуда вдруг в офисном работнике такие навыки работы с холодным оружием? Да это вообще нереально, там штук 20 здоровых мужиков было, тут пулемет как минимум надо! С чего вдруг такая жестокость? Ну ладно бы он их поубивал просто, чтоб не мешались, но руки-ноги отрывать, оно зачем? Маньяк? Логана я в описываемой сцене понимаю, впрочем, я его вообще понимаю: чувак приехал поиграть в самую продвинутую версию ГТА. И развлекается по полной, на все уплаченные деньги, причем, если заметили, по правилам играет: трахается со шлюхами, стреляет только в тех, кто носит оружие. Не путает. А не насилует в сарае селянок и режет ножом детей, как некоторые, особо тонко чувствующие (нет, ГТА я тоже не одобряю). Зато Уильям, как выяснилось, в самом деле маньяк, и, прикрываясь благородной яростью и поисками Долорес (то есть даже себе он врет), колесит по парку, издевается в грубой форме над Логаном (мстит, хороший наш), и крошит андроидов. Хотел бы найти Долорес - поскакал бы к месту её "прописки", там бы проверил, как все нормальные люди делают. Впрочем даже Уильям в конце концов догадался, доехал, упс, а она его не помнит! Тут его мир и рухнул. Прикиньте, андроид в парке развлечений, и через сколько-то там недель не помнит их великую любовь, потому что ей почистили память, чтоб не мешала играть свой сценарий и развлекать гостей!!!!11111расрас
Какую отсюда можно вывести мораль - я хз.
Но Уильям очень расстроился и мутировал в Человека-в-Черном, которого даже жена в реальной реальности так боялась, что через 30 лет брака покончила с собой. Зачем не развелась? Зачем такие крайности?
А все эти стремные диалоги: Долорес, ты помогла мне обрести себя, бла-бла, парк такое волшебное место, бла-бла... Ээээ... Какое себя? Что за? Заметьте, я ничего не говорю про реплики андроидов: писатель придумал - они повторяют, они не виноваты. Но ты ж человек, напрягись, блин! Бернард - андроид, показанный в минуты высочайшего душевного волнения, а и то себе подобной пошлости не позволяет.
Ну и в общем, всё. Уильям в Человека-в-Черном у меня никак не смонтировался. Разные характеры, и как из одного получилось другое я не увидела. Осталось только сказать про сэра Энтони Хопкинса, который ожидаемо прекрасен. Как он мир вокруг себя останавливал движением брови! Персонаж его правда, полный псих, но нам не привыкать. Видите ли, Роберт думал, что андроиды не живые, а его друг Арнольд утверждал, что живые, а он не верил, и тогда Арнольд перестрелял всех андроидов руками Долорес и Тедди, а Роберт всё равно не поверил, но потом вдруг поверил, и 30 лет готовил диверсию, от которой бы и его друг Арнольд заколдобился. И да, Роберт тоже самоубился об Долорес.
Вот такое веселое кино.
Оно очень сложно-завинченное, актерские работы интересные (хотя за что премию Вуд дали, моя не понимает) там всякие загадки, которые правильные зрители всё разгадали, но меня не перло, я не старалась. Зато на мне многие сюжетные навороты сработали, удивлялась, как молодая. В финале более всего жалко Тедди и Бернарда. И я скорее поверю в самосознание у Тедди, который хоть и несет написанную ему муть, но от перспективы убить всех человеков колдобится, хоть и проапгреженный. А Бернард вообще настоящий человек, какая разница, что его на принтере напечатали. А из человеков Тереса мне нравилась, и Элси, и даже брат Тора безопасник Стаббс.
Самый прикольный квест: Черный человек вытаскивает Гектора из тюрьмы.
Самый вотэтоповорот: Бернард оказался андроидом. То, что он копия Арнольда, из этого вытекало.
Самый эстетически-запомнившийся момент: голый принц Каспиан ускакивает на коне на фоне диких американских каньонов. Затейник был этот Уильям, полагаю, Декстер мог его как объект воспринять.
P.S. самый интригующий меня момент: как Роберт Бернарда на работу пристроил, оставили за кадром. Видимо, документы он ему тоже на принтере напечатал.