Автобусы
Полная схема транспорта Хельсинкской агломерации. Большая часть, синим цветом -- автобусы. Источник: HSL
Большую часть системы общественного транспорта Хельсинки представляют собой автобусы, которые обслуживают все те места, куда не дотягиваются электрички, метро и трамваи. По состоянию на 2017 год HSL обслуживалось 290 автобусных маршрутов, на которых работало 1457 машин, и выполнялось 21352 рейсов каждый рабочий день.
Автобусный терминал в Леппявааре, Эспоо. Непосредственно слева платформа электрички. Справа торговый и общественный центр Селло
Автобусная остановка у станции метро (обычная, не крупный терминал)
Новый крытый автобусный терминал в Тапиоле
Выход к автобусу в терминале Тапиола
А на крыше терминала Тапиола -- спортплощадка
ТЦ Камппи в центре Хельсинки, где находится станция метро, терминал городских автобусов и автовокзал для междугородных автобусов -- все под землей
Подземный автобусный терминал в Камппи
Выход к автобусу в терминале Камппи
Сеть автобусов в основном привязана к автобусным терминалам, расположенным у станций электричек или метро. Большинство маршрутов начинаются у такого терминала или связывают два терминала. HSL старается избегать длинных автобусных маршрутов без особой нужды.
По номеру машрута можно примерно понять, где он ходит. Двузначные номера (самый маленький сейчас - 14) предназначены для автобусов, идущих не очень далеко от центрального Хельсинки. 1xx, 2xx, 3xx, 4xx, 6xx, 7xx и 8xx обслуживают «секторы» вокруг Хельсинки, например 1xx - Эспоо вдоль Западного шоссе (Länsiväylä), а 4xx - Вантаа вдоль Хямеэнлиннского шоссе (Hämeenlinnanväylä). 5xx для поперечных/хордовых маршрутов, а 9xx для внутренних маршрутов дальних городов Большого Хельсинки, таких, как Керава. Буквы A, B, K, Z, V могут означать вариант маршрута. Буква N означает ночные автобусы.
Автобусы покидают автостанцию Раутатиетори у вокзала Хельсинки
Автобус в Кило, Эспоо
В отличие от остальных видов транспорта, все автобусные маршруты обслуживаются на конкурсной основе частными перевозчиками. Самые главные из них - Helsingin Bussiliikenne, Nobina, Pohjolan Liikenne, Transdev (Pohjolan Liikenne - строго говоря на самом деле подразделение VR, компании в государственной собственности). Поэтому парк используемых автобусов довольно разнороден по моделям и возрасту, но ко всем автобусам есть единые требования. Автобусы (кроме магистральных) также обычно имеют единую сине-белую схему окраски, хотя для старых автобусов она может отличаться.
Все остановки (кроме конечных) всех автобусов делаются только по требованию. Когда автобус подъезжает к остановке, нужно махнуть ему рукой, а чтобы выйти из автобуса на следующей остановке, нужно нажать одну из многочисленных кнопок STOP в салоне. Во всех автобусах есть табло, показывающее название следующей остановки.
Во все автобусы, опять же, кроме магистральных, следует заходить через переднюю дверь, и показать в этот момент водителю билет (бумажный или в приложении) или приложить карточку HSL к валидатору. Водители также продают билеты за наличные. Автобусы - единственный вид траспорта, где сохраняется продажа билетов на борту, хотя они стоят существенно дороже обычных. Средняя и задняя двери предназначены для выхода. Через среднюю также можно заходить с детской коляской; проезд с коляской бесплатен. Все используемые автобусы частично низкопольные, и средняя часть используется для детских и инвалидных колясок (с последними может помочь водитель при необходимости). Все автобусы, кроме «районных маршрутов», используют машины большой вместимости (полноразмерные, но без «гармошек»).
Районные автобусы (lähibussit) - медленные и извилистые маршруты, использующие автобусы малой вместимости (маршрутки), предназначенные для пожилых людей и инвалидов, для поездок до различных точек в пределах жилых районов - поликлиник, библиотек, продуктовых магазинов, бассейнов и т. п. Они работают только днем по будням. На использование этих маршрутов нет никаких особых ограничений, и на них действительны обычные билеты.
Ночные автобусы ходят примерно с 01:30 до 04:00-05:30, когда никакой другой транспорт не работает. Больше всего рейсов у них в ночь на субботу и воскресенье. У них обычно длинные маршруты, от центра Хельсинки до окраин агломерации. На них тоже используются обычные билеты.
Электробус у терминала Леппяваара в Эспоо. Здесь хорошо виден прямой выход с электрички на автобусы
В некоторых районах сейчас начали использоваться электробусы, визуально легко отличимые по окраске с электрической вилкой. Они действуют на обычных автобусных маршрутах, в основном в районе Леппяваары в Эспоо, и в городе Керава, и ничем не отличаются от обычных автобусов в использовании. Первые 12 машин прибыли в 2015 году, еще 30 - в 2019. Их также эксплуатируют частные перевозчики, HSL только выставляет требование электробусов для некоторых маршрутов. HSL планирует довести количество электробусов до 400 к 2025 году.
В 2018 году автобусы перевозили 480 тыс. пассажиров в день.
Магистральные автобусы
Четыре автобусных маршрута (500, 510, 550 и 560) на данный момент особо определены как магистральные (runkolinja). Они работают немного иначе, чем обычные автобусы, и считаются частью сети магистральных маршрутов HSL, наряду с электричками и метро. Первым из этих маршрутов стал 550. Он был введен в 2003 году, но сначала был простым автобусом; концепцию магистральных автобусов разработали только в 2013 году. В некоторых странах такие автобусные системы называются BRT, Bus Rapid Transit, хотя система в Хельсинки довольно примитивная по сравнению с многими BRT. Все четыре маршрута служат для поперечных/хордовых соединений, и представляют собой широкие дуги вокруг Хельсинки.
Магистральный автобус 550 на Первом Кольце в Леппявааре, Эспоо
Для магистральных автобусов используются такие же машины, что и для обычных, но в характерной оранжево-белой раскраске. Однако в них, как и в трамваях, можно входить и выходить через любую дверь и не нужно предъявлять билет водителю на входе (а также нельзя купить билет у водителя). Останавливается автобус как обычно, по требованию.
Очевидное отличие этих маршрутов - маленькие интервалы. Автобус 550, например, ходит с 04:30 до 02:00, с интервалами 5 мин в часы пик. Но кроме этого у них есть и некоторые преимущества над остальным транспортом, включая приоритет проезда с использованием таких же светофоров, как у трамваев (останавливающих весь остальной транспорт) на некоторых перекрестках, и целые специальные выделенные дороги. Например, автобус 550 пользуется проездом под ж/д станцией Хуопалахти, разрешенном для использования только автобусам, и автобусным же мостом через реку Вантаанйоки. А специально для автобуса 560 был построен целый 1.2-километровый туннель под Центральным парком Хельсинки и горой Палохейня, за немаленькую сумму в 24 млн. евро.
Автобус 550, идущий примерно параллельно автомобильному Первому Кольцу (Kehä I), остается самым популярным магистральным маршрутом, и его замена скоростным трамваем обсуждалась много лет. Городские советы Хельсинки и Эспоо одобрили проект строительства 25-километровой линии скоростного трамвая (Raide-Jokeri, «Рельсовый Йокери»; Йокери - прозвище автобуса 550) в 2016 году, за 387 млн. евро. Строительство началось в 2019 году и продлится до 2024. Пока идет строительство, автобус 550 остается, с рядом изменений в маршруте, вызванных работами по строительству Raide-Jokeri.
Региональный транспорт (U-автобусы и региональные электрички)
Некоторые автобусы и электрички идут до конечных за пределами всех зон HSL, но для поездок в пределах зон HSL на них все же могут использоваться билеты и тарифы HSL. Эти маршруты не назначаются и не финансируются HSL, и не имеют их брендирования - только специальное соглашение по использованию билетов HSL.
Автовокзал для междугородных автобусов в Камппи, подземный, этажом ниже терминала местных автобусов
U-автобус до Клауккалы, Нурмиярви, на автовокзале Камппи
Автобусы, ходящие по такой схеме, называются U-автобусами (их номер маршрута начинается с U). Например, U848 идет в Порвоо, за пределами зон HSL, но на нем можно также доехать до нескольких поселков в Сипоо, в пределах зон HSL. Билеты по тарифам HSL на таких автобусах обычно не продаются, а для валидации карты ее нужно дать водителю. Бумажными билетами и приложением можно пользоваться, как обычно. Для поездок за пределами зон HSL нужен отдельный билет, который можно купить, например, у водителя за наличные. Большинство U-автобусов отправляются с автовокзала междугородных автобусов в Камппи.
Региональная электричка Z (модели Sm4) на вокзале Хельсинки
Региональная электричка R (модели Sm4) прибывает на станцию Хювинкяя
Интерьер электропоезда Sm4
Оператором региональных (дальних) электричек является VR (Финские государственные железные дороги). Их маршруты, как и для ближних электричек, обозначаются буквами:
- R: Хельсинки-Рийхимяки, 71 км, 53 мин, интервалы 30 мин; примерно семь пар в день идут дальше до самого Тампере (187 км, 2:08-2:12). До Керавы (конечная электричек HSL) останавливаются всего на нескольких станциях
- T: Хельсинки-Рийхимяки, несколько рейсов по утрам и вечерам, останавливаются на всех станциях, в том числе до Керавы. Дополняют в это время также ближние электрички
- D: Хельсинки-Рийхимяки, несколько рейсов в часы пик, останавливаются только на нескольких крупнейших станциях и до, и после Керавы
- Z: Хельсинки-Лахти, 130 км, 1:03-1:12, интервалы 60 мин; единственная электричка на Лахтинском обходе (Lahden oikorata, линия Керава-Лахти)
- G: Рийхимяки-Лахти, 42 мин, интервалы 60 мин. Единственная электричка, начинающаяся не в Хельсинки, и единственное пассажирское сообщение вообще на этом участке
Несколько электричек из Лахти идут дальше до Коуволы, но уже без буквенного маршрута, а под номером, как и большинство поездов в стране, и соответственно со статусом не пригородного (lähijuna), а регионального поезда (taajamajuna). На региональный поезд билет приобретается на конкретный рейс, хотя и без места, в то время как на «буквенные» электрички - на определенный промежуток времени, как и в транспорте Хельсинки.
Билеты HSL действительны в пределах еще нескольких станций за Керавой, вплоть до станции Йокела в Туусуле. Дальше нужен билет VR. Они покупаются на сайте
VR, в их приложении или в их билетном автомате (зеленого цвета, в отличие от синих HSL-овских), как и билеты на поезда дальнего следования. У VR есть своя система скидок и проездных. В отличие от поездов дальнего следования, дальние электрички для VR невыгодны, и их рейсы закупает у VR государство (в лице Väylävirasto, Путевого ведомства).
Подвижной состав на этих маршрутах - электропоезда Sm2 и Sm4. Sm2 - довольно старая модель, 1975-1981 годов, производства Valmet, Финляндия; Sm4 закупались в 1998-1999 у CAF, Испания, и затем еще в 2004-2005 у Alstom, Франция. На большинстве рейсов сейчас используются Sm4, но, к примеру, на G-электричках (идущих через довольно глухие места) ходят исключительно Sm2. Sm2 - последняя остающаяся в эксплуатации высокопольная модель пассажирского подвижного состава в Финляндии.
Паром на Суоменлинну
Паром на острова Суоменлинна (Suomenlinna) с Кауппатори (Kauppatori, Рыночная площадь) в центре Хельсинки несколько выбивается из других видов транспорта, но тем не менее это тоже вполне себе официальный городской транспорт под эгидой HSL. Он пересекает 2.5 км моря и идет примерно 15 мин. На паромы может влезать на удивление много пассажиров, особенно если занимать верхнюю палубу, что в зависимости от погоды может быть довольно неприятно.
Паром 'Суокки' у Рыночной площади
Паром 'Суоменлинна II' в пути
Паром у причала Рыночной площади
Паром в пути на фоне шхер Хельсинкского архипелага
Хотя вокруг Хельсинки есть довольно много островов, и на некоторые из них в сезон ходят теплоходики, это все сугубо частные рейсы сугубо развлекательного назначения; у некоторых (богатых) хельсинкцев на островах имеются дачи, но дачники в общем случае добираются на собственных плавсредствах. А вот Суоменлинна - не только главная туристическая достопримечательность Хельсинки, но также и полноценный жилой район, где проживает около 800 человек. Так что паром - базовая услуга для обеспечения жизнедеятельности суоменлиннцев (хотя на самом деле на Суоменлинну есть также подводный туннель, который может использоваться аварийными службами при необходимости).
Реалии жизни на Суоменлинне - сама по себе очень любопытная тема, но уходящая за рамки тематики этой статьи. Острова - в основном территория, свободная от машин, и жители, как правило, хранят свои машины на материке (если у них есть машины, конечно). Паромы могут брать несколько машин, если нужно что-либо доставить и т. п., но это стоит довольно дорого (тарифы начинаются с 42€ в один конец), в отличие от паромов на автодорожной сети остальной Финляндии, которые бесплатны. Также нужно бронировать перевозку машины заранее. Однако для поездки без машины действуют те же правила и тарифы, что и для остального транспорта HSL. Есть также специальный тариф, разовый билет туда-обратно за 5.00€, по которому можно вернуться в течение 12 часов. Такой билет можно купить в автомате HSL на пристани.
Перевозками на Суоменлинну занимается Suomenlinnan Liikenne Oy, компания в собственности города Хельсинки. Сейчас используются четыре парома: «Суоменлинна II», «Тор», «Суокки» и «Эренсверд». «Тор» (Tor) и «Суокки» (Suokki) в свою очередь принадлежат частному субподрядчику, Sun Ferry Oy. Оба они старые, 1951-1952 годы. «Эренсверд» (Ehrensvärd, 1978) больше остальных (может перевозить грузовики) и отправляется с другой пристани, на Катайянокке, и только по будням. «Суоменлинна II» (Suomenlinna II) - самый новый, построен в 2004 году. «Суокки» на самом деле изначально назывался «Суоменлинна»; его переименовали, когда построили «Суоменлинну II», а старый паром продали Sun Ferry Oy.
Паромы ходят примерно с 06:00 до 02:00, по довольно нерегулярному расписанию с интервалами 20-60 мин. Рейсов становится больше летом, а также во время каких-либо событий и праздненств на Суоменлинне.
Городской велопрокат и прочие инициативы
Городской автопрокат был запущен HSL в Хельсинки в 2016 году, и расширен на Эспоо в 2017 году. Сейчас действуют 343 автоматические станции велопроката, с 3430 велосипедами. Велосипеды также известны как «Алепа-байки» из-за бросающегося в глаза брэндинга Alepa, сети продуктовых магазинов шаговой доступности и спонсора системы. Велосипеды, однако, принадлежат не им, а муниципальной службе HKL, так же, как и метро и трамваи.
Разгрузка велосипедов на станции в Хаканиеми в центре Хельсинки, в начале сезона
Станция велопроката в Леппявааре, Эспоо
Велопрокат оказался крайне популярен; за сезон 2018 года (с апреля по октябрь) на прокатных велосипедах было сделано 3.2 млн. поездок. Вероятно, одна из ключевых причин этого - крайне дружелюбные тарифы (5€/день, 10€/неделя или 30€/весь сезон). В тариф входят безлимитные поездки в пределах 30 мин каждая; свыше этого нужно доплачивать (по 1€ за каждые 30 мин). Максимальное разрешенное время - 5 часов (после этого взымается штрафной платеж 80€). Для пользования велосипедами нужно зарегистрироваться через приложение HSL и указать детали банковской карты, но резидентом Хельсинки или Эспоо для этого быть не надо. Расположение станций и количество велосипедов на каждой из них можно посмотреть в приложении HSL. Велосипеды необходимо оставлять на станциях, защелкивая их обратно в стойку, но, если станция уже целиком забита, можно просто оставить велосипед рядом.
Недавно, в 2019 году велопрокат также был запущен в Вантаа, с около 100 станциями. Однако в Вантаа действует отдельная система велопроката (хотя и тоже муниципальная), несовместимая с системой Хельсинки/Эспоо. В ней нужно регистрироваться и платить отдельно, и велосипеды из Хельсинки/Эспоо нельзя оставлять в Вантаа и наоборот. Будем надеяться, такая ситуация разрешится в скором времени.
В 2019 году HSL также пробовала экспериментировать с электроскутерами, запустив небольшую сеть в районе Вуосаари в восточном Хельсинки, в сотрудничестве с компанией Samocat. Они стоят 1€ за первые 3 мин, далее 0.15€/мин. Это дешевле предложений от коммерческого проката электроскутеров (компании Voi, Lime, Tier). Их скутеры можно в большом количестве сейчас наблюдать в центре Хельсинки, иногда брошенные хаотично и валяющиеся под ногами; СМИ недавно уже жаловались на то, что ранения пользователей электроскутеров дорого обходятся системе здравоохранения.
Другой экспериментальный проект - райдшеринг в восточном Эспоо, в сотрудничестве с компанией ViaVan, по льготной цене в 2€ за поездку. Цена действительна лишь до середины декабря 2019. Что такое райдшеринг и зачем он нужен, обсуждать в этой статье не будем, а интересующиеся могут обратиться к сайту
ViaVan.
Машина каршеринга. Не аффилирована с HSL
В Хельсинки действуют службы каршеринга типа 24go, но на данный момент ни одна из них не связана с HSL, да и не пользуется, насколько я могу судить, особой популярностью. Машины каршеринга могут парковаться на некоторых местах, недоступных другим машинам (требующих парковочного разрешения Z), но таких мест тоже не очень много. Также за рамками статьи остаются службы такси, как традиционные, так и Uber-подобные.