Общественный транспорт Хельсинки и окрестностей. Часть 4: Электрички, метро, трамваи

Dec 16, 2019 08:22


Ну а теперь мы подробно рассмотрим различные виды общественного транспорта Хельсинки и окрестностей, относящиеся к системе HSL, включая их назначение, маршруты и используемый подвижной состав.
Электрички


Схема электричек. Справа вверху зеленым отмечены маршруты, уже не относящиеся к HSL (региональные поезда). Источник: HSL

Начнем с того, что разграничим понятия ближних (городских/пригородных) и дальних (региональных) электричек. Маршруты электричек R, T, D, G и Z относятся к региональным, так как они частично или полностью пролегают за пределами территории обслуживания HSL. Хотя в пределах зон HSL на них действительны билеты от HSL, во всем остальном это уже часть национальной системы пассажирских железнодорожных перевозок, а не городского транспорта. Мы вкратце разберем эти электрички в дальнейшем, но в этом разделе поговорим о «ближних» электричках HSL.


Вокзал Хельсинки. Каменные статуи со светильником в руках перед входом -- традиционные символы всех финских железных дорог, часто используемые ими в маркетинге


Пути рядом с вокзалом Хельсинки


Станция Тиккурила в Вантаа, крупный пересадочный узел


Станция Кило в Эспоо, небольшой остановочный пункт в жилом районе


Станция Кило в Эспоо


Одна из перехватывающих парковок у станции Кило (бесплатная с лимитом времени 24 ч)


Станция Кяпюля в Хельсинки, тоже небольшая. Справа за забором пути для поездов дальнего следования и дальних электричек

В Хельсинки и окрестностях есть всего три железнодорожные линии с пригородным сообщением:
  • Главный ход (Päärata), из Хельсинки прямо на север, через Вантаа и Кераву в сторону Тампере. Весь участок Хельсинки-Тампере самый загруженный в стране, и вдоль него всего тянется цепочка небольших городов. В Кераве на северо-восток, в сторону Лахти и далее на восток страны, отходит другая линия, но на ней есть только дальние электрички, не пригородные. От Хельсинки до Керавы (29 км) на Главном ходу четыре пути (так называемая Керавская городская ж/д, Keravan kaupunkirata), что позволяет поддерживать очень плотное пригородное движение. Далее за Керавой два пути
  • Приморский ход (Rantarata) отходит от Главного в нескольких километрах от вокзала, за станцией Пасила, и отворачивает на запад в сторону Турку. От Хельсинки до Леппяваары, на краю Эспоо, на Приморском ходу четыре пути (так называемая Леппяваарская городская ж/д, Leppävaaran kaupunkirata), что позволяет поддерживать очень плотное пригородное движение, но далее вдоль большей части Эспоо всего два пути. Сейчас готовится к строительству проект продолжения 3-го и 4-го пути через весь Эспоо до станции Кауклахти (Городская ж/д Эспоо). За Эспоо двухпутка кончается на станции Киркконумми в одноименном городе (следующий на запад после Эспоо), однако несколько электричек в день ходят дальше, до поселка Сиунтио, входящего также в зону HSL
  • Кольцевая железная дорога (Kehärata) связывает Главный и Приморский ход, между станциями Хиеккахарью и Хуопалахти соответственно. Около 26 км двухпутной линии используется исключительно электричками, обеспечивающими связь как с аэропортом Хельсинки-Вантаа, так и с рядом жилых районов Вантаа. Хотя Главный и Приморские ходы появились более ста лет назад, Кольцевая ж/д между ними открыта лишь в 2015 году (хотя примерно ее треть появилась в 1970-е, как тупиковая ветка для электричек в западный Вантаа). 8 км этой железной дороги проходит в туннеле, под аэропортом и прилегающими к нему территориями. Две станции построены под землей, включая станцию при аэропорте с прямым выходом в здание терминалов


Электропоезд Sm5 на вокзале Хельсинки. (Слева поезд дальнего следования InterCity)


Электропоезд Sm5 покидает станцию. Обратите внимание на две секции (разного цвета)


Электропоезд Sm5. Интерьер


Электропоезд Sm5. Информационное табло


Электропоезд Sm5. Место для велосипедов, инвалидных и детских колясок, и туалет


Старый электропоезд Sm2 (слева). Фото 2012 года, когда еще существовал маршрут электричек M

В настоящий момент на пригородных маршрутах HSL используется только одна модель электричек, Stadler FLIRT - швейцарский электропоезд, широко используемый в мире примерно в 20 странах. В Финляндии он получил обозначение Sm5. Одна секция Sm5 состоит из четырех вагонов со сквозным проходом между ними. До трех секций Sm5 могут быть сцеплены в один поезд (точнее, можно и больше, но на платформу не влезет). Это дает отличную гибкость; поезда сцепляют и расцепляют в течение дня прямо на вокзале Хельсинки, так что в часы пик поезда могут ходить электрички длиннее, а поздно вечером - короче. Поезда частично низкопольные, и в одном из средних вагонов есть специально отведенное для инвалидных колясок, детских колясок и велосипедов пространство. В этом же вагоне расположен туалет. Двери открываются на станциях кнопками, как изнутри, так и снаружи. Помимо табло под потолком, показывающих следующую станцию (как и в остальном транспорте), в электричках установлены дисплеи, показывающие также несколько следующих станций, время прибытия на них по расписанию, текущее время, скорость и забортную температуру. Максимальная скорость электричек - 120 км/ч, хотя некоторые станции находятся достаточно близко друг к другу, чтобы поезд не успевал разогнаться между ними до максимальной скорости.

Электрички хранятся и обслуживаются в огромном депо Илмала, неподалеку от станции Пасила. За это отвечает отдельная компания в межмуниципальном владении, Pääkaupunkiseutu Junakalusto Oy. Оператором поездов, однако, является VR (Государственные железные дороги), как и всего остального пассажирского ж/д сообщения в стране. Всего четырехвагонных секций Sm5 используется 81, из которых 69 необходимо для выполнения расписания, а остальные могут в это время быть на ремонте и т. п. Они вводились в строй постепенно с 2008 до 2017 года. Некоторые секции используют старую сине-зелено-темно-серо-белую окраску, некоторые - современную фиолетово-темно-серо-белую; раскраска ничего не означает и секции с разной окраской могут сцеплять в один поезд. На схемах транспорта для обозначения электричек используется фиолетовый цвет.

Инфраструктура странций сильно варьируется, и, конечно, вокзал Хельсинки и станция Пасила - самые большие с отрывом. Станция Кило (Kilo) Приморского хода, с которой я езжу на работу каждый день - пример маленькой станции, без путевого развития, только с двумя платформами, информационными табло с информацией о следующем поезде, билетным автоматом, автоматом с закусками (не знаю, кто им пользуется), парой навесов и тремя бесплатными перехватывающими парковками (с ограничением 24 ч) рядом. На некоторых станциях, например, Леппяваара и Тиккурила, есть крупные автобусные терминалы. Перехватывающие парковки есть почти у всех станций, хотя их размер может сильно варьироваться. В сторону Эспоо (по Приморскому ходу) на станции Кауниайнен эти парковки обычно забиты, потому что это последняя станция в зоне B, и с нее можно уехать дешевле, чем с более дальних. У остальных станций обычно можно найти свободные места.

На данный момент в зоне HSL используется 8 маршрутов электричек, обозначаемых буквами; все они начинаются на вокзале Хельсинки.
  • A: Хельсинки-Леппяваара, в восточный Эспоо, по Приморскому ходу. Интервалы 10-30 мин по будням (10 мин в часы пик, 30 мин вечером), часы 06-23, останавливается на всех станциях. По выходным интервалы 30 мин. Длина 11 км, занимает 17 мин. Всегда одна секция Sm5
  • E: Хельсинки-Кауклахти, через весь Эспоо, по Приморскому ходу. Интервал 30 мин, часы 06-22 по будням, пропускает несколько станций до Леппяваары. Длина 24 км, занимает 29 мин. 1-3 секции Sm5 в зависимости от времени суток
  • U: Хельсинки-Киркконумми, через весь Эспоо и дальше до Киркконумми, по Приморскому ходу. Интервал 30 мин, часы 06-23, пропускает несколько станций до Леппяваары. Длина 38 км, занимает около 41 мин. 1-3 секции Sm5 в зависимости от времени суток. Между Леппяваарой и Кауклахти электрички E и U ходят с интервалом около 15 мин между друг другом (E, U, E, U…), так что на большинстве станций Эспоо электрички до Хельсинки придется ждать не более 15 мин
  • L: Хельсинки-Киркконумми, ранним утром и поздним вечером, останавливается на всех станциях (включая те, что до Леппяваары, в отличие от E/U). Когда ходит L, маршруты A, E и U не ходят. 1-2 секции Sm5 в зависимости от времени суток
  • Y: Хельсинки-Сиунтио, через весь Эспоо и Киркконумми, по Приморскому ходу. Всего семь пар электричек в день, только по будням, останавливаются только на нескольких самых больших станциях. Длина 51 км, занимает около 45 мин. Одна секция Sm5. Сиунтио (Siuntio) - совсем маленький городок/поселок, и особого экономического смысла в электричке до него нет (раньше электрички ходили дальше, до Инкоо и Карьяа, но потом укоротили), но жители Сиунтио очень хотят, чтобы электричка у них оставалась. Муниципалитет Сиунтио специально ради этого и присоединился к HSL, чтобы его электричку не отменяли
  • I и P: Хельсинки-Аэропорт-Хельсинки, по Кольцевой ж/д. P - по часовой стрелке, I - против часовой. Интервалы 10-30 мин по будням, 15-30 мин по выходным. Часы примерно 04:30-01:30. Останавливается на всех станциях. Весь круг занимает около часа, а поездка с вокзала Хельсинки в аэропорт - около получаса на любом из маршрутов (на I чуть-чуть быстрее). 1-2 секции Sm5
  • K: Хельсинки-Керава, по Главному ходу. Интервалы 15-60 мин, часы 05-01. Останавливается на всех станциях. Длина 29 км, занимает около 34 мин. 1-2 секции Sm5. Между Хельсинки и Хиеккахарью, по будням с 07 до 19, электрички K и I/P ходят с интервалом 5 мин между друг другом (K, I/P, K, I/P…)

На практике жители Хельсинки, Эспоо и Вантаа вдоль Главного и Приморского хода могут просто дойти до станции и дождаться электрички в течение нескольких минут, расписание специально смотреть даже не обязательно; интервалы будут 5-15 мин. Конечно, то, что на Приморском ходу целых пять маршрутов (A/E/U/L/Y) - это многовато; с вводом в строй Городской ж/д Эспоо станет попроще.

По состоянию на 2016 год на ближних электричках HSL ежедневно производилось около 195 тыс. поездок.

C 2021 года HSL планирует начать проводить тендеры для перевозчиков на электричках. Сейчас проходит конкурс, и 7 компаний подали на него заявку, включая нынешнюю VR, Шведские железные дороги SJ, и частные компании, три из которых тоже из Швеции. Победитель, которого объявят в 2020, будет пользоваться тем же самым существующим парком электричек Sm5, так что с точки зрения пассажира ничего поменяться особо не должно. Поэтому эти электрички и были переданы во владение отдельной компании (Pääkaupunkiseutu Junakalusto Oy) - чтобы перевозчик мог их у нее арендовать.
Метро


Схема метро. Источник: HSL

Единственная линия метро Хельсинки идет с запада на восток, от станции Матинкюля в Эспоо, через центр Хельсинки, до станций Меллунмяки и Вуосаари в восточном Хельсинки. Линия имеет развилку на востоке на станции Итякескус, и Меллунмяки и Вуосаари находятся на разных концах образующейся «вилки». Поэтому поезда в метро сейчас ходят по двум маршрутам: Матинкюля-Вуосаари и Тапиола-Меллунмяки. Обычно поезда ходят через один, то в Вуосаари, то в Меллунмяки. Для поездок между Тапиолой и Итякескусом можно просто садиться на первый же поезд, маршрут будет не важен.


Станция метро Руохолахти (одна из центральных). Поезд M100 отправляется


Станция метро Мюллюпуро (надземная, старое фото, до капитального ремонта)


Станция метро Тапиола (западное продление)


Подземный вестибюль метро Раутатиентори (станция при ж/д вокзале Хельсинки)


Надземный вестибюль станции метро Урхейлупуйсто (западное продление)


В вестибюле метро Руохолахти. Валидаторы карточек есть, а турникетов нет


В вестибюле метро Тапиола


Туалеты метро Тапиола. Туалеты в метро бесплатны, хотя на центральных станциях могут быть в неидеальном состоянии

Изначально метро строилось только на территории собственно города Хельсинки (запущено в 1982, после этого было несколько продлений), и на западе заканчивалось на станции Руохолахти, до которой можно минут за двадцать пешком дойти из исторического центра Хельсинки. Проект продления на запад в город Эспоо (Западное метро, Länsimetro) строился в 2009-2017 годах, и после существенных задержек таки открылось 8 новых станции и 14 км (двойных) туннелей. Вторая очередь расширения, до Кивенлахти, с еще 5 станциями, 7 км туннелей и новым депо еще строится и должна открыться в 2023 году. Всего на данный момент работает 25 станций, а длина линии - 35 км.

К востоку от центра Хельсинки метро в основном проложено над землей. Западное расширение до Эспоо, однако, строится целиком под землей; хотя застройка Эспоо и не такая плотная, ее достаточно много, чтобы прокладывать там метро над землей в наши дни было бы непрактично. Подземные станции находятся на глубине 20-30 м в центре Хельсинки, в Эспоо местами чуть глубже (точные данные почему-то на удивление трудно найти). Максимальная глубина туннелей - 57 м.

Станции в основном имеют довольно утилитарный облик, и не так красивы, как некоторые станции метро Стокгольма, и тем более как станции российских метрополитенов. Станции Западного метро отделаны получше, но все равно представляют собой вариацию на одну и ту же тему.

Центральная станция Раутатиеасема (Rautatieasema, Железнодорожный вокзал) имеет прямой выход в здание ж/д вокзала, а станция Камппи (Kamppi) - в подземный автовокзал с как местными, так и междугородными автобусами. В центре Хельсинки на самом деле существует целая сеть пешеходных туннелей и проходов между различными ТЦ, так что с Раутатиеасема до Камппи можно полностью под землей пройти и пешком при желании (через туннели и ТЦ Форум). За пределами центра автобусные терминалы действуют при станциях Тапиола, Матинкюля и Итякескус. Большинство станций за пределами центра также имеют перехватывающие парковки.


Метропоезд M100. Интерьер


Метропоезд M300


Метропоезд M300. Интерьер


Метропоезд M300. Сиденья

В метро одновременно используются три поколения поездов: M100 (1977-1984, производство Valmet, Тампере, Финляндия, 42 двухвагонные секции), M200 (2000-2001, производство Alstom, Германия, 12 двухвагонных секций) и M300 (2014-2016, производство CAF, Испания, 20 четырехвагонных секций). Четырехвагонные M300 со сквозным проходом используются поодиночке, двухвагонные M100 и M200 - в парах. Внешний облик и интерьер всех трех моделей похож - с одинаковой ярко-оранжевой окраской и одинаковой схемой расположения сидений. M100, конечно, уже выглядят довольно старыми (и только у них есть необычный звук разгона и торможения, будто бы поезд «переключает передачи»), но не то чтобы чрезмерно; они прошли капитальный ремонт в 2000-х. Единственное метродепо находится в районе Ройхувуори, близ станции Итякескус в восточном Хельсинки. Второе депо сейчас строится в местечке Саммалвуори в районе Кивенлахти в Эспоо.

В часы пик интервалы между Тапиолой и Итякескусом достигают 2.5 мин, а за пределами этого участка - 5 мин, так что, конечно, метро ходит все же чаще электричек. В худшем случае (вечер или воскресенье) интервалы составляют 5 мин и 10 мин соответственно, не считая периодов до 7 утра и после 23 вечера, когда интервалы еще больше удлиняются. Максимальная скорость поездов - 80 км/ч; весь маршрут между Матинкюлей и Вуосаари проходится за 39 мин. В отличие от электричек и трамваев, поезда метро всегда автоматически открывают и закрывают двери на всех станциях.

Оператором метро является HKL, Хельсинкская муниципальная служба транспорта. В 2018 году на метро ежедневно производилось 287 тыс. поездок.
Трамваи


Схема трамваев. Источник: HSL

Как упоминалось в первой части, трамваи (по-фински raitiovaunu, но в обиходе просто «ратикка», ratikka) образуют костяк транспортой системы в центре Хельсинки, с самого 1891 года. Хотя есть планы расширить трамвайную сеть на восток Хельсинки (Коронные мосты), другой крупный трамвайный проект, скоростной трамвай Raide-Jokeri, не будет иметь соединений с существующей сетью, и будет использовать другой подвижной состав.


Трамвайная остановка в Яткясаари


Трамвай Valmet NrII на остановке в Тёёлё


Трамваи в центре Хельсинки


Короткий участок так называемого 'сплетения путей' на улице Миконкату


Трамвайные пути на улице в Тёёлё


Трамвай на довольно новом мосту Круселля между районами Руохолахти и Яткясаари


Трамвай в центре. Обратите внимание на специальный светофор, останавливающий автомобили


Трамвайная остановка на проспекте Маннерхейминтие. Трамвайные остановки посередине проезжей частью делаются на островках и безопасны, но довольно тесны

В центре Хельсинки существует довольно плотная трамвайная сеть, продолженная как на крупных улицах, так и в узких переулках. На улице Алексантеринкату (Aleksanterinkatu), главной пешеходной улице Хельсинки, движение разрешено только трамваям и такси. Трамвайные пути по возможности обособлены, и на перекрестках у них обычно бывает приоритет, как и предписано ПДД в большинстве стран; иногда также устанавливаются специальные треугольные светофоры, останавливающие все остальное движение, пока проезжает трамвай. Тем не менее, система неидеальна и трамвай местами может встать в пробку, хотя очень больших пробок в Хельсинки и не бывает.

В отличие от многих городов, хельсинкские трамваи имеют узкую колею, 1000 мм. На данный момент все используемые трамваи - сочлененные, с двумя «гармошками», позволяющими им пробираться через довольно тесные перекрестки, несмотря на значительную длину. Также все трамваи сейчас частично низкопольные, что помогает с безбарьерностью. Существует всего 10 маршрутов (один из них в двух вариантах), имеющих от 10 до 31 остановок и время в пути от 8 до 43 мин. Какой-то общей центральной точки у трамвайной сети нет, хотя по крупным улицам проходит сразу несколько маршрутов, а перед вокзалом - целых пять.

Как и автобусам, трамваям нужно обычно махать рукой, чтобы они остановились, а находясь в трамвае - нажать одну из кнопок STOP в салоне для остановки. Как и в поездах, двери в трамваях открываются кнопками. Входить и выходить можно через любую дверь. Следующая остановка выводится на табло, а также объявляется голосом.


Паром Silja Symphony маневрирует в Южной гавани


Паром Viking Line Gabriella у терминала Катайянокка


Паром Eckerö Finlandia у Западного терминала


Трамвай у Западного терминала, в 'мертвое' время (вне прибытий и отправлений паромов)


Трамваи у ж/д вокзала привезли пассажиров с парома

Трамваи также служат связью со всеми международными пассажирскими паромными терминалами в центре Хельсинки (терминалы Катайянокка и Олимпия в Южной гавани (Eteläsatama), и Западные терминалы в Западной гавани (Länsisatama)). Хотя все грузовые перевозки из цента города были выведены в порт Вуосаари на западной окраине, знаменитые паромы на Таллин и Стокгольм (а также Мариехамн) продолжают отправляться из центра города. Это удобно для пересадки с другого местного и междугородного транспорта, хотя трамваи забиваются битком, когда прибывает паром (так же как и на улицах возникают пробки из-за выгрузившихся машин).


Трамваи Artic


Интерьер трамвая Artic


Интерьер трамвая Artic


Сиденья трамвая Artic


Списанная модель трамвая Variotram. Фото 2017 года


Музейный/экскурсионный трамвай 1909 года, восстановлен в 2012


Трамвай Valmet NrI в рекламе


Трамвай Valmet NrII на станции Пасила


Интерьер трамвая NrII. На заднем плане видна низкопольная секция


Сиденья трамвая NrII


Трамвайное депо Тёёлё

Используемый в данный момент подвижной состав - старые трамваи Valmet NrII (1983-1987, капитальный ремонт в 2000-х, 42 шт.) и новые Škoda Transtech Artic (2013-2019, 90 шт. заказано, поставка еще не закончилась, ожидаются последние). Также капитальный ремонт прошли десять из еще более старых трамваев Valmet NrI (1973-1975), которые сейчас практически неотличимы от NrII. В NrI и NrII при капремонте врезали среднюю небольшую низкопольную секцию, а Артики были низкопольными изначально. Все эти трамваи произведены в Финляндии (современные Артики производятся на заводе Transtech близ города Каяани, где также строятся вагоны для финских поездов дальнего следования). В 1998-2018 использовались немецкие трамваи Variotram от Adtranz/Bombardier, но они плохо подходили для условий Хельсинки, и с закупкой достаточного количества Артиков все Вариотрамы в конечном итоге были отстранены от перевозок. HKL сейчас ищет покупателей на свой парк Вариотрамов (40 шт.), которые еще далеко не выработали свой ресурс; скорее всего в Германию же обратно и продадут.

В трамвайном музее в депо Тёёлё можно увидеть некоторые более старые модели трамваев. Трамвай-бар «Spårakoff» (модифицированный Karia HM V, 1959 года) летом курсирует по центру Хельсинки. Используются три трамвайных депо, в районах Тёёлё, Валлила и Коскела.

Как и в случае метро, оператором трамваев является HKL, Хельсинкская муниципальная служба транспорта. В 2018 году на трамваях ежедневно делалось 170 тыс. поездок.

В последней части разберем автобусы, Суоменлиннский паром и региональное сообщение.

Хельсинки, Финляндия, устройство Финляндии, транспорт

Previous post Next post
Up