Парсифаль из MET

Mar 03, 2013 16:07


Парсифаль из MET

Парсифаль из МЕТ.

Постановщик Ф.Жерар . В главных ролях : Парсифаль - Йонас Кауфманн, Гурнеманц - Рене Папе, Кундри - Катарина Далайман, Амфортас - Питер Маттеи, Клингзор - Евгений Никитин.

Офигенная постановка! Первый Парсифаль, который меня пронял до мозга костей и который не был скучен! Из просмотренных до этого лучшим была Бронебоймовская постановка. Но эта, на мой взгляд, намного превосходит ее,хотя в основном ее сделала игра четырех актеров - Кауфманна, Рене Папе, Далайман и Маттеи, а не режиссерское решение.
Во-первых, пели все просто отлично, просто вокальный праздник.
Постановка классическая, но одеты все в брюки, рубашки и пиджаки. Исключение Кундри - ее платье-хламида вполне могло бы фигурировать и в постановке с рыцарскими доспехами. Часть декораций очень впечатляет - классно сделана пустынная земля с настоящим ручьем, делящим сцену на две части и даже с настоящей землей, и замок Клингзора во второй части - вполне себе часть Мордора. Но, при этом, замок Грааля представлен просто кольцом стульев.
В первом акте вступление немного скучновато, но это во всех Парсифалях. Минус, на мой взгляд, в том, как решено это вступление - все мужчины-рыцари из ордена Грааля одетые в костюмы снимают обувь, носки, пиджаки и часы и аккуратно складывают - напоминает контроль при посадке на самолет (за исключением носков:). Понятно, что белые рубашки и босые ноги должны символизировать чистоту и избранность рыцарей Грааля, но можно было их и сразу так одеть без этой сцены. Это, и еще иногда непонятные проекции на заднем плане, пожалуй, единственные минусы постановки.
В первом акте очень порадовал своей игрой Амфортас. Реально создавалось ощущение нереально страдающего от ран человека, вплоть до сопереживания. Вообще в какой-то момент первого акта возникло ощущение, что смотришь на постановку изнутри и так до конца оперы. Первый акт - это акт Гурнеманца и Амфортаса. Кауфманн по сравненю с ними в нем не особо заметен. Хотя тоже очень не плохо сыграл то, как Парсифаль знакомится с чувством сострадания. От сцены с лебедем, где он стоит с видом - “что мне этот святоша Гурнеманц лекцию читает”, до церемонии причащения Граалем Амфотраса, где его пронимает так, что он не находит слов.
Реальный взрыв мозга - это второй акт! Это акт Парсифаля и Кундри. Глингзор на их фоне просто потерялся. Кундри - Далайман вообще супер во всех актах. Очень сложный и неоднозначный персонаж. И в сцене соблазнения очень убедительна -девушки-цветы это просто красивые дурочки, а Кундри соблазняет не столько красотой, сколько пониманием личности героя вплоть до мелочей и своей внутренней силой убеждения. Становится понятным, как она могла соблазнить Амфотраса и стольких рыцарей.
В этой опере-мистерии Вагнера соединяются и языческое начало и христианское. Кудри, на мой взгляд, - это чисто языческая ведьма, с даром-проклятием соблазнить кого угодно (отсылка к Тангейзеру), при этом со странным сочетанием бесконечного желания и ненависти к этому. Возникает ассоциация с языческой богиней побежденной христианством, мир которой ушел в прошлое и ей здесь больше нечего делать и хочется только заснуть мертвым сном и никогда не просыпаться.
Парсифаль до поцелуя Кундри - чисто языческий герой, практически Зигфрид один к одному - ничего не знающий простак, которому по плечу любой подвиг. А вот после поцелуя Кундри он обретает способность чувствовать боль других и перерождается - это уже не языческий, а христианский герой. Зигфрид, которому присуще сострадание ко всем, милосердие и желание помочь. Это герой, у которого есть миссия, цель жизни и служение. Перерождение Парсифаля несколько подготовлено появлением у него чувства сострадания во время церемонии Амфотраса, но все равно выглядит уж слишком внезапным - от простака до героя на порядок мудрее и сильнее духом, чем Кундри.
Кундри же сопротивляется христианскому посылу и возможности спасения до последнего. Даже видя перерождение Парсифаля, и слыша из его уст, что для снятия своего проклятия ей надо найти в себе силы отказаться от своего желания, она не делает этого и в ответ проклинает героя, обрекая его на вечное следование за нею. И ее проклятие исполнится, но не так как она хотела, т.к. в его поисках она сама приходит в земли Амфотраса и он вслед за ней. Ее приобщение к христианству происходит только в последнем третьем акте после принятия благословения из рук Парсифаля и причащения Граалем. Фактически Вагнер показывает перерождение языческих героев в христианских.
Третий акт является логическим завершением первого и второго. Интересным моментом является падение Амфотраса, от персонажа сопротивляющегося своему недугу и проводящему церемонию Грааля несмотря на боль которую она приносит ему, до полностью сдавшегося человека, мечтающего только о скорой смерти, которому уже нет никакого дела до других. Потеряв веру в обещанное избавление, он теряет и право быть королем.

В общем - это гениальный Парсифаль, а Вагнер - бог!

Previous post Next post
Up