День пятый.
Мелкий дождичек, мы вдумчиво гуляем по Плантам в сторону Вавеля.
Наблюдаем такую картину: по парковой дорожке неторопливо едет полицейская машина. Останавливается около скамейки, на которой спит бродяга (кстати, буквально считанных там видели). Полицейский опускает окошко и говорит: "Папаша, пора вставать, поднимайся!". Реакции - ноль. Полицейский выходит, трясет мужика за плечо - никакого эффекта. Тогда он садится в машину и через громкоговоритель сообщает: "Побудка! Побудка!"
Не знаю уж, услышали ли его, но выглядело смешно. И кстати, все абсолютно благожелательно и терпеливо.
Вот мимо такого здания проходили. Посмотрели на табличку - школа!
А эти товарищи беседуют, кто такие - не поняла, незнакомые имена
В жилом районе - заведение, где подают суп в хлебной чашке. Девиз - "выпей суп, съешь чашку"
А вот и Вавельские ворота.
Вавель - холм с архитектурным комплексом, в который входят Королевский замок и Кафедральный собор.
Внутри мы уже были в прошлый раз, так что просто прогуляемся рядом.
А дальше у нас по плану -
Дом Иполита (Kamienica Hipolitów).
Дом, построенный в 14 веке, является частью Исторического музея. Называется так по имени купеческого рода Иполитов, владевших домом в 17 веке.
В экспозицию "Дом бюргеров" входят жилые комнаты с реконструкцией интерьеров от 17 века до начала 20.
Я такие вещи очень люблю, появляется ощущение, что заглядываешь в прошлое, а хозяева на минутку вышли.
Прихожая, на внушительном шкафу стоят чемоданы и санки. на вешалке висят шляпы и цилиндры, коньки, внизу стоят трости
17 век. Настенные росписи, массивная мебель
Рабочий кабинет
Гостиная с коллекцией часов, 19 век.
Часов Марии-Антуанетты тут, конечно, нет, но коллекция неслабая, не намного беднее, чем в Музее Исламского искусства в Иерусалиме.
Конец 19 века, уже почти ар-нуво.
Спальня с множеством милых любопытных вещиц, от детской кроватки до грелки
Комната бабушки
Рукоделие
Малая гостиная
Комната молодой дешушки, с модными журналами на кровати
Очень забавно. Единственное, чего мне здесь очень не хватало - кухни. Люблю рассматривать старинные кухни.
Гуляем дальше...
Забавные вывески на ресторане
Зашли в Дворец искусств (Palac stztuk). Снаружи очень впечатляет, а внутри - несколько залов с чем-то жутким, инсталляции современного, так сказать, искусства. Не фотографировала, чтоб никого не травмировать.
Мы лучше улицу поразглядываем
Рынок Stary Klepar - очаровательный! Там и продукты, и одежда/обувь. А вот в таких корзинках в Кракове продают клубнику. Даже в супермаркетах видели только в такой упаковке.
Вообще-то мы собирались пойти на мастер-класс по изготовлению краковских обважанок (бейгел), но заранее я не заказала, и мест не было, это место как раз возле рынка находится.
А мы садимся на трамвай и едем дальше. С нами едет целая детсадовская группа цыплят. Сидят смирно, хихикают, но не разбегаются, я только трех взрослых с ними насчитала. Представила себе группу израильского детсада в общественном транспорте и ужаснулась.
Следующая остановка -
Мастерская и Музей витража (Pracownia i Muzeum Witrażu).
Туры с гидом на английском есть только в определенные часы, так что надо проверять заранее.
Здание было построено архитектором Желенским специально под витражную мастерскую еще в 1902 году.
После его смерти студией руководила его жена Изабелла. Работы, выполненные в мастерской, были представлены и награждены на многих польских и международных выставках, в том числе на Выставке декоративного искусства в Париже, откуда мастерская привезла золотую медаль за витражи для Вавельского собора.
Именно здесь создавались самые известные витражи по проектам Станислава Выспяньского, Юзефа Мехоффера, Хенрика Узембло, Яна Буковски, Кароля Фрыча и Войцеха Ястшембовского.
Мастерская работала даже во время Второй мировой войны.
В темный социалистический период мастерскую национализировали, и там работали художественные кооперативы, а в 2000 году ее выкупил молодой художник Петр Островский, восстановил производство витражей по прежним технологиям и создал реплики известнейших витражей, созданных в этой мастерской и утерянных или находящихся сейчас "по месту прописки" - в храмах и дворцах.
Тур начинается с мастерской, где нам объясняют технологию процесса, показывают стекла, инструменты, печи.
Рядом в это время невозмутимо работают над очередным проектом художники
А потом нас отвели в "музейную" часть, показывали готовые витражи.
Работы по эскизам Мехоффера, Матейко и Ястшембовского были выполнены в этой мастерской в первой половине 20 века под личным контролем художников.
Витражи, созданные в 2016-2019 годах Петром Островским, художественным руководителем студии по дизайнам Станислава Выспяньского, в рамках созданного им цикла "В разработке".
Слева - "Полония", справа - "Аполлон".
Витраж "Полония " был спроектирован Выспяньским в 1894-1904 годах по заказу Львовского Кафедрального собора, но никогда не воплощался в стекле. Центральный персонаж представляют польскую общину в драматическом виде, чтобы пробудить совесть соотечественников, национальное самосознание и стремление к независимости. Проект вызвал споры из-за «крестьянских» черт главного персонажа, резкого содержания и авангардной формы. Художник не согласился на изменения в проекте, и в результате витраж так и не был создан при жизни художника; впервые был выполнен в стекле спустя 114 лет.
"Аполлон", единственный светский витражный проект Выспяньского - забытое произведение, существующее только в виде несовершенной реконструкции. Станислав Выспянский спроектировал витраж в 1904 году для здания Медицинского общества в Кракове. На работе изображен греческий бог света и искусства Аполлон, сияющий подобно солнцу в центре картины, окруженный меньшими изображениями божеств, символизирующих планеты Солнечной системы. С левой стороны от Аполлона расположены мужские божества: Сатурн, Юпитер, Марс и Меркурий, а с правой - женские: Земля, Луна и Венера.
Стиль "Аполлона" по форме и цветовой гамме напоминает более раннюю работу художника - драматический витраж «Бог-Отец".
Витраж "Аполлон" был почти полностью разрушен во время Второй мировой войны, когда немецкие войска взорвали близлежащее железнодорожное полотно всего за день до освобождения Кракова. После взрыва от центральной части триптиха остались осколки, а в боковых окнах осталось 90%. Тщательный анализ сохранившихся до наших дней оригинальных элементов из меньших окон позволил определить, как мог выглядеть первоначальный "Аполлон" и воссоздать витраж.
А это - "Lux et Umbra" Петра Островского, инсталляция, награжденная на Биеннале современного искусства во Флоренции в 2021 году.
Проект использует образ женщины с надгробия Медичи Микеланджело. Объект состоит из множества стеклянных пластин с изображением, расположенных на расстоянии друг от друга. Видимо, имеется в виду, что женственность очень многогранна и сложна.
Вечером пошли слушать органный концерт в Кармелитской церкви, в рамках ХХХ фестиваля органной музыки. Вот такие два юных любителя органной музыки с оселедцями сидели прямо передо мной:
А потом прогулялись по вечернему городу