Старые фильмы этой серии я когда-то давным-давно смотрел по телевизору, причём помню исключительно вторую серию. Слышал споры знатоков, про то, что кто у кого творчески заимствовал - Фоллауты у Макса, или наоборот.
В итоге, о фильмах про постапокалиптического Мэла Гибсона было яркое, но аморфное впечатление, выражаемое одним словом: «Круто». Что круто, и почему - память отказывалась давать ответы. Однако, когда появились трейлеры нового «Безумного Макса», внутренний голос зашептал: «Хочешь, займи, хочешь, заработай, но сходи».
Стоит сказать, что внутренний голос у меня ещё тот. Он яростно уговаривал меня пойти и посмотреть «Тихоокеанский Рубеж», а во время просмотра повторял: «Ну не всё ж так плохо-то, да?». Он доказывал, что новая «Годзилла» будет прямо-таки вселенским фильмом, но под конец пытался доказать мне, что его явно кто-то подставил. Поэтому к новым уговорам про «Макса» я отнёсся скептически, но решил рискнуть, и пошёл к девяти утра в один из ближайших кинотеатров.
Приготовьтесь завидовать.
В кинотеатрах я смотреть кино очень люблю, и одновременно терпеть ненавижу. С одной стороны, магия большого экрана, когда каждый кадр больше-чем-ты-сам, и необъяснимое понимание, что если уж пропустил эпизод, то тебе тут на паузу не нажать, не перемотать. Один из самых потрясающих моих зрительских эпизодов - перестрелка перед зданием «Кибердайн Системз» из второго «Терминатора», на большом-то экране. Незабываемо.
С другой стороны, вот ты сидишь, и смотришь кино, а сзади сидят какие-то милые люди, и жрут попкорн, хрустят обёрточной бумагой и брызгаются газировкой. С одной стороны, это вроде как тоже удовольствие, мне вон дарк-эмбиент нравится, а им попкорн. С другой стороны, мать вашу, там люди умирают от голода, нужно принять решение, и изменить ход жизни и истории, сердца разрываются от горя, а за спиной жрут и просят передать пепси. Ну и шуточки «остроумные» отпускают. Потреблятство ещё то.
А тут прихожу я, и не верю своему счастью. В зале - никого. Никто не опаздывает на сеанс, не спотыкается в темноте о ступеньки, не выясняет, что зашёл в другой зал. НЕ ЖРЁТ (мамочки, всего-то надо, чтобы не жрал никто в кинозале, а как хорошо!). В зале сижу я один, в полной тишине. И кино. Сплошной восторг, два часа непрерывного, неразбавленного зрительского счастья.
И кино не подвело.
Собственно, про «Дорогу ярости»: это фильм вполне честный по отношению к зрителю и своим персонажам. Не без лёгких заигрываний, конечно, но по зубам там получать разрешается всем, вне зависимости от пола и комплекции. Любые, самые проходные персоналии получают свою долю спотлайта и раскрываются в такие моменты - дай Бог иным тёмным рыцарям. А потом гибнут, каждый в свой черёд.
Ещё он крайне человечен. Любому характеру там отпущено место в сюжете. Главгерои не вершат вселенскую справедливость, а бегут прочь от своих демонов в поисках лучшей жизни. Главзлодеи не воплощают стихийное зло, как таковое, а просто в меру сил восстанавливают выгодный им порядок жизни. Все они думают, что поступают в сложившихся обстоятельствах правильно, и все они допускают ошибки.
Но более, чем честен и человечен, этот фильм красив. На экране творится форменная фантасмагория, состоящая из песка, огня и ржавых железяк. Собственно, если и есть в этом мире злодей, то это мир, который медленно точит живущих в нём людей и пожирает одинаково быстро и плоть, и металл, и бензин. Впечатляющей коллекции уродов, как среди людей, так и среди машин, конкуренцию может составить лишь набор практических средств уничтожения и тех, и других, начиная от динамитных копий, и заканчивая местным культом Вальгаллы и тамошнего фастфуда. Фильм удивительно точно снят, нарисован и смонтирован, каждый кадр можно рассматривать, каждый выстрел - смаковать. Понятно, что красота тут - что внешняя, что внутренняя - сильно на любителя, но если вы тот самый любитель, то «Дорога Ярости» - просто именины сердца.
Отдельно пройдусь по феминизму. Группа товарищей утверждает, что если в титрах встречаются имена и фамилии лиц феминистических убеждений, а среди главгероев есть женщины (более внятных аргументов, к сожалению, мне найти не удалось), то фильм можно записывать в фем-пропаганду. Всё это фигня, товарищи. Пропаганда - это когда в «Игре в имитацию» зрителю старательно нашёптывается в ухо, что, мол, не был бы Тьюринг геем, то не выиграть войны. Пропаганда - это когда словно высеченные из гранита персонажи начинают говорить лозунгами, как в «Интерстелларе». То есть, если захотеть, такое можно увидеть и в «Безумном Максе», не спорю. Но это, как мне кажется, надо очень захотеть.
Хорошее вышло кино. Ради такого можно и в кинотеатр сходить.