Оригинал взят у
lohmatiy77 в
КОУ: Украина. Исчезающее государство проигравшей олигархии (пункты 1,2,3,4,5) КОУ: Украина. Исчезающее государство проигравшей олигархии 1. Терминология и основные определения.
1.1. «Псевдоэлиты» - состоят из двух основных частей - финансово-промышленных групп и представляющего его интересы политического истеблишмента (власти) - политиков, государственных функционеров и чиновников. В руках этих двух частей сосредоточена основная финансовая и политическая власть в государстве.
1.2. Финансово-политические группы - симбиоз финансово-промышленных групп и формируемых ими политических «псевдоэлит» - конгломерат власти и денег, созданный с одной целью - получения еще большей власти и денег.
1.3. Финансово-политические группы трансформируются в полноценные олигархические группы при условии полного противопоставления своих корпоративных интересов интересам государства и общества, с обязательным ослаблением контрольно-регулирующих институтов государства и подавлением возмущения гражданского общества - формируют недемократический режим.
1.4. Олигархическая государственная политическая система - созданная вышеуказанными финансово-политическими группами политическая система без учета интересов государства и подавляющего большинства гражданского общества. Цель такой системы - грабительский передел ресурсов государства и общества в пользу основных финансово-политических групп.
1.5. Олигархический политический режим - недемократический вид политического режима, при котором власть сосредоточена в руках сравнительно малочисленной группы граждан (например, представителей крупного монополизированного капитала) и скорее обслуживает их личные и групповые интересы, а не интересы всех граждан. Иначе говоря, власть и капитал сосредоточены в одних руках.
1.6. Олигархи - члены олигархии, могут либо сами быть членами правительства, либо оказывать решающее влияние на его формирование и принятие решений в своих личных и групповых интересах. Иначе говоря, согласно определению, хороших олигархов не бывает. Не стоит путать олигархов с крупными бизнесменами и промышленными группами.
1.7. Олигархи-компрадоры - те же олигархи, но никак не связывающие свое будущее с будущим своей страны. Выводят и хранят капиталы в иностранных банках, имеют иностранное гражданство, опираются на поддержку иностранных государств, взамен продвигая их интересы, вопреки интересам собственного государства.
1.8. Олигархические группы могут быть - провластные, стоящие в данный момент у власти и непосредственно принимающие решения в государстве, и «оппозиционные» - временно отстраненные от власти, но влияющие опосредованно на политику в государстве, и не имеющие прямого влияния на принятие решений.
2. Краткая предыстория формирования финансово-промышленных групп. Их трансформация в финансово-политические группы. Общая характеристика.
2.1. Формирование финансово-промышленных групп (кланов) на Украине. На Украине после развала СССР началась «Эпоха первоначального накопления капитала» - передел советского наследия. В итоге в стране сформировались свои промышленно-финансовые группировки, такие как донецкие, днепропетровские и т.д. В результате невнятной политики государства, отсутствия государственного мышления и политической воли, украинские финансово-промышленные группировки не смогли перешагнуть порог первоначального накопления капитала. Они остались на уровне маргиналов 90-х годов и пошли по пути наименьшего сопротивления, то есть вернулись к излюбленной игре - заново делить все уже ранее поделенное. Для этого они продвигали во власть своих представителей, манипулировали законами в интересах той или иной группы и, соответственно, в ущерб национальным интересам всей страны. Всем этим кланам и группировкам, так как они не смогли эволюционировать до уровня национальной элиты, - сильное государство не нужно. Они смирились с тем, что их дальше порога в Европе и США не пустят ни в один приличный дом и ни в одно приличное общество. Они смирились с ролью мальчика на побегушках, шута, дикаря и диковинной зверушки. Они прекрасно понимают, что их на Западе никогда не признают равными себе, даже младшими партнерами.
2.2. Формирование финансово-промышленными группами политических «псевдоэлит».Мощные финансово-промышленные группы, сосредоточив в своих руках производство, финансовое и медийное влияние, получили возможность единолично формировать свою политическую «псевдоэлиту». Так образовались финансово-политические группы. Политические партии и государственные функционеры - всего лишь продолжение - политический инструмент олигархических финансово-промышленных групп.
Усиление политического влияния финансово-промышленных групп можно наблюдать, если проанализировать все составы Верховной Рады Украины - представителей большого капитала: лоббистов, политических наемников и несамостоятельных корпоративных политических проектов, становилось все больше, а независимых рядовых представителей гражданского общества, самостоятельных партий реального социал-демократического направления все меньше.
2.3. Общая оценка характера «псевдоэлит». «Псевдоэлиты» - люди, которые поднявшись до самых верхов, стали довольствоваться материальным благополучием, использовать власть не как инструмент для созидания, а как средство наживы, либо пользоваться атрибутами власти. «Псевдоэлита» очень себя любит, и оправдывает свое пребывание у общественной, хозяйственной или политической власти всеми возможными аргументами, постепенно деградируя. «Псевдоэлита» глупа. На совести «псевдоэлит» лежит ответственность за отсутствие «социальных лифтов» в гражданском обществе, закрывая их, для более достойных, «псевдоэлита» самосохраняется. Благодаря им мы имеем коррупцию, бестолковые законы и дурацкие решения. Но это полбеды, «псевдоэлита» жадна, ворует все, до чего может дотянуться, и труслива, поэтому принимает законы, оставляющие её вне зоны их досягаемости.
На Украине десятилетиями происходила селекция и формирование «псевдоэлит» по принципу негативного отбора - «чем хуже, тем больше шансов». Яркие примеры всем известны. У «псевдоэлит» отсутствует гражданская, политическая и экономическая ответственность. Им присуще хамство, цинизм, бесчеловечность. Поэтому, когда мы видим сегодняшнюю страну, надо понимать, что это отображение их внутреннего мироустройства, их образа и подобия. Поэтому они с такой легкостью погружают страну в хаос и анархию. Реформы на Украине не заработают, пока не появится национальная элита, которой и будут выгодны реформы.
Представителей настоящих национальных элит, как правило, мало в политике. На сегодняшний день, «поле политической борьбы», сформированное «псевдоэлитами», имеет резко негативную энергию, и нормальные люди чувствуют себя там дискомфортно, поэтому избегают политики. Известны частые случаи, когда достаточно неплохие люди шли в политику, и через время сильно менялись в худшую сторону. Почему это происходит? Это негативное влияние большинства представителей «псевдоэлит». Этого не будет, если большинство в политике будет принадлежать национальным элитам. Тогда все те позорные политические явления, поступки и высказывания, которые мы наблюдаем, будут предаваться общественному порицанию и со временем исчезнут.
3. Основные ресурсы и инструменты украинской олигархии.
3.1. Базовые ресурсы: финансовые ресурсы, промышленно-производственные ресурсы - заводы, фабрики, энергетика, добывающие предприятия, банки, земельные ресурсы и т.п.
3.2. Информационные ресурсы - средства массовой информации (СМИ): ТВ-каналы, печатные (газеты, журналы), интернет-издания.
3.3. Интеллектуально-креативные ресурсы:топ-менеджеры, управленцы среднего звена, юристы, экономисты, консультанты, аналитики, технологи, PR-менеджеры, политтехнологи, имиджмейкеры, спичрайтеры, психологи, социологи, издатели, редакторы, журналисты, рекламщики, лидеры общественных мнений (ЛОМы) и т.п.
3.4. Силовой ресурс: радикальные, военизированные, криминальные группы.
3.5. Административный ресурс - самый мощный универсальный ресурс - по сути, комплекс государственных инструментов и механизмов, находится в распоряжении только провластных, управляющих олигархических групп.
3.6. Интеллектуальные инструменты - современные знания, методы и технологии в области прикладной психологии, социологии, статистики, аналитики, информационных технологий, технологий управления массами, сознанием и т.п. Это важные инструменты для формирования олигархией лояльной для себя власти - выдвижение своих ставленников и назначенцев в политику, внедрение своих правил внутренней политики, как например, - «закрытое» избирательное законодательство. Классическая политика в Украине давно сменилась на политтехнологии.
3.7. Политические инструменты - отдельные политики, политические партии и проекты, государственные чиновники и функционеры - политическое прикрытие, политическое продолжение олигархических групп. Весь этот политический инструмент, грамотно распределенный и расставленный на ключевые государственные посты, гарантирует своей олигархической группе лояльность со стороны государства на всех уровнях, а конкурентной группе - исполнение закона.
3.8. Коррупция как инструмент - сильный эффективный инструмент олигархии, так как именно она обладает всеми необходимыми ресурсами и возможностями для подкупа политиков и должностных лиц государства на любых уровнях. В данном контексте коррупцию стоит рассматривать, как противозаконную инвестицию олигархической группы в политического деятеля или должностное лицо, с целью получения последующей выгоды. Коррупция может быть, как инструмент, для получения преференций, так и во избежание санкций со стороны государства. Коррупция может быть разовая, целевая, адресная. Не стоит путать коррупцию, как инструмент, с системной коррупцией в государстве. Системная коррупция на Украине - это не инструмент, это неуправляемое явление, с негативными непрогнозируемыми последствиями даже для олигархических групп.
Вывод 1. Что может противопоставить обычный гражданин Украины этому комплексу ресурсов? Мы голосуем за политиков по законам политтехнологий, забывая о том, что политтехнологии основаны на красивом обмане - нас убеждают отдать свой голос обаятельному авантюристу или политическому актеру-наемнику. Политические партии это продолжение олигархии, за кого бы мы ни проголосовали. Недемократичное избирательное законодательство не даст нам избрать того, кого мы хотим, оно только предоставит нам право избрать уже назначенных. «Качества необходимые для избрания в политику, отличаются от качеств необходимых для реализации эффективной политики и управления. Какая нам разница, чье лицо мы видим на экране или что говорит это лицо? Нас должно интересовать - кто формирует, предлагает решения, может и умеет их принимать, и какие даются гарантии».
Вывод 2. Как выиграть у системы, играя по правилам системы, если правила устанавливаются и меняются не нами? Это бессмысленно. Вероятно, стоит изучать систему, искать её слабые уязвимые точки, определять основные несущие элементы, на которых базируется вся олигархическая политическая конструкция, тем более, что система сегодня очень ослаблена. Основная проблема олигархической государственной системы выстроенной на алчности, манипуляциях и лжи, в том, что она неспособна к созиданию, а в условиях нехватки ресурсов нежизнеспособна.
Вывод 3. На поддержание маленькой лжи не требуются большие ресурсы, однако, если в основу управления государством ставятся личные интересы и желания, то их надо прикрыть, выдать за общие и государственные - необходимо больше лжи, больше манипуляций, наслоение лжи - все это требует огромных ресурсов для своего поддержания. В условиях тотальной лжи ситуация усугубляется, сужается поле для принятия верных решений, новая ложь, острая нехватка ресурсов - неизбежно приведет к политической и социально-экономической катастрофе и, как итог, - общественному мировоззренческому коллапсу и распаду государства.
4. Стадии формирования олигархических групп. Базовые принципы олигархических войн. Иерархическая структура олигархической группы.
4.1. Стадии формирования олигархических групп.
1. Зарождение финансово-промышленных групп их слияние - стадия первоначального накопления капитала.
2. Укрепление финансово-промышленных групп - получение всех необходимых ресурсов и инструментов.
3. Единоличное формирование финансово-промышленными группами политической «псевдоэлиты» - своего политического прикрытия - трансформация наиболее сильных финансово-промышленных групп в финансово-политические группы.
4. Трансформация финансово-политических групп в полноценные олигархические - ослабление контрольно-регулирующих институтов и роли государства, изменение в своих интересах государственной нормативно-правовой базы, формирование недемократического режима и олигархической государственной политической системы. Скрытая компрадорская политика.
5. Трансформация олигархических групп в компрадорские - их опора на внешнеполитические силы и радикальные группы, утрата суверенитета государством, продвижение интересов внешнеполитических сил - открытая компрадорская политика.
4.2. Формирование олигархических финансово-политических групп - базируется на конфликте интересов между ними, обществом и государством в сфере передела основных государственных ресурсов, денег и власти - «базовые принципы олигархических войн»:
Принцип толпы - одна финансово-промышленная группа обычно слабее двух.
Принцип перспективы - политический ресурс так же важен, как и финансовый.
Принцип сохранения ресурса - финансовый ресурс может стать политическим, а политический - финансовым.
Принцип минимальной защиты - финансово-промышленная группа с политическим прикрытием сильнее группы без такового.
Принцип оптимальной защиты - долговременное политическое прикрытие интересов эффективнее разовых и целевых акций.
Принцип активной защиты - системная политическая поддержка интересов эффективнее долговременного прикрытия.
Принцип законности - обеспечение продвижения и защиты своих интересов в законодательном поле.
Принцип Кольта - обеспечение силового государственного прикрытия своих интересов.
Принцип невиновности - обеспечение правового государственного прикрытия свих интересов.
Принцип независимости - сведение к минимуму регулирования и контроля государства над своими интересами.
Принцип чужих рук - использование государственного регулирования и контроля в отношении конкурентных групп.
Принцип дуплета - отобрать ресурс у противника это эффективно, решается одновременно две задачи - приумножается свой ресурс и нейтрализуется противник.
Принцип доминирования - комплексное, системное представление, продвижение и защита своих интересов на всех государственных уровнях эффективнее всех вышеуказанных мер по отдельности.
Принцип вынужденной дипломатии - даже ослабленное государство потенциально мощнее самой сильной финансово-политической группы, поэтому с ним выгоднее договариваться.
Принцип «под ключ» - формировать свою государственную власть выгоднее и эффективнее, чем договариваться уже с существующей и чужой.
Принцип политшоу - вкладывание ресурсов в различные партии и политпроекты, даже если они стоят на различных избирательных платформах. Цель - создание иллюзии демократических процессов и стратегия беспроигрышной политической ставки.
Принцип дерибана - краткосрочный союз с конкурентом против государства это выгодно.
Принцип своей рубашки - интересы государства и олигархии часто противоположны, поэтому с государством следует договариваться через его руководителей - конкретных должностных лиц, представляющих власть. Интересы государства и личные интересы руководителей государства не одно и то же.
Принцип предвидеть вовремя - если не можешь договориться с государством, ищи поддержку внешних заинтересованных сил - и с государством помогут, и конкурентов нейтрализуешь.
4.3. Примерная иерархическая структура олигархической группы:
1. Глава группы.
2. Группа основных выгодоприобретателей (бенефициаров).
3. Координационный центр группы: управляющие, финансовые аналитики, юристы, эксперты.
4. Служба собственной безопасности: бывшие военные, силовики, оперативники.
5. Служба технической безопасности: АТ-специалисты.
6. Финансовое прикрытие: частные или подконтрольные банки.
7. Внешнеполитическое прикрытие: иностранные послы, деловые и политические круги.
8. Законодательное политическое прикрытие - своя действующая политическая партия.
9. Представители в профильных парламентских комитетах.
10. Представители в профильных министерствах и ведомствах.
11. Представители в силовых органах.
12. Представители в судебных органах.
13. Представители в региональных органах власти.
14. Аналитическое прикрытие: социологи, аналитики, политологи, психологи, спичрайтеры.
15. Информационное прикрытие: политтехнологи, редакторы, издатели, ньюс-мейкеры.
16. Имиджевое прикрытие: PR-менеджеры, рекламщики, имиджмейкеры, журналисты, ЛОМы.
17. Новый политический проект на перспективу - запасной аэродром.
18. Представители в криминальных структурах.
19. Представители в радикальных, военизированных формированиях.
20. Представители в общественных организациях - профсоюзах, движениях.
21. Гражданские активисты и сторонники основной политической партии.
Как и любая организационно-штатная структура, подобная иерархическая пирамида имеет свои управленческие недостатки, требует эффективной координации и так же подвержена сбоям в работе. В ней так же присутствует внутренняя борьба, соперничество, несогласованность действий и конфликты интересов, особенно между группами средних и нижних уровней. Подавляющая часть пирамиды используется «втемную» - нижние уровни этой пирамиды не имеют информации и мотивируются лозунгами или деньгами, средние - только актуальную информацию необходимую для выполнения конкретной задачи, вершина пирамиды - обладает информацией для выполнения комплекса тактических задач, бенефициары - владеют полной информацией для достижения своих стратегических целей.
Вопрос 1. Если все элементы этой пирамиды содействуют нарушению законов не только в интересах основных выгодоприобретателей, но и каждый по отдельности, в рамках своей сферы деятельности и в силу своей беспринципности - какой суммарный ущерб национальным интересам может нанести такая группа?
Вопрос 2. Обычным людям места в этой пищевой цепи нет. Когда-то я сказал своему товарищу, что власть относится к нам, как к скоту. Товарищ не согласился со мной, сказав, что мы всего лишь трава, которую скот ест. Он прав?
Вывод. Процессу репрессивной деолигархизации - радикальным методам разделению власти и капитала - будут сопротивляться многие элементы этой пирамиды. Это может вызвать серьезные общественные потрясения. Необходимо предоставить наиболее оптимальный и наименее болезненный переход на новую систему отношений для большинства элементов этой системы.
5. Разрушительные влияния олигархических групп на общественное сознание, государственные процессы и механизмы.
5.1. Мировоззрение украинской олигархии. Причиной тому её происхождение - формирование первородной украинской олигархии в процессе передела советского наследия в борьбе без правил. В такой борьбе выживали самые алчные, беспринципные, хитрые и жестокие представители. Для таких людей стратегическое мышление государственными, общественными интересами и категориями не просто отрицается, оно им чуждо и непонятно, а компромиссы и уступки считаются проявлением слабости. «Хищническое, первобытное мировоззрение олигархии сыграло важную роль в формировании ими антинародной олигархической государственной политической системы Украины - ибо эта система создана по образу и подобию её сотворивших».
5.2. Разрушительное влияние хищнического мировоззрения «псевдоэлит» на общественное сознание. Шкурные интересы, благосостояние «псевдоэлит» и сомнительные способы их достижения служат примером подражания для всего остального гражданского общества - формируют ложные ценности и деструктивную модель социальных взаимоотношений. Формируется упор на пропаганду эгоизма, циничности и алчности - достижение своих корыстных целей любыми способами, какими бы они не были аморальными и безнравственными. «Деньги это успех, а успех это деньги, независимо от способа их получения. Кто не умеет лгать - тот не умеет жить. Человек человеку - волк. Не украдешь - не проживешь». Все эти первобытные принципы прикрываются либерально-демократическими лозунгами, которые провозглашают ничем не ограниченное «право сильного», а по сути, оказывает огромное влияние на моральное и нравственное разложение общества, как целостного организма. Созидание, интеллектуальное и духовное развитие, гражданский долг, общественные и государственные интересы - в таком обществе вытесняются, как мешающие достижению личного успеха.
Монотонный физический труд, честное исполнение служебных обязанностей, прозрачная предпринимательская деятельность, свободное немеркантильное творчество, мышление общественными и государственными интересами, традиционные морально-нравственные ценности - осмеиваются и осуждаются, как неумение приспосабливаться к новым условиям. Обычные рядовые граждане считаются неудачниками. На Украине стремительно формируется класс «работающих нищих» - даже имея работу, вполне реально умереть от голода или болезни.
Такое общество не имеет будущего, а, так как общество это образующая компонента государства, значит, ставится под вопрос существование и самого государства. «Государство, в котором невыгодно созидать, строить, творить - обречено. Создание необходимых условий для устремления общества к созиданию и творчеству, интеллектуальному и духовному росту, культурному и нравственному развитию - одно из важнейших стратегических направлений деятельности государства. Национальные элиты должны соответствовать общепринятым интеллектуальным, культурным и морально-нравственным критериям, так как сами являются примером для всего гражданского сообщества».
5.3. Вмешательство в государственную кадровую политику - проталкивание олигархией своих ставленников на ключевые государственные посты, в нарушение принятых критериев, норм и процедур. Личные и морально-психологические качества, деловые и профессиональные навыки, интеллектуальные и творческие способности таких «ценных кадров» ставятся на последнее место. Олигархия не заинтересована в качественных чиновничьих кадрах - им нужны те, кто будет выполнять их указания, продвигать и защищать их интересы.
Такое вмешательство в процесс государственной кадровой политики имеет серьезные негативные последствия для государства:
1. Образуется «негативная управленческая воронка» - цепная реакция, привлечение некачественными кадрами-управленцами других, еще более непрофессиональных кадров.
2. Процесс утечки профессиональных кадров становится лавинообразным и неконтролируемым.
3. Появление новой генерации государственных функционеров и чиновников, полностью непродуктивных в формировании и принятии важных государственных решений.
4. Запуск неконтролируемого процесса принятия абсурдных государственных решений и их умножения по принципу - «рождение одной глупости порождает три последующие».
«Кадровая эрозия, кадровый голод, управленческий кризис - кризис принятия государственных решений, - процессы, ставшие необратимыми в масштабах государства, наносят ущерб даже интересам олигархии, но уже вышли из-под её контроля, и не могут полноценно управляться даже мощными финансово-политическими группами».
В качестве наглядного примера, демонстрирующего падение интеллектуального уровня государственных функционеров, можно привести некоторые термины, получившие широкое употребление в последнее время - «маленький украинец», «дорожная карта», «домашнее задание для Украины», «Европа нам поручила». Все эти фразы - падение на интеллектуальный уровень двенадцатилетнего ребенка. О качестве государственных кадровых назначений в Украине за последнее десятилетие можно слагать легенды или издать «Полный сборник государственной кадровой ереси».
5.4. Негативное влияние на механизмы принятия государственных решений - подавление управляющих, координирующих, контролирующих и регулирующих функций государства, для достижения олигархией своих корпоративных интересов. Разбалансировка скоординированной работы государственных органов и политических институтов, дезорганизация работы организационно-штатных государственных структур - системное организационное ослабление государства. Разбалансировка государственной системы права - продавливание антигосударственных законодательных актов и норм, направленных на защиту корпоративных, частных интересов олигархических групп и лиц, получение сверхприбылей и избежание ответственности.
Комплексное негативное влияние олигархических групп на механизмы формирования и принятия государственных решений на протяжении последних десятилетий вызвало масштабный управленческий кризис, который приобрёл системный характер, затронув все уровни управленческой вертикали, межведомственные горизонтальные связи, при которых эффективный обмен информационными потоками и четкое выполнение директив стали невозможными. Были нарушены базовые принципы правильной работы государственного аппарата: четкая государственная иерархия, субординация, подчинение и подотчетность, формирования целей и постановка задач, регламенты и функциональные обязанности, контроль сил и средств, персональные ответственность и полномочия, контроль исполнения решений и качества полученных результатов. Катастрофическое падение государственно-административной культуры и этики. Все это свидетельствует о необратимом государственном кризисе и вырождении действующей олигархической государственной политической системы Украины.
5.5. Неспособность действующих финансово-политических групп к формированию стратегических государственных интересов, целей и национальных программ развития для их достижения. Причины такой неспособности заключаются в следующем:
1. Для формирования стратегических государственных интересов и целей необходимы долгосрочные устойчивые политические союзы, взаимный учет интересов и соблюдение договорённостей между финансово-политическими группами.
2. По причине межклановой олигархической борьбы, взаимных конфликтов интересов, максимальными результатами договоренностей сегодняшних «псевдоэлит» можно считать ситуативные и краткосрочные неустойчивые союзы, рассыпающиеся при возникновении каких-либо угроз их корпоративным и личным интересам и влиянию.
3. Для защиты государственных интересов и достижения поставленных целей необходимо сильное государство. Это может неизбежно вызвать конфликт интересов между сильным государством и олигархией, ввиду невозможности их одновременного сосуществования. Государство и олигархия базируются на противоположных принципах: институт сильного государства - общественное и созидательное, а олигархия - частное и паразитическое.
4. Создание сильного государства сегодня, в рамках действующей политической системы, практически невозможно по причине глубокого интегрирования олигархии и её политических инструментов в процессы государственного принятия решений и законов. Это не позволяет прийти к компромиссу и выработать единую концепцию стратегии развития государства.
5.6. Умышленное внесение раскола и противоречий в гражданское общество. В силу внутренних вышеуказанных противоречий, олигархический режим не может сформулировать долгосрочные общенациональные интересы и цели, и не заинтересован в формировании единого гражданского общества. Кроме того, олигархия сама неоднородна и малочисленна, поэтому объединенное гражданское общество является угрозой её существованию. Чтобы удержаться у власти, олигархический режим стремится к разъединению гражданского общества, к разрушению его способности к самоорганизации, используя все имеющиеся ресурсы и инструменты.
Обычный Гражданин