Методика Жохова с точки зрения наблюдателя

May 20, 2016 19:49

Выдержка из текста Лолы Шурыгиной по поводу обучения русскому языку у Владимира Ивановича Жохова.

"Январь, две учебных четверти после начала занятий в первом классе и один из уроков письма в нашей школе. В классе ребята от 5.5 до 8 лет.
С самого начала поражает деловитая тишина и рабочий настрой.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Учитель - это партнер.

Блок 1. Познаем, обсуждаем, пишем (5-7 минут).
Изучаем новые слова, в словах пропущены буквы, и это не просто одна из случайных букв, а двойная "РР", например. "Знайки" поднимают руки и рассказывают, что это такое. Несколько мнений о значении слова и живое обсуждение фокусируется на итоговом определении Максима Геннадьевича: резюмируя, он подводит итог, делая особый акцент на двойном "рр" в составе слова, просит несколько раз записать это и другие новые слова в лист для прописей.

Здесь начинается настоящее волшебство: те, кто справился, спокойно, без указаний и бесшумно встают со своих мест и подходят к тем, кто еще не закончил, помогая дельным советом или примером.

Блок 2. Повторяем пройденное, работаем индивидуально вслух (5 минут).
На слайдах - глаголы и надо изменить их по временам: в будущем, настоящем и прошедшем. Выбор ученика, который отвечает на слайд, конечно, не случаен, участвуют все: пятилетки Настя и Катюша чуть медленнее, детки постарше выдают очередями :) Темп импровизированного опроса очень интенсивный: тянется лес рук, всем хочется выступить на бис.

Блок 3 (3-5 минут). Теперь это глаголы совершенного и несовершенного вида. Узнаем вместе с Аленой, что один и тот же глагол (например, "засыпать") может быть употреблен в двух видах, но в разных значениях (засыпАть на кровати, засЫпать песком) и меняется по временам тоже по-разному (засну, засыплю).

ЧАСТЬ 2. Учитель - это наставник (5 минут).
Изучаем новое, работаем всем классом.
Новый блок слайдов показывает частицу "не". Частица, оказывается, не дружит с глаголами и пишется раздельно. Ребята вслух повторяют новый материал и наперебой придумывают свои примеры.

ЧАСТЬ 3. Учитель - это ученик.

Блок 5 (7-8 минут).
Вы не "ослышались"! За пультом управления - Варвара и начинается интенсивная тренировка: Варвара называет слово целиком, класс дружно вслух произносит его по буквам. Для проверки правильности работы класса буква за буквой появляется на слайде. "Убежавшие" буквы "зовем" обратно. Нет ни одной скучной свободной секунды, все внимание на правильное произношение слова, ведь берёза - это бЕреза, а не бИреза, и это самое простое из слов на слайде.

Блок 6. Пишем (7-8 минут).
На слайде предложение, старательно пишем его в своих листах прописей. И снова рабочая обстановка взаимовыручки и поддержки: старшие рядом с младшими, открывают для них алфавит, несут и показывают свои листы, подсказывают, как написать букву правильно.

Блок 7. Фантазируем (5 минут).
Одного за другим Варвара просит ребят придумать предложения со словами, показанными на слайдах. В каждом слайде выделен общий для всех слов слог, его и прорабатываем. Блистает Федя, ему нет и 6-ти: из раза в раз ему удается мини-рассказ, в котором есть все три слова сразу, связанных структурно и по смыслу. Работа идет быстро, только успевай услышать, кто отвечает, но слов хватило на всех желающих.

Блок 8 (5-7 минут).
И снова предложения: читаем вслух и записываем его у себя. Дежурный по ряду проверяет правильность написания и поправляет ошибки соседей. Незаметно, но чутко и своевременно, педагог помогает Варваре на каждом этапе ее работы, где-то подсказывает, где-то задает новый темп или направление работы класса. Заметно, что Варвара спокойна и уверена в себе, ей комфортно, сейчас она - младший партнер учителя и старший партнер для своих одноклассников.

С чувством глубокого удовлетворения учитель благодарит Варвару и отпускает детей отдохнуть.

Каков итог?

70% времени ребята поэтапно повторяли материал, пройденный с октября по январь в том или ином объеме, разном из урока в урок.
20% времени отдали работе с новым словарем.
10% времени изучали новый материал по дисциплине .

По структуре материала прошли минимум несколько блоков русского языка, некоторые из них выходят далеко за рамки первого класса. Поработали со звуко-буквенным составом, со слогом, словом и предложением.

По видам деятельности: поработали коллективно, индивидуально, письменно, устно, в малых группах и даже со своим одноклассником вместо учителя.

Не скучали и не уставали: способы подачи материала и виды деятельности менялись каждые 10 минут, логично следуя друг за другом, при этом успевали практически все!"

прожохова

Previous post Next post
Up