Поездка в Монголию ч3(3)

Dec 10, 2024 18:32





В походе группа обычно всегда растягивается. Поэтому один из наших проводников вел сильных духом лидеров, а второй пас отстающих.

Оба они очень приятные люди, один постарше, лет 35, второй помоложе, около 25, и, кажется, родственники друг другу.
Второй, несмотря на внешнюю брутальность, как многие современные молодые люди, очень заботился о своей внешности. У него были брекеты на зубах, он мазал лицо солнцезащитным кремом и пользовался увлажняющей гигиенической помадой. Меня очень умиляло это зрелище - сидит такой молодой хан Батый в монгольском халате посреди степи, и подводит губки. :) А когда приехали, он взял ножницы и часа три кряду барбершопил гриву своему коню, волосок к волоску! А длинную конячью челку всегда аккуратно поправлял над налобным ремнем уздечки. Красава.



За вчерашний экстремальный перегон мы сильно утомили наших лошадок. Поэтому, на пятый день, мой конек резко научился ходить шагом, и мы не спеша прошагали 10 километров до стойбища. Шестая ночевка была как раз в семье старшего проводника.
Старший женат, у него миниатюрная симпатичная супруга, три дочки, и как я догадываюсь, долгожданный младенец мужеского пола.



В хозяйстве у них целое стадо яков, табун лошадей и туристы. Первые два набора пасутся самовыгулом на окрестных возвышенностях, а для вторых поставлены несколько юрт в долине, между гор, рядышком с их семейной.
В юртах печки с дровами, и по четыре кровати, но без постельного белья - здравствуй спальник обратно. Т_Т

Живет их семья полукочевым способом. Летом на природе, а зимой в городе, в доме. Юрты разбирают и складывают в огромный контейнер, тут же, рядом со стойбищем. Собак забирают с собой, а стада и табуны оставляют зимовать самостоятельно, только иногда приезжая проверить их. Говорит, что каждую зиму теряют примерно четырех животных. Жаловался, что в прошлую зиму волки задрали его главного жеребца.

Когда мы подъехали, нас сразу позвали в хозяйскую юрту, немного рассказать про жизнь, и угостили сливочным маслом из ячьего молока. Очень вкусное, кстати.

Погода была хорошая, светило яркое солнце, и практически весь снег уже стаял.

После обеда, желающие поехали на прогулку по окрестностям, а те, кому на сегодня хватило, а собралось нас таких трое, пошли гулять в лес на горку.

Когда мы до него дохромали, выяснились две любопытные вещи. Во-первых, деревья в основном были лиственницами! Уже удивительно. И пока мы пребывали в этом месте, и ездили туда-сюда, наблюдали, как каждый день горки становились все желтее и желтее. Очень красиво и прикольно.

А во-вторых, шагнув под полог, увидели, что сам лес совсем не такой густой, как казалось снаружи. Внутри было полно пеньков. Понятно, откуда дровишки.







Это был чудесный расслабленный день. Но когда мы пошли на приветственный ужин, я с досадой почувствовала, что меня слегка подташнивает. Наверно от голода, попыталась я себя убедить, вгрызаясь в бараний шашлык.
Но неть.

К ночи стало хуже, но все еще не теряя надежды на приемлемый исход, я наглоталась русского активированного угля и израильского каль-бетена, что твоя погремушка, и попыталась уснуть. Но таки неть.

Я не уверена на сто процентов, но думаю, что это непастеризованное ячье маслице впрок мне не зашло.

Где-то полчетвертого ночи, я встала, оделась потеплее, взяла полбутылки воды, по дороге подкинула дров в печку, поправила шапочку, и пошла избавляться от своего излишне богатого внутреннего мира.

Выйдя из юрты, вспомнила, что рядом с рукомойником, видела мыло. О! Нелишним было бы вымыть руки, прежде чем совать два пальца на корень языка. Подхожу, тык-тык - а вода в бачке замерзла. Да лаааааааадно. Сказала я, и побрела поглубже в степь.

Далее следует исключительно живописная картина. Огромное звездное небо, иней на траве серебрится в сиянии почти полной луны, слева на горе волки воют, справа на горе яки хрюкают, а посредине всего этого великолепия стою я, и зову ихтиандра.

Но полегчало, да.

Утром нам показали, как доят яков. Пастухи на мотоциклах пригоняют стадо поближе к двум загонам, и отделяют телят-ячат от ячих (якинь? яких? якинесс? Фем-вызов, какой-то). Затем выпускают одного ячонка, он мгновенно находит свою мамку, и начинает яростно её сосать, иногда поддавая лбом прямо ей по вымени, тем самым стимулируя лактацию. В ту же минуту маленькая монгольская девочка хватает теленка за густую шерсть, и одним движением закидывает его во второй загон. Его место шустро занимает хозяйка на скамеечке, с ведром, и быстро доит волосатую корову, пока никто из участников мероприятия не успел очухаться. Потом процесс повторяется с другим теленком. Надой совсем небольшой, но ячье молоко гораздо жирней коровьего.









Вечером нам показали процесс переработки молока. Сброженное заранее, его кипятят в плотно закрытом большом баке, на печке, прямо посреди жилой юрты. То, что конденсируется изнутри на крышке, падает в кастрюльку, которая подвешена внутри бака - получается самогон. Из остального молока при дальнейшей обработке делают сухой сыр, а со стенок собирают что-то вроде творога. Все это нам давали попробовать. Но во мне были свежи воспоминания о моих экзерсисах в ночи, и я незаметно пропускала мимо себя все угощения. Поэтому, к сожалению, не могу рассказать вам, какова на вкус самогонка из яка.

По плану, мы должны были следующую ночь провести в палатках, а на последнюю ночевку опять вернуться в эти же юрты. Но нам даже не пришлось делать сложносочинённые лица. В итоге все разрешилось ко всеобщему удовольствию - мы скинулись по 50 тысяч тугриков с носа, это чуть больше 50-ти шекелей, и нормально жили в стойбище все три ночи подряд, без лишнего ёрзанья.

На шестой день, у нас была простая радиальная поездка к горному озеру. Озерцо, правда, оказалось размером с носовой платок. Но поездка все равно была неплохая.



Насчет последнего, седьмого дня похода, возникла небольшая сложность, вызванная различием в этимологии слова «дерби». Оказалось, что монголы понимают под этим термином совсем не то, что, например, англичане. И мы.

Короче, непонятно было чем нас занять, ибо альтернативное «дерби» «изучение жизни стойбища» из пяти юрт, в трех из которых жили мы сами, тоже как-то не вдохновляло.

В итоге, принимающая сторона немного помялась, и неуверенно изложила нам следующее: «Вам, наверно, совершенно не интересно, но у нас тут, не очень далеко, всего в 15-ти километрах, на вершине горы, есть природные горячие источники, в которых можно искупаться…»
….
Надо ли говорить?!

На этот экстра-день сопровождение буханки нам не полагалось, да и дороги для машин на гору все равно не было. Поэтому, плотнее притягиваем легкий рюкзачок к спине, чтоб не болтался на скаку, а в нем - дневной перекус да запасные трусы. Пара бутылей с водой в седельных сумках у проводников. Ну и поехали.

Вырвавшись из-под бдительного ока опекавших нас водителей буханок, проводники тут же, без тени сомнений, устроили нам пятнадцатикилометровый марш-бросок, туда, а потом и обратно. Какой-такой попить-пописать. Приедем, там и попьете. И пос… ну вы поняли. Но ничего, справились.

Дорога была невероятно живописная, слева горы с желтеющими деревьями, справа извилистая речушка, каменистая тропинка, а потом карабканье вверх по довольно крутой горе. Знаете ли вы, как я люблю ходить в горы на четырех лошадиных ногах? Обожаю, так же сильно, как ненавижу подниматься туда на своих двоих. :)











Вот, наконец, плато на вершине горы. Никого кроме нас, красота, тишина, чистота. И речка с горячими ключами. Над ними, из камней и веток, построены небольшие домики-кабинки, по которым мы и разбежались. И долго сидели там, в теплой проточной воде, глядя в голубое небо, как чрезвычайно довольные жабы на дне колодца.



На обратном пути мы немного поломали шаблон нашим проводникам, заявив, что с горы сойдем пешком, ведя лошадей в поводу. Видели бы вы их лица! Что?! Пешком?! Зачем пешком? Вот смотрите, это лошадь, у нее четыре ноги, на ней ездят, она для этого, почему пешком с горы?!!
А нам так удобнее, да и лошадкам приятнее.

Кстати, наш местный гид, в этот раз сопровождал нас, и мы, с веселым удивлением, поняли, что на самом деле, он не очень уверенный ездок. А уж проводники просто угорали с него - смотрите-смотрите, монгол, а на лошади ездить не умеет! Ну умора же!
На контрасте с ним, молодой проводник носился на своем коне по горе вверх-вниз, что твой олень, прям страшно смотреть было. Там и пешком-то надо идти с осторожностью - то об корень дерева запнешься, то на камне поскользнёшься.

Это был нелегкий, но самый классный день похода, по красоте, балансу сложности, и обилию впечатлений.



Ну и то чувство, когда ты последний раз слезаешь с коня, прощаешься с ним, выдыхаешь, отдыхаешь, и начинаешь переваривать впечатления...

Затем мы раздали подарки, которые привезли с собой - финики, сладости, косметику мертвого моря, деньги. Проводникам, водителям, кухонной команде, всем кто так трепетно о нас заботился.

Вечером нас ждал шикарный праздничный пир из десятка перемен блюд, и прощальный костер. Его искры взмывали ввысь, на краткий миг затмевая звезды.







Утром мы со всеми попрощались, и поехали обратно. И за полдня проехали все то расстояние, что скакали за пять дней. Минутка обесценивания, да. :)

Во второй половине дня мы приехали в городок Хархорин, на месте старой столицы Монгольской империи Каракорум. Там мы посетили монастырь-музей Эрдэни-Дзу.





Ночевали в каком-то новодельном отеле для китайцев, с бетонным дворцом и пошлыми комфортабельными юртами, с электрическим обогревателем и встроенной ванной комнатой с душем и унитазом. Пф! Нам, бывалым кочевникам! Кхм, да. :))





Первую половину последнего дня мы ехали в Улан-Батор и стояли в пробках в нем самом, а вторые полдня предавались разнузданному шопингу. Сначала организованной ордой мы забежали в местный супер-маркет, сметая с полок носки из верблюжьей шерсти, кедровые орехи, вяленое мясо яков и прочее прикольное и сувенирное. А потом уже растеклись по городу, в свободном поиске кашемировых шарфиков и других прикольных шмоток с местным колоритом. Улетали рано-рано утром.







Поездка получилась суперская, благодаря прекрасной организации с нашей и принимающей стороны, отличной компании и чудесной экзотичной Монголии. И с погодой повезло, да.



ЗЫ

Когда уже прилетели обратно во Франкфурт, на выходе из самолета, прямо у рукава, внезапно начали выборочно проверять документы и задавать вопросы.
Ко мне подошел какой-то совсем молодой мальчик, взял мой паспорт и окинул меня подозрительным взглядом.
А у меня, на флисе, с позапрошлой поездки, приколот анимешный значок, купленный по приколу, за один евро, на блошином рынке, дай бох памяти, в испанском Толедо.
Так вот, этот пацан тычет в меня пальцем и строго вопрошает: «А ты что, аниме смотришь?!!»
Ну да, говорю, а что?
Ох, подозрительная тетка, подозрительная!! Надо колоть!
«А что это за персонаж?» - валит меня коварными вопросами бдительный страж порядка.
Килуа, говорю, из Хантер экс хантер. А что?

«Ничего», - сникает юнош: «Добро пожаловать в Германию. Проходите.»

И что это было? О_О

зарисовка, лошадки, не аниме О_О

Previous post
Up