в Республике Башкортостан"
республиканской целевой программы
"Стимулирование развития жилищного строительства
в Республике Башкортостан в 2011 - 2015 годах"
Паспорт Подпрограммы
Наименование Подпрограммы
подпрограмма "Развитие малоэтажного жилищного строительства в Республике Башкортостан" республиканской целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Башкортостан в 2011 - 2015 годах" (далее - Подпрограмма)
Государственные заказчики
Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре; Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан
Основные разработчики Подпрограммы Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Государственное унитарное предприятие «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан», Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан «Управление малоэтажным строительством».
Исполнители Подпрограммы
Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре; Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан; органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Башкортостан (по согласованию); Государственное унитарное предприятие «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан»; Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан «Управление малоэтажным строительством»;
Уфимское агентство ипотечного кредитования (УГАИК);
организации и предприятия строительного комплекса Республики Башкортостан, участвующие в реализации Подпрограммы;
банковские и иные кредитные учреждения Республики Башкортостан; проектные организации.
Основные цели Подпрограммы Реализация государственной политики в области малоэтажного жилищного строительства в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", способствующей обеспечению населения Республики Башкортостан, желающего улучшить жилищные условия, комфортным и доступным жильем.
Обеспечение граждан, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, земельными участками для индивидуального жилищного строительства; формирование земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией;
Обеспечение земельных участков массового жилищного строительства объектами инженерной инфраструктуры в целях дальнейшего предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, для индивидуального жилищного строительства.
Основные задачи Подпрограммы
Развитие массового малоэтажного жилищного строительства и совершенствование его нормативно-правовой базы; разработка организационных и финансовых механизмов, обеспечивающих возможность кредитования граждан со средним уровнем дохода и отдельных категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации, а также использование всех форм государственной поддержки населения в улучшении жилищных условий; привлечение частных инвестиций к реализации проектов в области малоэтажного строительства; обеспечение снижения себестоимости строительства, в том числе за счет использования современных технологий малоэтажного строительства и местных строительных материалов, а также создания автономных систем инженерного обеспечения; содействие созданию на территории Республики Башкортостан новых производственных мощностей по изготовлению конструкций и деталей комплектных быстровозводимых малоэтажных домов с использованием современных прогрессивных технологий и материалов; подготовка и реализация инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в целях жилищного строительства; создание эффективных и устойчивых механизмов обеспечения земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в целях малоэтажного жилищного строительства.
Объемы и источники финансирования Подпрограммы Общий объем средств, привлекаемых для реализации Подпрограммы, составит 208,15 млрд. рублей,
в том числе:
средства бюджета Российской Федерации - 5,05 млрд. рублей ,
средства бюджета Республики Башкортостан - 8,45 млрд. рублей,
средства местных бюджетов -1,5 млрд. рублей,
внебюджетные источники - 193,15 млрд. рублей.
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы Реализация Подпрограммы должна обеспечить увеличение объемов малоэтажного строительства, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности, в том числе экономического класса; развитие инженерной, социальной и дорожной инфраструктуры застраиваемых территорий, увеличение частных инвестиций и кредитных ресурсов в малоэтажное строительство; сохранение доли малоэтажного строительства в общем объеме не менее 65 %; реализация гражданами, состоящими на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, права на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность однократно и бесплатно.
Дополнительный ввод малоэтажного жилья в результате реализации подпрограммы составит 8681,96 тыс.кв.м., в том числе:
в 2011 году - 1467,20 тыс.кв. м. (70%) от общего годового жилья);
в 2012 году - 1615,60 тыс.кв. м. (70 %);
в 2013 году - 1731,28 тыс.кв. м. (68%);
в 2014 году - 1894,48 тыс.кв. м. (68%);
в 2015 году - 1973,40 тыс.кв. м. (65%).
Система контроля за реализацией Подпрограммы Контроль за реализацией Подпрограммы осуществляют государственный заказчик - Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, а также Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Введение
Подпрограмма "Развитие малоэтажного жилищного строительства в Республике Башкортостан" республиканской целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Башкортостан в 2011 - 2015 годах" (далее - Подпрограмма) разработана в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в сфере жилищного строительства, и направлена на увеличение доли малоэтажного жилищного строительства, возводимого подрядным способом, путем осуществления комплекса мероприятий по использованию новых технологий и современных строительных материалов при изготовлении деталей и конструкций быстровозводимых малоэтажных жилых домов.
Предусматривается осуществление следующих мероприятий :
- совершенствование нормативно-правовой базы, стимулирующей и регламентирующей развитие малоэтажного строительства;
- развитие строительства жилья экономического класса, в первую очередь малоэтажного, которое отвечает современным стандартам энергоэффективности и экологичности и доступно гражданам со средним уровнем доходов;
- обеспечение территорий массовой малоэтажной застройки необходимой инженерной и социальной инфраструктурой;
- обеспечение новых микрорайонов массовой малоэтажной застройки автомобильными дорогами;
- разработку механизмов финансирования и осуществления комплексного освоения и развития территорий малоэтажной жилищной застройки, в том числе с использованием частно-государственного партнерства.
1. Содержание проблемы.
Необходимость разработки Подпрограммы обусловлена началом нового этапа в развитии малоэтажного строительства, в рамках долгосрочной стратегии массового жилищного строительства для всех категорий граждан, сформулированной в федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы. Перед регионами поставлена задача значительного увеличения объёмов жилищного строительства, которую возможно решить лишь путём развития массового строительства жилья не только многоэтажного, но в большей степени за счёт развития малоэтажного и индивидуального жилищного строительства, характеризующегося переходом от точечной застройки к линейно-протяженным структурам малоэтажных поселений вокруг городов и вдоль транспортных артерий, а также реализацией проектов комплексного освоения и развития территорий в целях жилищного строительства в пригородах больших и малых городов, а также в сельских поселениях.
Подавляющая часть населения республики желает строить свой дом или улучшить свои жилищные условия. Строить нужно сейчас, и в первую очередь, индивидуальное жилье, закладывая основы «собственности» дома.
Образ жизни в «собственном доме» способствует формированию и укреплению полной семьи, воспитанию полноценного поколения будущего, сохранению национальных традиций народов, населяющих республику.
Члены полной семьи - старшее поколение, их дети и дети детей (внуки) связываются общностью быта и взаимной моральной ответственностью.
По мнению специалистов в пригородных зонах городов на постоянной основе должно проживать до 30% городского населения (в основном пенсионного возраста). Для городской семьи необходимо одновременно наличие квартиры и загородного дома. Тогда старшее поколение с возрастом, уходя на пенсию, переезжает жить в пригород, уступая жилье молодым. С ростом доходов семьи молодое поколение может улучшить свои жилищные условия в городе. Родители и дети в свободные от работы и школьных занятий дни проживают за городом.
Происходит эволюционный и демографический процесс развития семьи, идет смена поколений.
Жилье для сельского жителя - это основа благополучия семьи. Добротная усадьба дает возможность расширить сельскохозяйственное производство, увеличивает привлекательность деревни и снижает миграцию активного трудоспособного населения, особенно специалистов и молодежи. Дом сельского жителя строится в расчете на то, что в нем будут жить и старшее поколение, и дети, и внуки. Так сложилось, что сельский дом должен быть индивидуальным. Житель села не может быть совсем оторванным от земли, семья должна иметь возможность вести личное подсобное хозяйство, а также отдохнуть после трудового дня.
На фоне демографической ситуации в общем по России, проблема демографической ситуации в сельской местности стоит особенно остро. Люди уходят из деревни и особенно молодежь. Без прибытия молодежи в сельскую местность и закрепления там существующего населения ситуация будет ухудшаться катастрофически.
Эту проблему можно решить только путем создания достойных условий для проживания в сельской местности (дом и подсобное хозяйство), а также стимулирования рождаемости на селе.
Подпрограмма разработана в целях обеспечения жильем различных категорий граждан, прежде всего, граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с использованием различных механизмов государственной поддержки в приобретении жилых помещений, а также путём обеспечения земельными участками для индивидуального жилищного строительства. Предполагается широко использовать механизмы поддержки работников предприятий и организаций в приобретении малоэтажного жилья в рамках различных корпоративных ипотечных программ.
В настоящее время строительство малоэтажного жилья в Республике Башкортостан ведется преимущественно посредством единичной застройки индивидуальными застройщиками, в том числе и с государственной поддержкой в рамках федеральной и республиканской целевых программ "Социальное развитие села до 2012 года", республиканской программы «"Развитие малоэтажного жилищного строительства в Республике Башкортостан "Свой дом" на 2007 - 2010 годы".
Современное состояние градостроительства и стоящие перед Республикой Башкортостан задачи по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" требуют более системного подхода к осуществлению комплексного малоэтажного строительства.
Существенным препятствием для развития массового жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельными участками и необходимой инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой.
Малоэтажное домостроение обладает рядом существенных преимуществ перед традиционным для России строительством многоэтажного жилья, а именно:
динамичность: более низкие финансовые затраты и более короткие сроки запуска предприятий по производству строительных материалов, что позволяет своевременно запускать необходимые производственные мощности;
экономичность: снижение себестоимости и сроков строительства, повышение степени готовности строящихся объектов, строительство автономных систем инженерного обеспечения строящихся поселков в виде обособленных имущественных комплексов, что исключает влияние затрат на себестоимость строительства, быстрое создание производственной инфраструктуры, а также низкая капиталоёмкость и материалоемкость, экономия эксплуатационных затрат;
экологичность: использование в качестве строительных материалов экологически чистого сырья, практически безотходное производство, размещение жилых комплексов в экологически благоприятных районах;
теплоэффективность: стена деревянного панельно-каркасного дома с эффективным утеплителем при средней толщине 300 мм полностью удовлетворяет требованиям новых норм.
При проведении достаточных мероприятий по поддержке малоэтажного строительства на республиканском и муниципальном уровнях его темпы возможно значительно увеличить.
2. Цель и задачи Подпрограммы
Целью Подпрограммы являются:
- Развитие массового малоэтажного жилищного строительства в рамках Республиканской Программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Башкортостан в 2011-2015 годах» для обеспечения населения Республики Башкортостан, желающего улучшить жилищные условия, комфортным и доступным малоэтажным жильем;
Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:
- совершенствование нормативно-правовой базы развития малоэтажного жилищного строительства;
- расширение масштабов малоэтажного жилищного строительства в республике;
- разработка организационных и финансовых механизмов, обеспечивающих возможность кредитования граждан со средним уровнем дохода и отдельных категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации, а также использование всех форм государственной поддержки населения в улучшении жилищных условий;
- привлечение частных инвестиций к реализации проектов в области малоэтажного строительства;
- обеспечение снижения себестоимости строительства, в том числе за счет использования современных технологий малоэтажного строительства, применения местных строительных материалов, а также создания автономных систем инженерного обеспечения;
- содействие созданию на территории Республики Башкортостан новых производственных мощностей по изготовлению комплектов и деталей быстровозводимых малоэтажных жилых домов с использованием современных прогрессивных технологий и материалов.
- формирование земельных участков для индивидуального малоэтажного жилищного строительства, обеспеченных градостроительной документацией;
- обеспечение земельных участков массового жилищного строительства объектами инженерной инфраструктуры в целях дальнейшего однократного бесплатного предоставления в собственность гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, для индивидуального жилищного строительства;
- сохранение и приумножение форм и методов социальной поддержки граждан в строительстве индивидуального жилья, наработанных в период осуществления республиканской программы «Свой дом» с преимущественным использованием подрядного способа строительства;
- разработка и осуществление проектов комплексного освоения и развития территорий в целях малоэтажного жилищного строительства;
3. Объем и источники финансирования Подпрограммы
Общий объем финансирования Подпрограммы в 2011 - 2015 годах составит
208,15 млрд. рублей, в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 5,05 млрд. рублей ;
бюджета Республики Башкортостан - 8,45 млрд. рублей;
местных бюджетов - 1,5 млрд. рублей (по согласованию с органами местного самоуправления Республики Башкортостан);
внебюджетные источники - 193,15 млрд. рублей.
4. Механизмы реализации Подпрограммы.
Государственные заказчики:
формируют финансовые механизмы и способы использования бюджетных средств, обеспечивая получение максимальной эффективности и контроль их целевого использования;
подготавливают совместно с администрациями муниципальных образований республики для утверждения Правительством Республики Башкортостан цены на долевое участие в строительстве жилья в рамках Подпрограммы на текущий год;
определяют совместно с администрациями муниципальных районов и городских округов республики объекты и земельные участки для строительства;
совместно с исполнителями Подпрограммы осуществляют подготовку проектов строительства объектов социального назначения;
самостоятельно либо через уполномоченные структуры проводят согласования, необходимые для инженерного обеспечения строящихся объектов и создания автономных систем инженерного обеспечения этих объектов;
проводят информационную и разъяснительную работу по освещению целей и задач Подпрограммы в средствах массовой информации;
выполняют другие действия, обеспечивающие успешную реализацию Подпрограммы.
Государственное унитарное предприятие «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан», государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан «Управление малоэтажным строительством» и открытое акционерное общество "Уфимское городское агентство ипотечного кредитования" - исполнители Программы, осуществляют:
- управленческие функции, связанные с реализацией Программы;
- подготовку концепций реализации инвестиционных проектов в рамках Подпрограммы и представление подготовленных материалов государственному заказчику Подпрограммы;
- разрабатывают проекты комплексного освоения и развития территорий в целях малоэтажного жилищного строительства и документацию для представления на конкурсный отбор в Министерство регионального развития Российской Федерации для получения государственной поддержки в рамках подпрограммы «Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы;
- обеспечивают разработку методик финансирования Подпрограммы и привлечение инвесторов;
- используют финансовые механизмы, обеспечивающие доступные для большинства граждан условия кредитования для приобретения жилья в рамках Подпрограммы;
- взаимодействуют с государственным заказчиком Подпрограммы и другими государственными органами власти в целях осуществления Подпрограммы;
- обеспечивают подготовку и реализацию инвестиционных проектов по строительству систем автономного инженерного обеспечения строящихся объектов, а также комплексов по производству конструкций для строительства в рамках Подпрограммы;
- организуют работы по проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию и передаче в управление объектов, строительство которых предусматривается в рамках Подпрограммы;
- осуществляют контроль за строительными и подрядными организациями, участвующими в малоэтажном жилищном строительстве;
- участвуют в приемке инженерных сетей и сооружений, обеспечивающих жизнедеятельность объектов, подлежащих строительству в рамках Подпрограммы.
- обеспечивают своевременную разработку и представление на рассмотрение Правительства Республики Башкортостан проектов нормативных документов, регламентирующих деятельность предприятий и организаций Республики, участвующих в развитии малоэтажного жилищного строительства.
Взаимодействие государственного заказчика Подпрограммы, органов местного самоуправления в Республике Башкортостан, государственного унитарного предприятия «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан», государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Управление малоэтажным строительством», открытого акционерного общества "Уфимское городское агентство ипотечного кредитования", других инвесторов, заказчиков-застройщиков, предприятий стройиндустрии и подрядных строительно-монтажных организаций в рамках Подпрограммы осуществляется на основании федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, республиканской целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Башкортостан в 2011-2015 годах», соответствующих постановлений и распоряжений Правительства Республики Башкортостан, а также отдельных соглашений, заключаемых между предприятиями- участниками подпрограммы.
Предприятия и организации, заинтересованные в решении жилищных проблем своих сотрудников:
обеспечивают проведение анкетирования, других форм исследования потребностей в жилье и финансовых возможностей работников предприятия (организации);
разрабатывают корпоративный документ, определяющий объемы, формы и методы оказания финансовой и организационной поддержки сотрудников, в том числе стоящих в очереди на улучшение жилищных условий по месту работы или жительства;
определяют форму своего финансового участия в реализации Подпрограммы, в том числе в создаваемых (строящихся) имущественных комплексах;
при необходимости выступают поручителями по обязательствам своих работников перед кредитными организациями.
Государственный заказчик осуществляют совместно с муниципальными образованиями республики формирование государственного заказа на строительство малоэтажного жилья экономического класса для соответствующих категорий населения по фиксированным ценам, утвержденным Правительством Республики Башкортостан на текущий год по районам и городам, подготовку земельных участков, предназначенных для комплексной малоэтажной застройки, отбор инвестиционных проектов по комплексной застройке земельных участков малоэтажным, в том числе, быстровозводимым комплектным жильем для софинансирования по инженерной, коммунальной и социальной инфраструктуре.
Заявка от муниципального образования, представляющего инвестиционные проекты для участия в Подпрограмме, должна содержать краткое описание планируемых к реализации проектов по обеспечению земельных участков под комплексную малоэтажную застройку социальной, инженерной и коммунальной инфраструктурой с указанием основных параметров проекта, в том числе примерного общего бюджета, размеров требуемой поддержки за счет средств бюджетов Российской Федерации и Республики Башкортостан, объема и сроков ввода жилья на соответствующих площадках.
Государственный заказчик совместно с муниципальными образованиями республики определяют земельные массивы, подлежащие последующему предоставлению гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, для индивидуального жилищного строительства. Муниципальные образования республики определяют количество земельных участков, необходимых для предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на основании списков нуждающихся и заявлений данных граждан. Государственное унитарное предприятие «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» и Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан «Управление малоэтажным строительством», ОАО «Уфимское городское агентство ипотечного кредитования» на основании сведений, представленных муниципальными образованиями республики, организуют разработку градостроительной и проектной документации (проекты планировки и межевания территории), а также работу по проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию инженерно-коммунальной инфраструктуры.
5. Ожидаемые конечные результаты Подпрограммы и показатели
ее социально-экономической эффективности
Реализация предусмотренных Подпрограммой мероприятий позволит построить и ввести в действие новые предприятия по производству стройматериалов, значительно увеличить долю строительства подрядным способом малоэтажных жилых домов на основе создания новых производственных мощностей по выпуску деталей и конструкций быстровозводимых жилых домов с использованием новых современных технологий малоэтажного строительства и эффективных строительных материалов, а также дополнительно загрузить имеющиеся производственные мощности промышленности строительных материалов и стройиндустрии.
Создание рыночных механизмов финансирования инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой и индустриализация малоэтажного строительства снизят стоимость жилищного строительства и обеспечат его доступность для социальных категорий населения.
В результате реализации программных мероприятий доля малоэтажного строительства сохранится в общем объеме не менее 60%, будет создано не менее 3 тыс. рабочих мест, не менее 20 тыс. семей улучшат жилищные условия.
За счет уменьшения доли стоимости инфраструктуры конечная цена продажи малоэтажного жилья может быть снижена строительными компаниями на 15 - 20 процентов от текущего уровня.