В рамках информационно-просветительского проекта
Всероссийского социально-спортивного дворового движения об истории игры в городки, мы продолжаем знакомить любителей спорта и отечественной истории с древнейшей спортивной игрой славянских народов. Сегодня в поле нашего внимания - комедия графа и политического деятеля России Дмитрия Ивановича Хвостова, личность которого открывается нам с совсем иного ракурса
Игра в городки всегда воспринималась современниками как исключительно древняя игра, проникшая во все сферы жизни народа. Так есть и в наше время, так было и в предыдущие века - период в несколько столетий кажется ничтожным на временной линейке тысячелетий. Сегодня мы можем утверждать, что в игру, ныне называемую "городки", играли в VII веке западные славяне, играли на острове Рюген (Руян, сказочный пушкинский Буян), а ареал вераспространения великой игры охватывал даже в средневековье охватывал не только Англию эпохи Тюдоров, но и вероятно был распространен и на Востоке - вплоть до Японии.
Игра в городки воспринималась как древняя и во время правления Екатерины II Великой. Причем в этот период игра в городки воспринималась политическим крылом российской элиты того времени как одна из фундаментальных и характеристичных для русского человека, символ противостояния западному миру и влиянию. Одним из ярких патриотов и защитников городков был граф Дмитрий Хвостови его литературный герой Русалей, прописанный в комедии "Русский парижанец". Добавим также, что граф Хвостов состоял в родстве с культовой исторической личностью для городков и нашей истории - графом Александром Васильевичем Суворовым.
Граф Д.И. Хвостов. Художник Степан Щукин (исполнено до 1828 года)
Художественное свидетельство о городках мы находим в комедии графа Дмитрия Ивановича Хвостова (1757 - 1835) «Русский парижанец», которую он написал в 1783 году.
Дмитрий Иванович Хвостов родился 19 (30) июля 1757 в Санкт-Петербурге, а умер в том же городе 22 октября (3 ноября) 1835, прожив 78 лет. В историю он вошёл как русский поэт, один из поздних представителей поэтического классицизма; как военный и государственный деятель.
Получил образование в Московском университете, некоторое время провёл в Страсбургском университете. В 1779 году дебютировал при императорском дворе пьесой «Легковерный». Действительный член Императорской Российской академии (1791), почётный член Императорской Академии наук (1817).
В 1772 - 1779 годах состоял на военной службе, в 1783 - 1788 служил в Сенате. В 1790 году возвращён на военную службу в звании подполковника, в 1795 году пожалован камер-юнкером, с 1797 года - обер-прокурор Сената. В 1799 - 1802 годах обер-прокурор Святейшего Синода. В 1799 году удостоен титулом графа Сардинского королевства, подтверждённым в России в 1802 году. В 1807 году пожалован сенатором и находился на действительной службе до 1831 года. В том же году произведён в действительные тайные советники и назначен присутствовать во временном общем собрании Сената, в котором и числился до самой кончины.
Граф Хвостов
Литераторы-историки называют графа старшим родственником Козьмы Пруткова и капитана Лебядкина, “первейшим российским графоманом” и даже “королем графоманов”. Он был известен своим современникам как отчаянный строчкогон, олицетворение воинствующей бездарности и беспримерной плодовитости. Хвостов, или, как его аттестовали некоторые литераторы его времени, Ослов, Свистов, Хлыстов, Графов, стал в начале XIX века ходячей мишенью веселых шуток, едкого сарказма, а подчас и откровенных издевательств. Тогда даже возник целый литературный жанр - «хвостовиана», направленный на сатирическое осмеяние сего «конюшего дряхлого Пегаса». Над стихами графа потешались все известные литераторы того времени - Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев, И.А. Крылов, В.А. Жуковский, Н.И. Гнедич, А.Е. Измайлов, Д.В. Дашков, А.Ф. Воейков, В.Л. Пушкин, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, П.А. Вяземский и другие.
Рекомендую к прочтению прекрасное исследование Ильи Виницкого о графе Хвостове
Но в отличие от многих литераторов того времени, граф Хвостов сохранил нам литературное историческое свидетельство о древней русской игре в городки. За это все любители современного городошного спорта должны вспомнить Д.И. Хвостова добрым словом.
Комедия «Русский парижанец» живописует зараженных «чужебесием» щеголя Франколюба и кокетку Жеманиху. Главный герой комедии Хвостова «русский парижанец» Франколюб презирает все отечественное, зато до небес превозносит Францию - это очень символично, так как уже меньше через двадцать лет Российская империя на более чем целое десятилетие сойдётся в кровавых войнах с Францией Наполеона, апофеозом которых станет 1812 год и победное вступление русских войск в Париж в 1814 году.
Необходимо воздать должное Хвостову как тонкому знатоку русского фольклора и преданного России человеку - не случайно критики впоследствии отметят, что именно этот автор впервые воспел знаменитые “березки”, ставшие символом России. А граф Дмитрий Хвостов был несомненным патриотом России!
Как личность, граф Хвостов оставил по себе самую лучшую память современников: он был скромным, честным, отзывчивым человеком. Его доброта доходила до забвения обид, нанесённых его огромному авторскому писательскому самолюбию. Характерной его чертой было уважение к науке. Как чиновник он отличался честностью и внимательным отношением к своим обязанностям. Характеристики Хвостова как государственного служащего безупречны.
Современные литературоведы принимают меры для отделения легенды о Хвостове от его непосредственного творчества. Так, уже разоблачены многие комические подделки под Хвостова. Сочувственное стихотворение Хвостову посвятил Евгений Евтушенко. «Бескорыстно влюблённым в поэзию» называют его в своём исследовании Марк Альтшуллер и Юрий Лотман. Пусть благодарное упоминание настоящего гражданина страны Хвостова будет и в этом издании - своим упоминанием в век любования Западом ему хватило здравого смысла не забывать исконных, питающих народ и государственность традиций. Так пусть русские городки сохранят в своём ряду и имя Дмитрия Ивановича Хвостова - у автора нет никаких сомнений, что сам граф играл в городки
.
Отъявленный герой комедии «Русский парижанец» - галломан наделен самыми отталкивающими чертами: он и скверный сын, обворовывающий своего родителя, а также лжец и вероломный любовник. Вдовая Жеманиха, за которой он волочится, то и дело бросает ему упреки: “Тиран! Мучитель! Неверный!”.
Но в комедии есть и другой герой с говорящей фамилией Русалей. Его речь пересыпана меткими народными поговорками. Франколюб пренебрежительно называет его “Русачина”, на что тот ответствует:
…Эк, как развеличался!
Ты думаешь, что я решотными питался,
Ошибся ты, ведь я под матушкою рос;
Как птичка поутру прочистит только нос,
А тут и ситник уж, и молочко готово;
А там пшеничного, так и пошел здорово,
Хоть сучку погонять, или хоть в городки,
Иль в сваичку, а там готовы уж блинки,
Ватрушки, соченьки, да и еще с припекой.
Зато, смотри, какой я стал в плечах широкой!
Таким образом, «широту в плечах» Русалей приобретал не только благодаря ситникам и молоку, но и русской разудалой игре в городки, прекрасно развивающей плечевой пояс, легкие, уверенность в собственных силах! Важно и то, что Русалей подчеркивает и то, что он «под матушкою рос», то есть воспитывался в кругу семьи, наследуя традиции от старших поколений.
Игра в городки. Миниатюра Аткинсона. 1803 - 1804 гг.
Следует особенно отметить, что граф Д.И. Хвостов был женат на А.И. Горчаковой, племяннице русского полководца Суворова. Сам Хвостов произведён был в подполковники и назначен был состоять при Суворове, служа под его руководством в лейб-гвардии Преображенском полку до 1779 года. В 1791 году подполковник Дмитрий Иванович Хвостов был избран действительным членом Императорской Российской академии. В 1797 - 1803 годах состоял обер-прокурором Святейшего Синода. Опала Суворова при Павле I несколько отразилась и на Хвостове, но он не сошёл с общественно-политической сцены России.
Таким образом, мы имеем очередное авторитетное свидетельство восприятия русскии людьми XVIII века игры в городки как исключительно древней и пришедшей к нам из глубины времен.
История городошного спорта продолжается...
При подготовке публикации использованы материалы авторских монографий монографий "
История городошного спорта" (том 1) и "
Игра в городки и её тайны: исторические и литературные свидетельства о вечной игре великого народа"
РЕКОМЕНДУЕМ
к прочтению и информационно-просветительскому использованию
материалы по истории городошного спорта
Современная история городков (1991 - настоящее время)
Городошный спорт сегодня: итоги личного чемпионата СССР по городкам 2018 года среди мужчин Личный чемпионат России по городошному спорту 2017 года среди мужчин Личный чемпионат России по городошному спорту 2015 года среди мужчин Личный чемпионат России по городошному спорту 2008 года Личный чемпионат России по городошному спорту 2004 годаГородошный спорт в современной России: городошный Сталинград у стен Петропавловской крепости. 1999 год Личный чемпионат России по городошному спорту 1997 года Городошный спорт в СССР (1953 - 1991)
Командный чемпионат СССР по городошному спорту 1989 года Личный чемпионат СССР 1988 года по городошному спорту Экспериментальные городошные фигуры 1986 - 1987 годов Городошная аллюзия 1975 года: о зимнем и летнем чемпионате РСФСР по городкам Личный чемпионат СССР по городошному спорту 1974 года Командный чемпионат СССР по городошному спорту 1974 года Командный чемпионат СССР по городошному спорту 1973 года Городошный спорт в российской провинции: зона "Центр" в 1973 году Личный чемпионат СССР по городошному спорту 1971 года Липчане, чемпионы РСФСР по городошному спорту 1969 года Из истории городков. Серебряное чемпионство липецких городошников на первенстве РСФСР 1962 года "У городошных квадратов". Воспоминания Михаила Сорокина, 1953 г. Городошный спорт в первые послевоенные годы (1946 - 1953)
Генерал-майор НКВД А.Я. Махоньков и городошный спорт в СССР в 1946 - 1951 гг.Командный чемпионат СССР по городкам 1951 года: рекорд массовости в Тамбове Городки в годы Второй Мировой войны
Финская военная разведка и городки: к вопросу о создателях современного варианта игры кюкка Ингерманландские городки "pualikan luonti" в 1943 году: вариант древней игры в городки на грунте Городошный спорт в СССР (1918 - 1941)
Городошная фигура "Покойник": из "Правил" 1924 г.Первый чемпионат СССР по городошному спорту 1936 года Виталий Бианки - любитель игры в городки Игра в городки в произведениях Аркадия Гайдара (Голикова) Городки с древнейших времён до 1917 года
Из истории вечной игры в городки: 1721 год, Феофан Прокопович и городки в семинарии Игра в городки в комедии "Русский парижанец" графа Д.И. Хвостова, 1783 год Игра в городки и Илья Репин: абрамцевские рисунки Персоналии
Почётный мастер спорта СССР по городошному спорту Николай Куликов, липчанин Почётный мастер спорта СССР по городошному спорту Иван Кувшинов, ельчанин Почётный мастер спорта СССР по городошному спорту Анатолий Лутовинов, липчанин Последний липецкий городошник советской эпохи: Павел Алексеевич Муратов Игра в городки и Герой Советского Союза Анатолий Бредов из Мурманска Общие вопросы городошного спорта
Евгений Артамонов: "Городки как спорт утеряны в очень многих регионах России"Виталий Мутко: "Городошный спорт в России будет поддержан на высоком уровне" Проблемы единой классификации игры в городки: возможна ли "Тысяча и одна ночь" без Шахерезады?Монография "История городошного спорта" (том 1) вышла из печатиЕсли в Липецке каждый третий физкультурник, то каждый пятый липецкий физкультурник - городошникСоветские космонавты и городошный спорт Первичные половые признаки городошного спорта Масленичные игры в городки в Турции. А в России? Алексей Логинов