(В ответ на
http://vk.com/sergeygurkin?w=wall815612_4944 )
Спасибо, Сергей, что открыли свою точку зрения.
Я являюсь оппонентом по некоторым пунктам, но живу в Днепропетровске (восток) и этнически русским (отец - из Екатеринбурга, предки по материнской линии - из под Новгорода, мигрировали сюда в 19 веке).
В чём моя точка зрения отличается от Вашей.
Родился в 1976 году, когда началась перестройка мне было 9 лет и я видел, как на глазах рушится коммунистическое прошлое и радовался этому. Открывался мир новых возможностей. Стали говорить о таких вещах, о которых раньше молчали, и я начинал понимать, что правда - самая несуразная - всегда лучше лжи.
Когда проводился референдум о выходе Украины из СССР я был против. Я был против украинского языка (хотя изучал в школе), я не любил украинцев. Мне они, их культура, их язык казались примитивными по отношению к русскому, так же как и украинская политика.
Но мир менялся. И у нас и у вас. С какого-то момента мы пошли по разным дорогам. Я не знаю, что приобрела Россия, но мы приобрели свою страну. Всё что мы не делали, все наши успехи и неудачи, наша учёба, работа, бизнес - всё, что нас окружало - было нашим. Оно отличалось от России и мы видели, что часто отличалось в лучшую сторону.
Вероятно, это не связано с тем, что мы жили здесь. Где бы мы не жили, мы интересовались, естественно, больше локальными проблемами и с каждым годом всё реже вспоминали о советском союзе. Современная Украина выросла как независимое государство на наших глазах, не без наших усилий, и, в какой-то степени, явилась ребёнком, успехом которого мы радовались, а неудачам огорчались, но не переставали из-за неудач считать ребёнка своим.
"Неписанная концепция страны Украины была в балансе между восточным и западным"
На самом деле я никогда не был на западе Украины так, чтобы с ним соприкоснуться, и, не исключаю, что по многим пунктам Москва более европейский город, чем Днепропетровск, хотя и со своими минусами. Я был в Кракове и был в Москве, и там и там - несколько часов. Я не успел понять, что такое Москва и что такое Краков, но, мне врезался в память эпизод, когда я подошёл просто потрогать царь-колокол при осмотре Кремля и на меня, на мальчика, двинулся милиционер со свистком. Это врезалось в памяти и создало устойчивую ассоциацию закрытости Москвы, где не всякий колокол можно ещё и потрогать.
С другой стороны, Питер я очень люблю и бывал несколько раз.
И я не знаю, что такое баланс, между восточным и западным, на самом деле, хотя интуитивно - да, это декларировалось как неписанная концепция. Скажу так: де-факто само украинское общество имеет гораздо меньше неписанных ограничений, но это такая же неписанная концепция. И это не восточное и не западное, это местное. Это источник постоянного пассивного беспорядка (в форме пофигизма) но это и большая степень свободы, когда не всё прописано и часто просто и быстро может решиться в интересах сторон, а не потому, что кто-то так сказал (и это же - источник таких отрицательных вещей, как коррупция, увы).
И да, я голосовал на президентских выборах за Януковича "потому, что Тимошенко - то же самое, только хуже". Но, когда был выбор голосовать за того, кто мне больше импонировал, я голосовал и против Януковича и против Тимошенко.
По мере изучения английского языка и общением с людьми на западе (Америка), даже с теми, кто говорил по-русски, я заметил, что они менее озабочены некими "российскими" проблемами, которые перечислять не хочу, но которые приводят к тому, что я, работя и с теми и с другими, воспринимаю русских партнёров более "агрессивными".
Сравнивая Россию и запад (которые для меня сейчас примерно одинаково близко/далеко - я читаю такое же количество русских книг как и английских книг) я начинаю думать и сравнивать, и наносить ценности в одной плоскости. Я перестаю думать о том, что есть какой-то "русский" путь и категории любовь, вера, правдо честность, предательство, богатство, культура, воспитанность и все другие я начинаю осознаватьна абсолютной шкале, а не с точки зрения Москвы и Вашингтона. Я перестаю идентифицировать христианство и православие с Россией, я вижу, что Шмеман в Америке и Антоний Сурожский в Англии расходятся во многих пунктах с русской церковью, оставаясь православными.
Я перестаю бояться словосочетания "западные спецслужбы" более, чем "украинские спецслужбы" и тем более, чем "российские спецслужбы", потому что мне попадается в газетах, как действуют российские спецслужбы. Либо они действительно "громко действуют" либо это пропаганда, но мне не нравится то действие, которое громко резонирует по всему миру и осуждается многими незаангажированными гражданами многих стран просто потому, что они читают газеты и имеют право думать.
В какой-то момент мои собственные мысли начинают звучать синхронно с мыслями других моих знакомых, особенно, если наш род занятий одинаков - мы находимся примерно в равном информационном поле. После некоторых громких событий темой разговора при встречах начинают быть увеличение беспредела налоговиков, взятки при решении вопросов с государством, противодействие СБУ отдельным видам бизнеса, прикрытие некоторых схем работы без создания альтернатив, в какой-то момент в локальном круге начинается распространяться информация о готовящейся революции. Вы воспринимаете это нормально и как логическое противодействие тому, что уже и сами начали считать беспределом и потерей достижений государства времён Кучмы - Ющенко (когда бизнес начал свободно дышать и планка доходов, когда на него не давят со стороны государства/бандитов, идёт вверх).
Далее, период майдана, можно пропустить. Многое вам не нравиться, но вы понимаете - раз сами не действуете, вынуждены считаться с теми, кто готов лезть под пули за ваши интересы.
Вы переживаете величие того момента, когда, наконец, верховная рада - непримиримые ранее партии - достигает единства по вопросам прекращения эскалации конфликта (когда применение уголовного кодекса уже не становится средством пресечения а средством нагнетания обстановки, когда видите неспособность и неадекватность Януковича и уже не достаточно внутренних войск, и на борьбу с такими же людьми как вы, которые просто - не согласны - и даже если у них нет оружия, но есть непримиримая позиция, которые не умеют и не хотят врать - бросают армию). Верховная рада - партии, которые были оппонентами, объединяются и мы получаем мощный толчок, чтобы строить новую систему на одинаковых правах разных сторон - исторический момент - единства врагов в верховной раде и начало пути навстречу, с вашей точки обзора, как вы можете судить - достигнут.
И в этот момент, когда, казалось, победа одержана, вдруг оказывается, что у восточных областей есть "своё мнение" и оно заключается не в том, чтобы добиться представительства в новом правительстве, а в том, чтобы стать другим государством.
Вы начинаете пытаться понять психологию людей, которые называют вас предателями и разрушителями государства, и понять не можете. Вы каждый день пытаетесь смотреть на прошедшие на майдане процессы другими глазами, вы соглашаетесь по многим пунктам с точкой зрения "восточных областей" - но вы не можете понять, почему они делают вывод, что нужно присоединиться к России, что, как минимум, тянет за собой русско-украинскую войну (у меня есть 2 знакомых, оба готовы идти добровольцами за Украину - один рязанский русский, другой львовянен) .
Вы начинаете средить за спорами и понимаете, что люди становятся смертельными врагами по убеждениям.
Вы не можете понять, почему надо становиться врагами по убеждениям, почему надо одним людям принимать точку зрения других людей - почему нельзя сказать - вы так, я эдак, сегодня ваши сделали дело, но мы завтра поможем, кое-что нам видно лучше вас. Вы бы чувствовали себя комфортно, если бы и те и другие оставались при своей точки зрения, но это бы не приводило к конфликту.
Вы понимаете, что без внешней силы такой конфликт не имеет смысла. Вы начинаете изучать идеологию Путина и ужасаетесь, потому что в ней нет мира. Потому что официальная идеология России делит мир на "своих и чужих". Бандеровцы рассматриваются не как локальный беспорядок, а как угроза "русскому человеку" как некоторому "сверсуществу", которое может, в своих интересах переступать законы. И речь уже не о локальном конфликте в пределах площади, города, страны, и это - как идеология, более опасно, и для Вас в том числе.
Если люди, которые имеют разные точки зрения и не хотят их менять, хотят жить в мире, надо просто следовать законам, которые примут все. Если правый сектор до сих пор делает беспорядки, то такие действия осуждает большинство и на востоке и на западе, их осуждают и верховной раде и добиваются государственных решений. Пик, когда уголовный кодекс не действовал в силу того, что люди дошли до точки кипения и были готовы на всё, ради права отстоять то, в что они верили, уже прошёл, общество успокоилось, он опять эффективный и всеми признаётся.
Мне не нравится, что сбрасывают памятник, другому не нравится, что он стоит. Нас может рассудить только закон, он признаётся обеими сторонами.
Выводы по нарушениям может давать только суд (и то, что по закону Ленин должен был быть снесён он, наверняка, тоже может принять во внимание).
Я бы не возражал, если бы памятник генералу Пушкину - танк времён второй мировой, в моём городе покрасили розовым цветом и нарисовали цветочки. Я бы просто улыбнулся. Зачем негодовать и устраивать шумные митинги нагнетания ненависти.
Более независимый суд имеет шанс быть, потому что мы пытаемся вернуться к обществу, где одинаково сильны все силии ни одна не подавляет другую. Да, есть маятник, он будет качаться, но давайте видеть положительную сторону того, за что мы уже заплатили высокую цену. Мы многим пожертвовали и нет смысла опять возвращаться к "одному правильному мнению" ценой деления страны. Нам нужны восточные области и люди, думающие по-другому, для того, чтобы общество состоялось, а не для того, чтобы приблизить границы другого государства, где демократические процессы пока, увы, отстают. Вы, может быть, не безусловный сторонник демократии, но Вы, наверняка понимаете, что верховенства правил и следование им может позволить жить двум точкам зрения в одной квартире, а верховенство концепции "свои и чужие" - нет.
Пока мы, восток, противостоим "Бандере" они - всего лишь одна из сил. Если мы - уйдём отсюда, ситуация не изменится. "Бандера" будет воевать сама с собой, объявляя одних "более западными" других "менее западными".
Не надо делать никаких зеркальных шагов, это бессмысленно. Надо просто понять, что психология "свои и чужие" ведёт к войне - холодной или горячей.
Если люди, которые боролись с властью, боролись за закон - давайте просто об этом громко напоминать. Давайте используем их же момент движения, чтобы бросить их в нужную сторону. Давайте просто понимать, что мы можем быть либо активными либо пассивными - либо приводить свои убеждения в действия, либо принимать условия, навязанные другими, более активными - такого их право.
Многие из моих "пассивных" знакомых живут сейчас на чемоданах. С моей точки зрения это тоже позиция.
Крым сказал "хочу в Россию" - почти такая же позиция, но создаёт много проблем. Слишком много проблем - с собственностью, с татарами, украинскими воинскими частями, с другими странами, с войной, с законом, с туристами. Это решение сердца, а не разума.
Давайте уважать писанный закон. Как средство ведения войны на бумаге а не ценой своих жизней.
Давайте понимать, что мир не совершенный и от закона всегда будут стараться отходить, но давайте возвращаться к нему как к способу установки мира.
Выход из состава государства - тяжкое преступление, ведущее к войне.
Давайте учиться, у нас столько возможностей, чтобы солнце не заходило во гневе, а если заходило - то выходило опять как можно раньше.
Блаженны миротворцы - а, я убеждён - это те, для которых свои и чужие - одинаково любимые.