Хованский и Шереметев - портреты

Oct 23, 2017 23:23

Попался мне в ф-буке давеча на глаза известный гравюрный портрет князя Ивана Андреевича Хованского. Портрет давно гуляет по интернету, да и в книгах публиковался, но - без указания на источник. Как однако оказалось, найти этот самый источник не составляет большого труда. Немного гугления, и в электронной коллекции Баварской государственной библиотеке нашлась книга "Historia di Leopoldo Cesare, Continente le cose piu memorabili successe in Europa, dal 1656. sino al 1670" ("История императора Леопольда, дополненная рассказом о самых выдающихся событиях, что произошли в Европе с 1656 по 1670 г." ). Написан был сей труд Galeazzo Gualdo Priorato, личностью примечательной - солдат-наемник, потом дипломат и придворный историограф. Издана же книга была в Вене в 1670 г. Она богато проиллюстрирована гравюрами автора Mauritius Lang (Мауритц Ланг, на скорую руку какой-то подробной информации о нем мне найти не удалось). Во втором томе данного труда в рассказе о событиях 1662 г. в Речи Посполитой и польско-русско-казацких войнах и помещен портрет Хованского.



Более того, оказалось, что в первом томе того же труда (охватывающим события с 1656 по 1660 гг.) имеется еще и другой портрет русского "генерала" - Василия Борисовича Шереметева. Помещен он под 1660 г. и по-видимому сопровождает рассказ о поражении под Чудновым.



Встает вопрос: насколько данные портреты достоверны? Я более чем уверен, что являются они исключительно плодом фантазии гравера на тему "а как бы мог выглядеть московитский полководец". И вот почему. Естественно, сам венский гравер не мог видеть Хованского да Шереметева, ведущих боевые действия на территории Украины и Белоруссии. Соответственно остается только предположение, что он работал по какому-то образцу-портрету, который попал к нему в виде либо печатного листка, либо даже рукописного рисунка. Но вот незадача - никаких следов подобных портретов не имеется. Совсем. Ну вот очень все плохо было с секулярным портретом в допетровской России. Распространены были только парсуны-портреты царей. Уже в 1680-е годы известен один портрет А. Матвеева, да гравюра Василия В. Голицына. В Европе еще время от времени делали портреты заехавших туда русских послов. Но чтоб воеводы в 1660-е свои портреты по Европе рассылали - это из ряда фантастики.

А вот крайне вольное отношение европейских издателей к вопросу визуального изображения российских реалий и персон очень хорошо известно. Там и Стеньку Разина могли а-ля мушкетер изобразить, и Лжедмитрия с роскошными усами в какой-то валашской шапке. И портрет Михаила Романова могли выдавать за изображение его сына Алексея. Поскольку материала не было, то выкручивались издатели как могли: либо ориентируясь на скудные зарисовки из России путешественников-иностранцев (например, на гравюры из книги Адама Олеария), либо давая волю фантазии. Одни и те же образы копировались по сто раз, кочевали от одного автора к другому. У Игоря Осипова есть очень хорошая статья на эту как раз тему. Скорее всего гравер книги 1670 г. просто приодел Хованского и Шереметева исходя из своего представления о восточной "московитской" моде. В первом случае получилось нечто по типу венгерско-южноевропейского гусарского костюма, во втором - некий стрелецкий кафтан. Сравните, например, изображение Хованского с портретом турецкого Хасан-паши из той же книги:



Более того, у себя в архивах наткнулся на немецкую гравюру-портрет Алексея Михайловича, правда не знаю точно какого года. Разительное сходство с Хованским: тот же головной убор, плащ на плечах, да аккуратно остриженная бородка.



А если учесть, что в подписи к портрету Хованский назван Алексеем (Alessio), то как бы мы не имели здесь дело с протографом...
В общем - скоры были европейские граверы на выдумку, не доверяйте им!

гравюры, Московия, Раннее Новое

Previous post Next post
Up