Просто не могу не поделиться этим замечательным постом. Многие из этих картин и набросков Михаила Юрьевича видел впервые. Впечатлился. Рука вот даже сама к карандашу потянулась :)
Кстати забавно, как Лермонтова впечатляли сцены кавалерийских баталий. Уж больно часто этот мотив в его рисунках встречается.
P.S. Все-таки как-то интереснее был мир до изобретения фотокамеры... По-моему, даже не самый выразительный рисунок запоминается намного лучше любой фотографии
Оригинал взят у
pro100_mica в
Во всем дойти до совершенства... Рисунки Лермонтова - в них
Такая лёгкость и паренье!..
И быстрый взгляд, и постиженье
Вселенской тайны, и во всём
Неуловимое движенье.
Владимир Лазарев
Офицер верхом и амазонка. Пятигорская сцена. Карандаш. 1841 год
Михаил ЛЕРМОНТОВ
Как известно, обучение искусствам, в том числе и изобразительному, входило в программу дворянского образования детей, поэтому ничего удивительного в том, что Михаил Лермонтов охотно этим занимался, нет. По свидедетельствам родственников, рисовать он начал раньше нежели писать стихи. В доме в Тарханах пол в комнате Мишеля был покрыт зелёным сукном, по которому ребёнок огромным удовольствием ползал и рисовал на нём цветными мелками. Кроме этого, мальчик любил лепить из крашеного воска не просто фигурки для своего театра, но и сценки из жизни, полноценные картины, батальные сражения.
Кавказский пейзаж с озером, детский рисунок Лермонтова из альбома, 1825 год
Со временем рисование и живопись превратились в страстное увлечение, раскрывшее ещё одну грань таланта этого неординарного человека. Во время учёбы в Московском университетском благородном пансионе Лермонтов уже брал уроки рисования и живописи у художника-акварелиста Александра Степановича Солоницкого.
Ребенок, тянущийся к матери, 1829 год.
Андрей Первозванный
Копия Михаила Лермонтова (слева) с одноименной картины Антона Лосенко 1764 года (справа)
Мадонна с младенцем
Рисунок 17-летнего Михаила Лермонтова с гравюры картины Гвидо Рени
До нас дошло несколько работ этого периода: два рисунка - Ребенок, тянущийся к матери и Мадонна и картина маслом Андрей Первозванный, ученические копии, написанные Лермонтовым по заданию своего учителя. Переехав в Петербург, Лермонтов не прекратил своих занятий живописью. По окончании юнкерской школы он брал уроки живописи у художника Петра Ефимовича Заболотского, преподававшего во многих петербургских аристократических семьях, автора двух прижизненных портретов поэта.
Живописное наследие Лермонтова, дошедшее до нас, к большому сожалению, не в полном объёме, содержит около пятистот рисунков и набросков (на отдельных листах, в двух личных альбомах и альбомах родственников и друзей, в письмах к тётушкам, кузинам, на полях рукописей и книг), более пятидесяти акварелей и полтора десятка картин, написанных маслом.
Юноша в бурнусе и восточном головном уборе 1831 год
Восточный человек в чалме 1836 год
Школа гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Дортуар 1832-34 годы
Беседующие казаки, 1832-34 годы
Всадники в восточных костюмах
Скачущий всадник и наброски мужских голов, 1832-34 годы
Дуэль, Перо чернила, 1832-34 годы
Сцена из военной жизни
Конь
Битва французских кирасиров с конными егерями 1832-34 годы
Оседланная лошадь. Сепия. 1830-годы
Рисунки Михала Юрьевича иллюстрировали то, что окружало, увлекало и волновало поэта, а зачастую становилось и темой его сочинений: жанровые, анималистические и батальные сценки, зарисовки из рутинной военной жизни, портреты друзей, коллег и возлюбленных, пейзажи, виды деревень и Кавказа. Рисунки Лермонтова не развлечение странствующего офицера, не занятие от нечего делать, а род записных книжек поэта, часть его вдохновенной и упорной работы. В них отразилась культура работы Лермонтова, внутренняя связь его многообразных талантов... (Ираклий Андронников)
Конный казак, берущий препятствие. Карандаш. 1832-1834 годы
Тройка, выезжающая из деревни. Карандаш. 1832-1834 годы
Сани, запряженные тройкой
Тройка у постоялого двора
Кибитка, запряженная тройкой
Тройка на деревенской улице
Крестьянин под деревом
Молодая женщина и старуха, 1832-1834 годы
Рисунки на обложке автографа повести Вадим, 1832-34 годы
Портрет офицера в шинели 1932-34 годы
Автопортрет
Юнкер Л.Н. Хомутов
Илюстрация к повести Александра Бестужева-Марлинского Аммалат-Бек. Перо, чернила. 1832-34 годы
Женщина на лошади и портрет неизвестного мужчины. Наброски. 1834 год
Благословение молодых. Тушь, 1835 год
Мужчина в плаще (Фаталист) 1836 год
Всадники
Коляска, запряженная четверкой
Пляска грузинок на плоской кровле (Лезгинка), 1837 год
Тифлис. Метехский замок. Карандаш
Даьяльское ущелье. Вид с арбой, 1837 год
Дарьяльское ущелье с замком царицы Тамары, 1837 год
Тамань. 1837 год
Тамань - самый скверный городишка из всех приморских городов России... Я приехал на перекладной тележке поздно ночью... Десятник нас повел по городу. К которой избе ни подъедем - занята... После долгого странствования по грязным переулкам, где по сторонам я видел одни только ветхие заборы, мы подъехали к небольшой хате, на самом берегу моря
Бештау. Близ Железноводска, 1837 год
Развалины на берегу Арагвы в Грузии, 1837 год
Всадники, стреляющие в горца
Два всадника
Горское селение
...Между кизиловых дерев Аул рассыпан над рекою...
Воспоминание о путешествии, 1837 год
Сцены из Ставропольской жизни, 1837 год
Взятие крепости
Рисунок М.Ю. Лермонтова из альбома Нарышкиных
Схватка кавалеристов
Рисунок М.Ю. Лермонтова из альбома Нарышкиных
Рисунок Лермонтова из альбома, принадлежащего семье Солнцевых, 1838 год
Скачущий гусар с лошадью в поводу, Голова мужчины с усами, Мужчина в очках с бородкой и Молодая девушка в декольтированном платье
Набросок мужского лица с бакенбардами
Мужской портрет
Голова мужчины с трубкой
Джигитовка, 1840 год
Военный с эспаньолкой, 1839 год
Горящая степь. Эпизод из Кавказской войны, 1840 год
Мужская голова, скачущий всадник, лошади, бегущие в разных направлениях. Наброски 1840 год
Вы, наверное, обратили внимание на то, какое огромное место в рисунках и набросках поэта занимает изображение лошадей, которых он очень любил и замечательно рисовал. Это зарисовки троек, скачущих и отдыхающих лошадей, со всадниками и без, спокойных и вздыбленных. Художник стремился передать различные виды движения и алюров этих животных, их норов и породу, стремительность, стать, грациозность, красоту и индивидуальность каждой.
Дипломатия гражданская и военная. Карандаш. 1841 год
Светская сцена. Перо, чернила. 1840-1841 годы
Всадник и всадница, Карандаш. 1841 год
Карикатуры на офицеров. Карандаш.
Михаил Юрьевич Лермонтов слыл также незаурядным карикатуристом. Бабушка Лермонтова просила внука не писать более стихов, живя в постоянных опасениях за него. Внук ...стал рисовать карикатуры, которые были так похожи и удачны, что наделали много шума в высшем петербургском обществе... (из воспоминаний Н.А. Огарёвой-Тучковой). В своих достаточно злых рисунках он метко и беспощадно высмеивал пошлость, глупость, высокомерие, что приводило, по словам современников, оригиналы в полное бешенство. Последним в этой череде cтал Николай Мартынов - главный герой последних карикатур поэта: ...он довёл этот тип до такой простоты, что просто рисовал характерную кривую линию, да длинный кинжал, и каждый тотчас узнавал, кого он изображает... Однако изображения Мартынова, как и большинство других карикатур, утрачены.
Автошарж
Не щадил поэт и самого себя, подшучивал над своей армейской наружностью, которой наградила его судьба, изображая себя то горбуном (из-за некоторой сутулости), то подчёркивая свои кривоватые (результат падения с лошади в манеже) ноги.
Поспешает на тревогу. Карикатура. Карандаш. 1841 год
Рисунок изображает спешащего на происшествие генерала с большим животом (в котором жители столицы обнаруживали сходство с генерал-губернатором Петербурга графом Петром Кирилловичем Эссеном), в очках и треуголке, со звездой и лентой через плечо, сидящего на пролетке и замахивающегося длинным кнутом на чахлую лошаденку, еле передвигающую ноги.
Тарханы. Пейзаж с двумя березами. Акварель, конец 1820-х годов
Морской вид с парусной лодкой, фрагмент, акварель. 1828-1831 годы
Белеет парус одинокий...
Эмилия, персонаж пьесы М.Ю. Лермонтова Испанцы.
Лермонтов изобразил свою возлюбленную Варвару Лопухину. 1930-31 годы
Испанец с кинжалом. Акварель. 1830-31 годы
Маневры в Красном селе 1833-34 годы
Бивуак лейб-гвардейского Гусарского полка под Красным селом, 1835 год
Конный горец со знаменем. 1836 год
Очень много и продуктивно Михаил Юрьевич Лермонтов работал в технике акварели. Именно акварелью им написано большинство портретов родствеников, друзей и знакомых, включая и знаменитый автопортет, представленный в прошлой подборке.
Юрий Петрович Лермонтов. Отец поэта. 1835-36 годы
Акварель Лермонтова с картины маслом неизвестного художника
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина
Варвара Лопухина-Бахметева, 1835 год
У ног других не забывал
Я взор твоих очей;
Любя других, я лишь страдал
Любовью прежних дней...
Вера - героиня романа Княгиня Лиговская
Портрет В.А. Лопухиной-Бахметевой. Акварель 1835-1836 годов
Михаил ЛЕРМОНТОВ
Испанец в белом кружевном воротнике. Акварель, 1837 год
Неизвестный молодой человек в синем (С.А. Раевский?)
Алексей Андреевич Кикин
Неизвестный молодой человек в синем халате (А.И. Одоевский?). Акварель
Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой
Волобуева мельница. 1837
Волобуева мельница. 1837 год
В 1837 году заболевший по дороге на Кавказ Лермонтов лечился в военном госпитале города Ставрополя. Сразу за госпиталем начинался глубокий овраг, весь поросший лесом и спускавшийся к речке Ташле. Едва заметная тропинка через лес приводила к деревянной водяной мельнице купца Волобуева, где любил прогуливаться поэт.
Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби, 1837-1838 годы
Автолитография, раскрашенная акварелью
Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал, и везу с собою порядочную коллекцию; одним словом я вояжировал. Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и право я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух - бальзам; хандра к чорту, сердце бьется, грудь высоко дышит - ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь.
Алексей Аркадьевич Столыпин (Монго) в костюме курда, 1841 год
В гусарской среде, а затем и в Петербургских гостиных был известен под именем Монго Алексей Столыпин, друг и родственник Лермонтова:
Монго - повеса и корнет,
Актрис коварных обожатель,
Был молод сердцем и душой,
Беспечно женским ласкам верил
И на аршин предлинный свой
Людскую честь и совесть мерил.
Породы английской он был -
Флегматик с бурыми усами,
Собак и портер он любил,
Не занимался он чинами,
Ходил немытый целый день,
Носил фуражку набекрень;
Имел он гадкую посадку:
Неловко гнулся наперед,
И не тянул ноги он в пятку,
Как должен каждый патриот.
Зпизод сражения при Валерике 23 июля 1840 года
Рисунок М.Ю. Лермонтова, раскрашенный акварелью князем Григорием Гагариным
...и пошла резня.
И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко
Как звери, молча, с грудью грудь...
Лермонтов выполнил рисунок композиции, а Гагарин позже дописал его акварелью. Этот рисунок обнаруживает в Лермонтове блестящего рисовальщика и баталиста. Война изображена им во всём её драматизме, без прикрас.
При Валерике. Похороны убитых. Акварель, 1840 год
Пятигорск. Дом Реброва
И, наконец, работы, написанные масляными красками.
Герцог Лерма, 1832-33 годы
Портрет Андрея Николаевича Муравьева (1835-37 годы)
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Картон, масло (ИРЛИ)
Атака лейб-гвардейских гусар под Варшавой 7 сентября 1831 года, 1837 год
Вид Пятигорска, 1837-1838 годы
Кавказский вид с Эльбрусом (Эльбрус при восходе солнца), 1837 год
Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты (Кавказский вид с саклей), 1837 год
Окрестности селения Карагач (Кавказский вид с верблюдами), 1938 год
Вид Тифлиса, 1837 год
Уж за горой дремучею
Погас вечерний луч,
Едва струей гремучею
Сверкает жаркий ключ;
Сады благоуханием
Наполнились живым,
Тифлис объят молчанием,
В ущельи мгла и дым.
Воспоминания о Кавказе, 1838 год
Черкес, 1838 год
Две последние картины написаны по памяти во время нахождения Михаила Юрьевича в Гродненском гусарском полку в Селищенских казармах Новгородской губернии. Искусствоведы считают их самыми неудачными из работ Лермонтова, так как написаны они были по свидетельству однополчанина Александра Ивановича Арнольди впопыхах, всего за несколько часов. Вообще во время пребывания в Новгороде, Михаил Юрьевич написал 12 картин маслом, однако до нас дошли только эти две.
Перестрелка в горах Дагестана
Крестовый перевал 1837-38 годы
Эту картину Лермонтова позже копировали русские художники.
Копии с оригиналов Лермонтова Архипа Куинджи и Бориса Семёнова
Кавказский вид возле селения Сиони, 1837 или 1838 годы
Это одна из самых больших и лучших живописных работ Михаила Юрьевича, которую он подарил своей бабушке. Она находилось в Тарханах с 1838 года. Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльборус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уж бродили волокнистые облака, набежавшие с востока (Герой нашего времени).
Нападение. Сцена из кавказской жизни. 1838 год
Увидев эту картину Лермонтова, Александра Михайловна Верещагина ответила ему в письме: ...Что касается вашего рисования, говорят, что вы делаете удивительные успехи, и я этому охотно верю; умоляю, Мишель, не забрасывайте этот дар, картина, которую вы прислали Алексею, очаровательна.
Александра Михайловна оказалась права. Многие искусствоведы и исследователи живописного наследия Лермонтова утверждают, что если бы литература не стала главной страстью поэта, из него мог бы выйти прекрасный художник.
Прикоснитесь напоследок ещё раз к творчеству Михаила Юрьевича...
Click to view
Романс А.Е Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова поет Олег Погудин.
Click to view
Завещание Лермонтова. Олег Даль