Перевод с французского: Алекснадра Каурова
О книге, которую я получил на Декабрьских встречах в ЛОДБ-2013:
На обложке указано, что это «короткий автобиографический роман». Автор родился в 1969 году в социалистической Румынии, а в шесть лет переехал с родителями в Швейцарию. Неудивительно, что на протяжении всей книги встречаются переплетения капиталистических ценностей и тоталитарного мышления. Причём ни первое, ни второе нельзя точно назвать положительным (хотя семья Эжена сделала выбор явно не в пользу социалистического правительства), а сравнение, противопоставление этих двух миров чаще вызывает улыбку (особенно при детском взгляде).
В романе автор рассказывает о своём детстве и юности, начиная с пяти лет. Книга, на мой взгляд, предназначена в первую очередь старшим подросткам (из-за неточности таких понятий, обозначу этот возраст 14-15 лет). Неслучайно название любимого парка героя - Долина Юности - аллегорично раскрывает главную тему романа. Отдельные главы, как независимые истории, возможны для чтения более юной аудиторией. Несомненно, повествование будет интересно и взрослым. Немного предостерегу, что некоторые события описываются с явным натурализмом, но этот натурализм не противен, не вызывает отторжения.
Эжен выбрал не самый привычный способ воспоминаний. В первой главе перед нами список двадцати предметов, которые автор выбрал сам: десять, с которыми было хорошо, и столько же, от которых было плохо. О воздействии некоторых легко догадаться сразу, о влиянии других с интересом и долей удивления узнаёшь уже из самих рассказов. Я соглашусь с Эженом, что многие вещи могут сказать о нас лучше, чем мы сами, учитывая, что «предметы не врут». И в первую очередь качество данного романа, которое привлечёт большинство читателей - честность.
К концу повествования автор начинает задумываться над тем, какую роль для нас играют вещи. «Предметы управляют нашей жизнью с такой таинственной силой». Отчасти это так. Вспомним довольно часто употребляемое слово фетишизм в значении преклонения перед вещами, что мы чаще считаем ненормальным. Правда редко задумываемся (или не хотим об этом размышлять), что, например, поклонение религиозным реликвиям тоже отголоски фетишизма. Или, скажем, почитание государственного флага или воинского знамени. Надеюсь, ни у кого такое отношение не вызывает негодования, но всё же это поклонение предметам, восходящее, правда, к глубокой древности. Фетишизм (от португ. feitico - амулет) - вера в сверхъестественные свойства неодушевлённых предметов, одно из первых религиозных представлений. Можно предположить, что предметом поклонения (то есть фетишем) могло стать, допустим, копьё, с помощью которого было получено больше добычи. Часто фетишем мог служить предмет необычной формы. Со временем человек стал создавать фетиши целенаправленно, о чём можно судить по известным нам оберегам. То есть люди взаимодействуют с вещами с древнейших времён.
Теперь попытаемся копнуть ещё глубже и обратиться к истории появления человека современного вида. Одним из факторов антропогенеза является и социальный фактор, к которому в том числе можно отнести известную фразу «Труд создал человека». Под трудом понимается та целенаправленная деятельность, при которой человек изменяет окружающий мир при помощи орудий труда. Важным в раскрытии понятия орудия труда является то, что они должны быть изготовлены специально для определённых действий. То есть этим термином нельзя назвать, например, палку, которую животные приспособились хитроумно и с пользой применять, но не изменив саму палку. То есть в какой-то мере человек обязан своему развитию (появлению?) именно взаимосвязью с вещами.
Но хочется перефразировать известную мысль: не вещь делает человека, а человек делает вещь. Примером этого может служить путевой блокнот автора. Эжен вместо обычных текстовых записей наполняет дневник частичками своего дня: песок с пляжа, чек, этикетка, сожжённая или вымокшая в море страница… Думаю, многим было бы интересно увидеть этот блокнот и узнать об авторе ещё больше. А возможно кому-то, если он ещё не совершал подобное, самому захочется завести такой ежедневник. Конечно, этот блокнот Эжен относит к вещам, с которыми было хорошо.
Последний предмет повествования, это предмет от которого было плохо - тело отца. Трудно не согласиться, что мёртвый человек уже не тот, кого мы знали. В данном случае внешнее сходство чаще совсем не имеет духовного наполнения. Смертью отца Эжен, уже женатый, обозначает конец своей юности. Действительно, с уходом близких чувствуешь, как уходит часть себя: возможно, эта часть - детство или юность, в которые до этого мы могли возвращаться с родным человеком. Наверное, с каждой такой потерей человек и становится взрослее. Но я желаю автору взять эти рассказы и вновь окунуться в его юность, в юность, которой он поделился с нами.
Межурецкий Артём, 18 лет