Оригинал взят у
stax_l в
Секреты пользования услугами "Укрзализныци" СЕРВИС И УСЛУГИ В ПОЕЗДЕ1. Не терпите хамство персонала.
Даже если проводник не в духе, в его прямые обязанности входит вежливость. Доброжелательность - работа проводника и стюарда, если он этого не понял, то над ним есть много вышестоящих инстанций, которые могут ему это объяснить.
Пожалуйтесь начальнику поезда.
Из «Правил перевозки пассажиров»:
п. 1.4. Работники железной дороги обязаны быть вежливыми к каждому пассажиру, проявлять заботу и уважение к ним, предпринимать меры для устранения недостатков в обслуживании граждан независимо от того, по каким обстоятельствам и по чьей вине они возникли.
2. Пользуйтесь горячей водой и медикаментами.
Это бесплатно и будьте уверены, что это включено в стоимость ж/д билет.
Из «Правил перевозки пассажиров»:
п. 7.16. Медикаменты из аптечки вагона в целесообразных количествах, а также кипяченая вода предоставляются пассажирам бесплатно.
3. Потише музыку!
Нигде, ни в одних правилах не указано, что вы обязаны ее слушать. Имеете полное право требовать ее отключения.
4. Одеяло в любой сезон.
Ночи разные бывают и щели в окнах тоже.
5. Туалетная бумага и мыло должны присутствовать.
Требуйте у проводника бесплатно.
6. Ремень безопасности для детей и взрослых, спящих на второй полке, есть у проводника.
Кстати очень удобная вещь при поездках с маленькими детьми, если вам не удалось взять билет на поезд с нижним местом.
Если в ответ от проводника вы услышали, что такого нет у него в вагоне - требуйте поискать в других вагонах, или пусть спросит у начальника поезда, у него всегда есть. Эти ремни безопасности есть всегда. Только лень искать.
Если вам нашли не очень свежую модель, то проверьте ее на прочность.
7. Вы имеете право требовать от курящих не курить.
Точнее, имеете право требовать от проводника, чтобы он навел порядок и запретил курящим курить.
Напоминаем, что курить в поездах запретили.
Из «Правил перевозки пассажиров»:
п. 7.17. В вагонах поездов курение табачных изделий запрещается.
Из «Правил поведения граждан в железнодорожном транспорте»:
п. 14. Пассажирам запрещается курить в неустановленных местах и использовать открытый огонь.
8. Разбудить вас на вашей станции обязанность проводника.
В случае проблем - имеете право жаловаться начальнику поезданачальнику поезда его состояние не сильно понравится.
Из «Правил перевозки пассажиров»:
п. 7.22. Проводники (стюарды) вагонов обязаны предупреждать пассажиров не позднее, чем 30 минут до прибытия поезда к станции назначения, указанной в проездном документе.
9. Чай и кофе.
Если он у вас вписан в жд билет. Проводники, правда, снимают от 0.50 до 1 гривен за лимон. Когда я это услышал, очень смеялся.
Из «Правил перевозки пассажиров»:
п. 7.15. Пассажиры всех вагонов со спальными местами обеспечиваются за установленную плату чаем и кофе.
Если оплата за услуги произведена по желанию пассажира через билетную кассу, в проездных документах обозначается соответствующая информация.
10. Багаж: перевозите свои вещи, если их вес не больше 36 кг.
Из «Правил поведения граждан в железнодорожном транспорте»:
п. 12. Каждый пассажир имеет право перевозить с собой в вагоне ручную поклажу весом не больше 36 кг, а по объему не больше емкости мест, отведенных каждому пассажиру для перевозки ручной поклажи.
11. Требуйте, чтобы проводник прекратил пьянку в соседнем купе или удалил нетрезвого буяна из вагона.
Из «Правил поведения граждан в железнодорожном транспорте»:
п. 14.Пассажирам запрещается:
- распивать спиртные напитки в неустановленных местах, нарушать покой других пассажиров;
- быть в состоянии наркотического или явно выраженного алкогольного опьянения, в грязной одежде;
- мусорить в купе, коридорах вагона, кидать через окно мусор и другие предметы.
НАБОЛЕВШЕЕ ПРО ПОСТЕЛЬ
Порой мы так привыкли к некоторым вещам, что сами верим, что обязаны их делать. Например, собирать постель по требованию проводника... Давайте посмотрим, что сказано в правилах на этот счет.
12. Постельное белье включено в билет.
Как правило, постельное белье должно быть по умолчанию в железнодорожном билете, если вы от него не отказались (3-я строка снизу, обозначенная ПБ).
На всякий случай, ознакомьтесь со статьей
Как читать жд билет.
13. Вы имеете право не сдавать постель.
И даже не убирать ее. Ушли те времена, когда по поезду гонялись за каждым полотенцем. А на громкий крик проводника «Сдаем постели!», можете смело ткнуть пальцев в должностную инструкцию, которая висит прямо возле купе проводников. Там черным по белому написано в пункте 3.1.9: «Уборка постельного белья входит в обязанности проводника».
"Інструкція провіднику пасажирських вагонів": п. 3.1.9. Прибирання постїльних речей та постільної білизни дозволяться за згодою пасажирів не раніше, ніж за 30 хвилин до прибутгя поїзда на станцію.
14. Расстелить постель может проводник.
Действительно, вы можете попросить проводника расстелить вам постель, особенно, если вы пожилой человек, беременная женщина, пара с детьми, да и просто по какой-то причине не можете этого сделать. Это тоже указано в той же должностной инструкции.
15. Квитанция за постельное белье.
Если вам по какой-то причине не включили белье в постель и вы берете ее у проводника в поезде, то он обязан вам дать квитанцию, которая, как правило, очень кстати, если вы в командировке и за все с вас потребуют отчетности.
Из «Правил перевозки пассажиров»:
п. 7.25. Пассажиры всех вагонов со спальными местами, которые оплатили стоимость использования постельными вещами, обеспечиваются ими проводником вагона.
Если стоимость использования постельными вещами оплачена в билетной кассе, пассажир дает проводнику проездной или другой документ, который подтверждает эту оплату.
В случаях, когда пассажир не оплатил стоимость использования постельными вещами в билетной кассе, он может оплатить за использование постельными вещами в вагоне начальнику поезда или проводнику вагона, который обязан выдать пассажиру соответствующий документ (квитанцию) про оплату.
16. Можно спать в любое время.
Особенно, если вы не желаете, что бы верхние соседи заседали у вас на постели. Обратите внимание, что в обязанности проводников входит поднимать и опускать верхние полки.
Из «Правил перевозки пассажиров»:
п. 7.14. Пассажиры могут пользоваться спальными местами в любой период суток. Поднятие и опускание верхних полок, по желанию пассажиров, выполняется проводниками вагонов.
ТО, ЧТО ПАССАЖИРЫ НЕ ЗНАЮТ, А ЗНАТЬ СТОИТ
17. Если на вашем месте уже кто-то сидит, вам обязаны дать новое место.
Если у вас есть билет, и ваше место кем-то занято, то вам обязаны предоставить новое место, даже если оно есть только в вагоне классом выше (без доплаты). А если место в вагоне классом ниже, то вам должны отдать деньги, разницу в стоимости билетов.
Из «Правил перевозки пассажиров»:
п. 7.6. В случае продажи двух проездных документов на одно место, начальник поезда и проводник (стюард) вагона обязаны пустить пассажира в вагон и предпринять меры для предоставления ему места в поезде.
п. 7.7. В случае отсутствия места в вагоне, в который приобретен проездной документ, начальник поезда обязан дать пассажиру с его согласия место в другом вагоне (в том числе и высшей категории - без доплаты). Если пассажиру предоставлено место категории ниже, то ему возвращается разница стоимости проезда.
18. Если вы случайно сели не в тот поезд, то имеете право бесплатно вернуться на первоначальную станцию.
Из «Правил перевозки пассажиров»:
п. 7.11. Если пассажир ошибочно сел в поезд не того направления, что указан в проездном документе, то он должен покинуть его на ближайшей станции. В этом случае начальник поезда составляет акт, который дает право пассажиру вернуться назад на станцию отправления поезда без оплаты проезда. Если после возвращения на станцию отправления пассажир не успел на поезд, указанный в проездном документе, то он предоставляет проездной документ и акт общей формы для обновления действительности билета и приобретения новой плацкарты.
19. Можно сесть в поезд, если вы не успели купить жд билет.
Если вы не успели
купить билет на поезд, но вам очень-очень нужно ехать, вы можете подойти прямо к поезду и сесть в него при наличии свободных мест, с разрешения начальника поезда. При этом вы не «заяц», договорившийся с проводником по грабительскому курсу, а получите стандартный жд билет по стандартной цене.
Из «Правил перевозки пассажиров»:
п. 7.21. В исключительных случаях с разрешения начальника поезда разрешается посадка пассажиров в поезд, если они не успели приобрести проездные документы в кассе. При этом посадка разрешения только в штабной вагон с дальнейшим оформление проезда: в течение 1 часа с момента отправления поезда с пункта формирования и в течение 30 минут - с промежуточных станций. Штрафы при этом не взимаются.
20. Если вы проехали свою свою станцию, то можете вернуться обратно бесплатно.
Из «Правил перевозки пассажиров»:
п. 7.23. Про каждый случай проезда пассажиром станции назначения составляется акт с подписью начальника поезда, проводника (стюарда) вагона и пассажира, который заверяется штампом начальника поезда. Этим актом дается право пассажиру вернуться на станцию назначения бесплатно.
п. 7.24. Если нет возможности составить акт и пассажир возвращается к станции назначения, указанной в проездном документе, за собственные деньги, возврат платежей за поездку совершается в претензионном порядке. К заявлению пассажира прилагается проездной документ, по которому совершалась поездка, и документ, который подтверждает оплату стоимости проезда к станции назначения.
21. Что делать, если вы отстали от поезда.
Алгоритм действия прост: в этом случае вам нужно сразу найти начальника станции, объяснить ситуацию. Он в свою очередь оповестит начальника поезда и тот на ближайшей станции снимет ваши вещи с поезда. Доехать до них вы можете бесплатно и продолжить поездку тоже, если обновите билет.
Из «Правил перевозки пассажиров»:
п. 8.15. Пассажир, который отстал от поезда, должен обратиться к начальнику станции (вокзала), который должен информировать начальника станции по ходу поезда, где у поезда остановка не менее 10 минут, и начальника поезда про необходимость снятия вещей и проездного документа такого пассажира.
п. 8.16. Про снятие вещей телеграммой оповещается начальник станции, где находится пассажир. Телеграмма дает право пассажиру бесплатно доехать первым попутным поездом к станции, где размещаются его вещи и проездной документ.
п. 8.17. Передача вещей и проездного документа начальником поезда начальнику станции, начальником станции - пассажиру, оформляется актом общей формы в двух экземплярах с описанием вещей.
п. 8.18. После приезда пассажира на станцию, где сохраняются его вещи и проездной документ, он должен предъявить проездной документ дежурному по вокзалу (станции) для обновления действия билета.
п. 8.19. Для совершения поездки в вагоне другой категории пассажир должен обратиться к начальнику поезда. В случае продолжения поездки в вагоне высшей категории пассажир оплачивает разницу стоимости проезда за расстояние между станциями, где пассажир занял место, и станцией, куда он едет.
п. 8.20. При переводе пассажира по его желанию в вагон низшей категории разница в стоимости проезда не возвращается.
п. 8.14. Проводник (стюард), который выяснил, что пассажир его вагона отстал от поезда, обязан немедленно совершить действия для сохранения его вещей и оповестить начальника поезда. Начальник поезда составляет акт, в котором перечисляются все вещи пассажира. Акт заверяется подписями начальника поезда, проводником вагона и двумя пассажирами-свидетелями.
22. Если у вас нет денег на билет.
Такое тоже может быть: деньги могут украсть, они могут неожиданно закончиться, можно потерять кредитную карту - в любом случае не стоит вешать нос. Украинская железная дорога придумала варианты, как можно добраться домой, если у вас нет денег на билет.
Из «Правил перевозки пассажиров»:
п. 8.30. Если у пассажира украдены проездные документы на станции обратного направления или по пути следования (на станции пересадки) или он их потерял и не имеет денег для приобретения новых проездных документов, он может поручить (по телефону, факсом тоже) любому человеку приобрести полный или детский проездной документ в билетной кассе по месту проживания (местонахождению) этого человека в Украине на поезд, который отправляется со станции выезда пассажира, не менее, чем за 3 часа и не больше, чем за двое суток до отправления.
п.8.31. Начальник вокзала (станции), на которой оформлен проездной документ за счет человека, который его оплачивал, телеграммой оповещает начальника вокзала (станции) пребывания пассажира про оформление проезда с указанием полной информации служебной строки проездного документа. Оформленный за плату проездной документ гасится и вместе с телеграммой передается на железную дорогу станции отправления пассажира для приложения к отчету про выданный бесплатно проездной документ. На основании этой телеграммы проездной документ (полный или детский) оформляется пассажиру ручным способом, без тарифной сетки и без взыскания платы. Человеку, который оплатил стоимость проезда, для подтверждения оплаты выдается копия телеграммы. Возврат денег за оплаченные и неиспользованные проездные документы проводится в претензионном порядке.
23. Садиться можно в любой вагон поезда.
Если вы не успеваете добежать до вашего вагона, то садитесь в любой вагон поезда. Особенно на промежуточных станциях, где стоянка очень маленькая по времени.
Из «Правил перевозки пассажиров»:
п. 7.4. На промежуточных станциях пассажиры с проездными документами допускаются к посадке в любой вагон поезда.
ЖД БИЛЕТЫ ДЛЯ ОТЧЕТНОСТИ
24. Если вам нужен ваш билет для отчетности.
Если вам необходимы жд билеты для отчетности, проводник обязан вам их отдать. Старайтесь взять именно свои билеты, а не соседа. Железнодорожные билеты, купленные в разных местах, могут стоить по-разному. Чтобы вам потом не высказывали в бухгалтерии.
Из «Правил перевозки пассажиров»:
п. 7.19. Использованные и погашенные проездные документы возвращаются пассажирам за 30 минут до прибытия на станцию назначения пассажира.
Пассажир обязан сохранять проездной документ до выхода на перрон.
25. Если проводник потерял ваш жд билет.
Жд билеты нужны, как правило, для отчетности, поэтому если проводник его потерял, нужно обратиться к начальнику поезда и составить акт о потере билета, на основании которого вам выдадут новый жд билет для бухгалтерии.
Из «Правил перевозки пассажиров»:
п. 7.10. В случае утраты проводником вагона принятых на сохранение от пассажиров проездных документов, начальник поезда составляет акт в двух экземплярах, который подписывают пассажиры, чьи проездные документы утрачены, проводник вагона и начальник поезда. Акт заверяется штемпелем начальника поезда и является основанием для проезда пассажира до станции оформления начальником поезда нового проездного документа. На основании этого акта начальником поезда в кассе станции оформляются новые проездные документы с отметкой на обороте этих проездных документов «вместо утерянного».
Если пассажиру нужны проездные документы для отчета про командировку, то ему на основании заявления и акта начальником поезда в кассе той станции, на которой у поезда остановка, оформляется новый проездной документа с отметкой га обороте «вместо утерянного».
26. Если вы едете в поезде «Интерсити+», ваше право держать билет у себя всю дорогу.
Из «Правил перевозки пассажиров»:
п. 7.9. Проездные документы пассажиров мягких, купейных и плацкартных вагонов пассажирских и скорых поездов, всех вагонов ускоренных, скоростных поездов во время поездки сохраняются у проводника (стюарда) вагона. В общих вагонах пассажирских и скорых поездов, вагонах региональных поездов, Интерсити+ проездные документы сохраняются у пассажиров и предъявляются по требованию особ, которые совершают контроль.
27. Как сесть в поезд, если вы забыли жд билет.
Из «Правил перевозки пассажиров»:
п. 8.8. Если проездные документы пассажира после отправления поезда остались у человека, который его провожал, последний немедленно, но не позднее чем через один час после отправления поезда, должен предъявить их начальнику станции (вокзала), который за счет того, что провожает, дает телеграмму (телефонограмму) начальнику поезда. На основании телеграммы начальником поезда оформляются проездные документы на весь путь следования.
п. 8.9. Проездные документы, предъявленные человеком, который провожал пассажира, гасятся штемпелем «Действительность проездного документа остановлена на станции...»
п. 8.10. Погашенные проездные документы возвращаются тому, кто провожает. Возвращение платежей за вторично приобретенные проездные документы совершаются только по заявлению в Управление железной дороги и с условием предъявления погашенных и вторично приобретенных проездных документов.
п. 8.11. Погашение проездных документов, предоставленных позднее, чем через 1 час после отправления поезда, не совершается.
п. 8.12. Если в течение 4 часов после отправления пассажира с начальной станции не будет получена телеграмма (телефонограмма) от начальника вокзала станции отправления, то пассажир считается безбилетным и обязан оплатить штраф и стоимость проезда от станции посадки до станции назначения начальнику поезда или оплатить штраф и покинуть поезд.
ПО ПОВОДУ ОРИГИНАЛОВ ДОКУМЕНТОВ
28. Берите с собой оригиналы документов (свидетельства о рождении детей, студенческие, пенсионные и т.д.)
В правилах, действительно, указано, что проводники и стюарды обязаны проверять оригиналы документов, подтверждающих льготы.
Однако, там не указано, что людей, забывших оригиналы нельзя пускать в вагон.
Не допускаются в поезд только те люди, у которых нет билетов, порваны билеты или они не правильно оформлены.
Из «Правил поведения граждан в железнодорожном транспорте»:
Пассажиры, которые совершают поездку по льготным и бесплатным проездным документам, обязаны предъявить кроме проездного документа, документ, который подтверждает право на льготу.
Из «Правил перевозки пассажиров»:
п. 7.2. При посадке в вагон пассажир обязан предъявить проводнику (стюарду) вагона проездной документ. Пассажиры, которые совершают поездку по льготным и бесплатным проездным документам, обязаны предъявить, кроме проездного документа, документ, который подтверждает право на льготу.
Но если вы их все-таки забыли? Читаем дальше в следующем пункте:
п. 7.3. Проводник (стюард) вагона обязан перед подачей поезда для посадки пассажиров вывесить трафарет и порядковый номер вагона, а после остановки вагона - своевременно открыть дверь и начать посадку пассажиров, проверяя при этом наличие проездных документов, их соответствие дате отправления поезда, номеру поезда и вагона, веса и размеров ручной поклажи установленным нормам, а в случае необходимости - перевозочные документы про оплату ручной поклажи, которая перевозится вместе с пассажиром.
Пассажиры без проездных документов или с недействительными проездными документами, с ручной поклажей больше установленных норм и превышающих размеры, установленные для ручной поклажи, в вагон не допускаются.
Т.е. в правилах есть то, что вы должны предъявить оригиналы документов, подтверждающих льготы, но нет того, что вас имеют право не пустить в вагон при их отсутствии.
В поезд иногда пускают даже, если вы забыли билеты и ваши родственники могут предъявить билет на вокзале, т.е. доказать его наличие, в течение часа после отправления поезда. Об этом подробнее в следующем пункте. Наш вам совет: старайтесь обязательно взять оригинал документов, но если вы их случайно забыли, у вас есть все шансы убедить сотрудников железной дороги пропустить вас в поезд.
СОВЕТЫ НАПОСЛЕДОК
29. Помните, что вы имеете возможность требовать.
В конце концов, вы же заплатили за жд билет.
30. Читайте информацию возле купе проводника.
Она может быть очень полезной, например, именно там вывешена должностная инструкция проводника, и в спорных вопросах, вы можете свои аргументы черпать из этого документа.
Из «Правил перевозки пассажиров»:
п. 7.12. В пассажирских вагонах для пассажиров вывешивается информация о расписании движения данного поезда, про услуги, которые предоставляются в поезде, про местонахождение книги жалоб, номер вагона, в котором находится начальник поезда, местонахождение собственника вагона, наличие в составе поезда вагона-ресторана (вагона-кафе), его размещение на схеме поезда, режим работы, план эвакуации, памятка на случай пожара, а также выписка из этих Правил относительно прав и обязанностей пассажиров и проводников (стюардов) вагонов.
По радиотрансляции сети поездного радиовещания должна передаваться информация про услуги питания и режим их предоставления, другие услуги.
31. За вещами нужно смотреть самим.
Единственное, чего вам не стоит делать - так это оставлять свои вещи без присмотра. И хотя в правилах есть пункт, указывающий, что проводник должен делать все ради сохранности багажа пассажиров, но цыгане и торгаши безделушками частенько появляются в вагонах наших поездов.
И тут вы уже ничего не докажете, потому что п. 14 « Правил поведения граждан в железнодорожном транспорте» гласит:
Пассажирам запрещается оставлять ручную поклажу и собственные вещи без присмотра.
В случае обнаружения пропажи вещей пассажир должен срочно оповестить про это проводника вагона.
32. Где найти начальника поезда?
Остался еще один вопрос на повестке дня - где же найти этого начальника поезда, который так много должен знать, и может помочь в любой ситуации. Как правило, начальник поезда - выполняет функции проводника одного из вагонов. Информация о том, где его найти должна висеть возле купе проводника.
В статье использованы 2 основных документа Укрзалізниці по перевозке пассажиров: «Правила перевозки пассажиров, багажа, грузового багажа и почты железнодорожным транспортом Украины» (далее по тексту - «Правила перевозки пассажиров») и «Правила поведения пассажиров на железнодорожном транспорте» (в тексте - «Правила поведения пассажиров»).