Про писателей и издателей

Nov 13, 2016 14:49



Пришел в личку вопрос: «Какой способ, на ваш взгляд, более перспективный для продвижения писателя: стучаться в издательство или самому раскручивать себя посредством сайта, соц.сетей?»

На самом деле, и то, и другое. Но, на мой взгляд, в случае с художественной литературой начинающему автору лучше все-таки начинать с издательства.

.
Объясню, почему.

1. Начинающему автору трудно оценить свою рукопись объективно. Можно сколько угодно ругать издательства за то, что выпускают полную ерунду, но, тем не менее, все издаваемые книги проходят достаточно жесткий отбор. Если вашу рукопись приняли в издательство, то это уже гарантия определенного ее уровня. Издать первую книгу, особенно самиздатом, - это не самая сложная задача, гораздо сложнее написать ее так, чтобы читатель захотел прочитать вторую и третью.

Мало кто способен с первого раза написать шедевр. Спросите об этом у любого редактора, читающего самотек. Сначала автору нужно не только набить руку, но и как бы «выписаться», очистить пространство в голове от шаблонов и штампов, услышать собственный голос. Может случиться так, что вы вложите массу усилий в раскрутку своей первой книги, а потом поймете, что это был совсем не шедевр. А у читателя уже сложилось вполне определенное впечатление. Что еще хуже - у самого автора может сложиться впечатление, что все усилия бесполезны, а они просто не туда были направлены. Я вспоминаю свои первые попытки написать крупное произведение и очень рада, что мне не пришло в голову где-то их публиковать - не хотелось бы мне сейчас увидеть их в сети.

Это неправда, что издательства не ищут новых авторов - ищут, и еще как, но хороших авторов, на самом деле, мало. Например, главный редактор моего издательства «Астрель-Спб» Александр Александрович Прокопович очень охотно работает с начинающими авторами и даже открыл специально для них курсы «Мастер текста». Да, шансов попасть напрямую из самотека мало, хотя бы потому, что поток самотека огромен, но сейчас есть отличные возможности - те же самые литературные курсы и конкурсы. Ваше участие в курсах или победа в конкурсе вовсе не гарантируют, конечно, издание рукописи, но вы точно будете знать, что ее прочитают в первую очередь. Лично я попала в издательство через конкурс.

2. Книга, изданная в крупном издательстве, будет производить совершенно другое впечатление. Если вашу книгу издает, к примеру, редакция Елены Шубиной, как это было с романом Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» - это уже показатель очень высокого уровня. Этот как значок «ГОСТ» или «ИСО 9000» на товаре или даже намного круче.

3. Вам нужен редактор. Подавляющему большинству авторов нужен хороший редактор. Даже среди очень популярных авторов буквально единицы издают книги в собственной, авторской редакции. Борис Акунин, например, но он сам редактор, литературовед и вообще великий стилист. Не так давно кто-то рекламировал в фейсбуке свою книгу, изданную через Ридеро, и на первых же страницах я наткнулась на фразу «Выйдя из душного помещения студии на улицу, Кирилла обдал легкий ветерок летнего дня». Может быть, это отличная книга, но (да простит меня автор) дальше я ее точно читать не буду, по крайней мере, до редактуры. Если автору сугубо утилитарного нон-фикшна еще можно простить некоторое косноязычие, то в литературе художественной такого быть просто не должно.

Хорошие редакторы работают с издательствами. Да, сейчас можно нанять за небольшие деньги фрилансера, но, во-первых, по-настоящему крутые профессионалы, которые вкладывают в свое дело душу и сердцем болеют за литературу, все еще работают с издательствами, во-вторых, надо уметь отличить хорошего редактора от не очень хорошего, а для этого тоже нужен опыт. Даже если вы все-таки хотите издать книгу сами, все равно обязательно наймите редактора.

4. Если вы хотите попасть в списки номинантов более-менее солидной премии, вам нужно издательство. Исключение - премия для авторов до 35 лет «Мой дебют». Премия - это шанс и заработать на книге, и здорово добавить ей популярности.

5. Если вы хотите, чтобы ваши книги были изданы на бумаге и не просто по принципу «принт-он-деманд», а попали в торговые сети по всей стране, вам нужно издательство. Кроме того, книги, публикующиеся по принципу "печать по требованию", неприлично дорого стоят. Все-таки тираж имеет значение.

6. Если вас издадут в хорошей серии, которая пользуется популярностью, это отличный шанс, чтобы читатели вас заметили. Популярная серия - это когда-то кто-то уже сделал работу по раскрутке до вас.

7. Надо понимать, что российский онлайновый рынок - это не амазон с его многомиллионной аудиторией. В России вы не станете миллионером, даже если ваша электронная книга будет супербестселлером. Во-первых, ее просто-напросто сопрут пираты, во-вторых, этот рынок все еще слишком мал, чтобы приносить достаточный доход.

8. Как следствие - если вы хотите однажды попасть в ряды тех единиц авторов, которые умудряются жить с литературного дохода, вам все-таки нужно издательство.

Дальше, о раскрутке. Вкладываться в раскрутку начинающего автора издательство с вероятностью 90% не будет. Да, скорее всего, сразу после издания ваша книга на пару недель попадет на выкладки, но не более того. И вот тут уже надо начинать подключать социальные сети, прессу и другие каналы саморекламы. Раскрутка - это тема отдельного поста, но скажу коротко. Лично мое мнение - не нужно всем рассказывать, какая у вас классная книга. Читатель - не дурак, он сам разберется. К тому же люди ужасно не любят, когда им что-то навязывают или втюхивают, и сразу это чувствуют. Ваша задача - сделать так, чтобы о вашей книге узнала целевая аудитория. А уж мнение пусть составляют сами. Когда у меня выходит книга, я обычно прошу нескольких постоянных читателей оставить отзывы, но я никогда не прошу их: «напишите что-нибудь хорошее». Все, что они пишут, - это их собственное мнение, это честно и от души. В идеале, хорошо бы иметь помощника, который будет заниматься раскруткой, потому что совмещать писательство и раскрутку довольно трудно, это две большие и очень разные по своей внутренней сути работы. Если у вас получится добиться определенного уровня популярности и допечатки тиражей, дальше за вашу раскрутку возьмется уже издательство. И это большой плюс, потому что возможности у него совершенно другие. Откройте на Литрес книгу любого популярного автора, посмотрите, кто значится в графе "Правообладатель", и подумайте, почему там гораздо чаще указано издательство, чем сам автор.

Все, о чем я написала выше, относится к художественной литературе. Никогда не издавала нон-фикшн, но подозреваю, там дело обстоит несколько по-другому.

С художественной литературой есть только одно исключение: в случае с рассказами процесс может идти обратным образом. Например, автор выкладывает в сеть свои рассказы, его блог становится популярным, и его замечает издательство (обратите внимание, в итоге он все равно приходит к издательству). Таких примеров достаточно много. Но, увы, в случае с крупной формой это не работает.

На мой взгляд, лучше всего автора продвигают три вещи - талант, трудолюбие и классный текст. Я искренне верю, что по-настоящему классный текст обязательно будет издан в хорошем издательстве и найдет своих читателей. Поэтому мой совет начинающим авторам - думайте о раскрутке в последнюю очередь. Думайте лучше о тексте. Пишите, рассылайте, и тут же садитесь писать снова. Пишите о том, от чего у вас мурашки по коже бегут, о том, что задевает вас за живое, о чем вы не можете не написать. Будьте искренни. И пишите так, чтобы вам доставлял огромное удовольствие сам процесс. Иначе в этом просто нет никакого смысла.

Несколько полезных ссылок:
Литературные курсы «Мастер текста»: http://astrel-spb.ru/master.html
Литературная школа Creative School Writing: http://litschool.pro/
Что такое издательство и как оно выбирает тексты: http://www.liveinternet.ru/users/editorskoe/post398804130/

Творческий подход, Творческий подход: книги, 1001 подсказка писателю, Про писателей и книжки

Previous post Next post
Up