Попробуем развернуть нашу схему из "
Искусства возможного" для начала не в будущее, а как раз наоборот - в прошлое. То есть посмотрим с высказанной нами точки зрения на то, "как всё начиналось". Точек отсчёта в возвращении РФ к "противостоянию с США" по типу советского может быть много, но в глаза бросается в первую очередь нашумевшая мюнхенская речь Путина от 2007-го года.
Речь во всех смыслах непонятная и малообъяснимая. И воспринимается она соответственно - в диапазоне от клоунского "да, я дурак, сам у себя на лбу нарисовал мишень" (версия "либералистов") до рыцарского "иду на вы" (видение "патриотистов"). Мы уже определились дураками российскую власть не считать, но и самостоятельность её оценивать без преувеличений. А поэтому попробуем найти в этом "самостреле" прагматическую часть - то есть то, ради чего на самом деле это было сделано.
Напомню вкратце о содержании пресловутой речи. Путин объявил, что Россия уже не та, что была сразу после "величайшей геополитической катастрофы", и не собирается мириться с ущемлением своих интересов на международной арене. США Путиным были объявлены мировым агрессором, расширение НАТО на Восток неприемлемым, и т.д. (текст как таковой доступен в сети). С выводом - отныне мы снова возвращаемся в Игру и будем показывать всем, кто нам помешает, кузькину мать.
Внутри страны эта речь практически не освещалась и не обсуждалась (не для населения было сказано), зато на Западе вызвала понятный ажиотаж. Особенно радовались в тех же Штатах - Путин сам объявил себя неадекватом, теперь и пропаганда никакая не нужна, чувак сам выбрал судьбу Хуссейна. Собственно, противоречия и уже к тому времени накопились более чем (отчего мы и говорим что точек отсчёта нового "противостояния" может быть найдено множество), и сама возможность выставить русского медведя злобным зверюгой, требующим окорота, Штатам была более чем на руку. Однако же радовались они, как показали последовавшие события, рано.
В следующем году и правда что случились 888, и по законам жанра разбушевавшемуся хомячку должны были силами консолидированного мирового сообщества за хамство быстренько свернуть шею, а страну вернуть на демократический путь развития - например, поставив во главе РФ почётного зека Ходорковского. Но жанр оказался какой-то не такой, и всё почему-то пошло не так. Новоявленные республики конечно же никто не признал, но и с наказанием России случился облом - каким-то совершенно волшебным образом агрессия России стала не агрессией, а ответом на грузинскую провокацию. Грузинам впрочем тоже не сделали ничего, но пальчиком погрозили - ай-ай-ай, как нехорошо, зачем устроили шурум-бурум?
Собственно, именно на этом месте (т.е. где-то так к началу 2009-го) должно было дойти уже и до самого тупого - Россия в игре НЕ САМА. Заокеанские провинциалы отнюдь не тупые, и реакция последовала незамедлительная - если кто запамятовал, именно в начале 2009-го случилась позорнейшая "газовая война" с Украиной. Которая, в отличие от всех предыдущих, напрямую касалась Европы и её энергетической безопасности...
Но прежде чем перейти к Украине в подробностях, всё же вернёмся к мюнхенскому "самострелу" Путина. Итак. Сидит на диване обыватель (Лобов, например), напрягает извилины, чешет тыковку, пытается найти хоть какую-то логику. И не может понять ничего. "Зачем было так подставляться?" - недоумевает он, - "Если речь о возвращении в большую политику, о наращивании военного потенциала, так ведь наоборот, надо было делать всё тихо, пока это было возможно. А если речь о шантаже - мол, эй, америкосы, а ну-ка давайте снова становитесь хорошими и прекращайте нас обижать, а то мы разозлимся, и тоже станем плохими - это как-то уж запредельно глупо. Неужели они там в Кремле такие дураки, что не понимают разницы масштабов мирового гегемона и своего?"
Большинство "лобовых" в этом месте сломались, и согласились с идиотизмом российской власти. И уже лишь прожив в новой пост-мюнхенской реальности достаточное время, начали хоть что-то понимать, да и то далеко не все. Какая-то часть этих прекрасных людей наоборот, уверилась в военном могуществе России, и начала убеждать всех готовых слушать, что мы этих пиндосов ядерными шапками закидаем налегке - но это люди больные, их остаётся лишь пожалеть. Другая часть ушла в отрицалово, записалась в сообщество "Пора валить", и забубнила под нос о сумасшедшем Путине и крысе, загнанной в угол. Такие сохраняют хотя бы минимальную связь с наличной реальностью, и не безнадёжны. Вот с ними мы и поговорим.
Тезис "надо было делать всё тихо, пока это возможно" всем конечно замечателен. Кроме неосуществимости. Процитируем самих себя из поста, на который ссылка в самом начале этой записи:
"Карнавалистское противостояние с мировым гегемоном открывает России возможности усиления в других условиях НЕМЫСЛИМЫЕ. В других условиях это моветон, неоправданный милитаризм и легитимный повод тому же Китаю включиться в гонку вооружения уже по-взрослому, кивая на северного соседа с возмущённым "А чё это им можно, а нам нет?" А вот при наличии "агрессивной американской политики" милитаризм становится как минимум извинителен. То есть Путин конечно "сошёл с ума", но ведь и Штаты ведут себя не сказать чтобы очень прилично".
Это мы говорим о дне сегодняшнем. Но разве эти же самые соображения не годятся для девятилетней давности? То есть вот давайте представим себе, что милитаризация РФ начинается втихаря, безо всяких публичных заявлений. И долго бы это счастье продлилось? Год? Два? А что последовало бы потом?
А потом, в условиях немотивированного со стороны РФ милитаристского угара последовали бы САНКЦИИ. НАСТОЯЩИЕ. С перекрытием доступа к технологиям. Когда даже покупка элементарного станка превратилась бы в квест - через третьи руки и втридорога. Потому что было бы и правда что непонятно, а с кем именно Россия собралась воевать, и на кого именно её милитаризм направлен.
То есть, как бы это не звучало парадоксально, но мюнхенская речь отсрочила сегодняшнюю "международную изоляцию" как минимум на семь лет. Что есть срок, и срок немалый для нынешнего, столь реактивного мира. И если уж всё называть своими словами, то Путин тогда не столько грозил Америке, сколько обращался к европейским соседушкам:
"Хрен с вами, дорогие товарищи! Мы бы и рады жить спокойно и барыжить нефтью, нас это устраивает более чем. Но вам же так и неймётся выяснить отношения со своим заклятым заокеанским родственником, и снова вернуть себе место метрополии, задвинув выскочек назад в провинцию. Так вот - мы готовы включиться в эту игру. Мы готовы выступить в роли публичных антагонистов с США, тем более что роль знакомая. А уж наши собственные интересы в связи с оказанием этой услуги мы обсудим отдельно. Потому что мы так подумали, и поняли, что нам тоже много чего надо..."
И Путина тогда услышали - процесс вошёл в фазу Б.