Бывает, перекинешься с кем-нибудь парой слов, да ещё и пофлудив при этом в чужом журнале, и вдруг - то, что давно смутно ощущалось, формулируется более-менее чёткими словами. Вот оно - волшебство сетевого общения! - за которое ему прощаются все его тролли, дятлы, спамеры, топ-блогеры, и даже матершинники с пэтэушниками - и те.
Вот так случилось и сейчас. Поболтав казалось бы ни о чём с ув.
nicshe2003, вдруг осознал для себя то, что давно просилось вылиться в слова, да всё как-то не выходило...
Жизнь - штука суетливая. Оглядываться назад как правило нет ни времени, ни желания. И всё же с возрастом такая необходимость неизбежно возникает. Просто из того, чтобы хоть как-то определить пройденный путь, разложить его по полочкам, а заодно и хоть как-то определить на этом пути самого себя. И главный вопрос тут, естественно - случайно или закономерно? Чего больше было в жизни? - случайных факторов, которые оказались "развилками", изменившими твою жизнь и сделавшими из тебя то, чем ты есть сегодня, или же это всё звенья одной цепи, которые оказывались неизбежны в своей связке, и исходили исключительно из твоей сущности. Хаос или Космос? Квантовая неопределённость или Судьба? И в конечном итоге - а был ли у тебя вообще хоть когда-нибудь Выбор как таковой?
И ты начинаешь всматриваться в прошлое, начинаешь замечать "развилки", которых ещё вчера как таковые не воспринимал, считая их проходными эпизодами типовой биографии.
В седьмом классе ты случайно на год оказался оторван от основной семьи, и общался в основном с бабушкой, с которой в обычных условиях общение было затруднено из-за взаимной и укоренившейся неприязни свекрови и невестки (бывает, увы). И это общение вдруг, с точки зрения уже прожитых лет, оказывается чрезвычайно важным.
И потому, что бабушка натаскала тебя по геометрии, которую ты категорически не мог понять, и вдруг, благодаря терпению и любви ранее мало-знакомой родственницы, буквально через несколько месяцев занятий "разрулил", осознав главное, осознав логику дисциплины, которую ты никак не мог уловить ни в учебниках, ни на уроках. А ведь твоя работа последних 15-ти лет без геометрии просто немыслима - кем бы ты стал без этой работы? Может, в другой отрасли всё сложилось бы много удачнее и денежнее? Или наоборот - до сих пор бегал бы в продавцах непонятно чего непонятно кому?
И потому, что бабушка совершенно неожиданно перед самой смертью отписала квартиру тебе, а не другим претендентам из многочисленных внуков. (А это ведь по нашей убогой жизни - Задел!) Или она отписала эту квартиру из симпатии к твоей жене, с которой они сразу нашли общий язык и прониклись взаимной симпатией? А была бы у тебя именно эта жена, если бы не следующее "потому"?
И конечно же потому, что бабушка показала тебе совершенно иной мир. В котором семидесятипятилетняя женщина не укутывается в платочки и бесформенные балахоны, а даже за хлебом выходит исключительно при полном параде, вычищенная и выглаженная, в старом, пусть и потёртом, но всё же шикарном пальто, с накрашенными губами, всё ещё модной шляпе и безукоризненно прямой осанкой. И, несмотря на палочку, позволяет поддерживать себя под руку лишь на ступеньках. Не сидит на скамеечке, а ходит в библиотеку, и берёт там Дюма и Диккенса, а не Шолохова или Горького. А потом обсуждает с тобой книги и фильмы, а не соседок, больную спину и сплетни. И которая вообще никогда не рассказывает о своей и дедушки жизни, потому что о ней никогда, после десяти лет ссылки по 58-ой, не говорил сам дед - не говорил категорически, с нарочитой брезгливостью и железным упорством (правда, небольшое исключение из этого железобетонного правила было, но уже много позже, когда ты приходил уже вместе с женой)...
Вот не было бы этого года - стал бы ты тем, чем ты есть сейчас? В том числе - осмелился бы ты на ухаживания за высокомерной одногруппницей, из которой так и пёрла дворянская спесь? - при наличии огромного количества иного, гораздо более доступного и простонародного "материала". Той одногруппницы, которая стала любовью всей твоей жизни, и той единственной женщиной изо всех встреченных тобой на жизненном пути, которую ты с чистым сердцем мог бы назвать равной тебе - по уму и по сердцу. Наверное, нет.
А ведь этого года вполне могло и не случиться - выбор был за тобой, ехать с матерью и братом снова на Север, или остаться на Большой Земле. Или это только так кажется, что выбор был твой? Ведь в следующем году ты всё же не остался в Украине, а поехал в незнакомый посёлочек Сорум с тысячью жителей, куда ради доработать до пенсии пришлось переехать матери, уволившейся из игримской школы из-за интриг нового завуча. Ты тогда считал, что это твой долг - поддержать мать. Или это не ты так считал? А если бы случился и ещё один год на Большой Земле - это было бы лучше или хуже, общение с бабушкой сошло на нет само собой из-за новых подростковых интересов, разочаровало бы, или продолжилось бы, и дало и ещё больше?
А есть и другая сторона - было бы это общение с бабушкой, если бы оно тебе не было нужно? Если бы ты не прошёл предыдущий путь с поглощением тысяч томов пусть и случайных книжек, но тем не менее путь чтения - многолетнего, запойного, страстного? Ведь в противном случае бабушка показалась бы тебе старой чопорной занудой, лезущей к тебе со своими старческими нравоучениями, разве не так? Видимо, что так. Так что же в этом эпизоде случайность, а что - неизбежное?
А ведь так получается с каждой твоей "развязкой" - ты не видишь определённости, ты не знаешь, повезло тебе при этом, или наоборот. Ты не понимаешь, какие иные возможности были бы скрыты за поворотом, если бы дорога была иной...
Вот не попал бы ты в армии в московскую ВА БТВ, в которой ты полтора года из двух пользовался шикарнейшей академической библиотекой, в которой мог брать на руки (!) то, на что даже в нашей Крупской была очередь в читальном зале (не говоря уже о в целом чрезвычайно "мягкой" службе) - что это изменило бы в твоей жизни? А если бы в этой библиотеке не оказалась девочка Света, которая была в тебя явно влюблена, и которая давала тебе книги из тех, которые только для преподавателей (!!). Да и вспомни, как ты в этом самом ВА БТВ оказался. У тебя оказалась совершенно дурацкая, случайно полученная специальность печатника (которая в самой академии не понадобилась в результате - !!!), рядом с тобой оказался парень, который тебе "занял" 25 рублей, бешеные по тем временам деньги, на взятку "покупателю" - просто потому, что вы сидели рядом, вам нравилась одна музыка, а он был из Комсомольского, почти земляк (и ты оказался настолько туп, кстати, что не сам взял его адрес, чтобы вернуть долг, а оставил свой - мол, напиши, и родители вышлют. Конечно же, он не написал - из скромности. Вот как найти этого человека, а?).
Тут целая череда случайностей, благодаря которой всё случилось так, как случилось, и тебя, малохольного книжного хипповского мальчика, не забили где-нибудь в сортире до инвалидности гопники и чурки, ты не просто выжил и не потерял в этой мерзости самоуважения, но ещё и приобрёл ценнейший опыт, книжный опыт, о котором и "на гражданке" не мог мечтать, при тогдашнем-то книжном дефиците. Да ещё и в столь важном для формирования личности возрасте...
Или то, как ты чудом умудрился поменять оставшуюся от бабушки квартиру в твоей новосветской непрезентабельной глуши на Донецк - пятикратно неравноценный по тем временам обмен. Это ведь и правда было Чудом, с огромнейшей буквы Ч. Ты ведь мог в тот день и не зайти в бригаду попрощаться, переезжая в Донецк на съёмную квартиру и ненадёжную (по сравнению со слесарничаньем на электростанции) работу ничтожного продавца кассет в гастрономе возле жд-вокзала. И твой однобригадец мог не ляпнуть о том, что а вот у "шестнадцатого" объявление висит об обмене. Ты мог ещё и не решиться на эту дурацкую и бесперспективную работу. А ещё раньше ты мог не познакомиться со своим же земляком, выходцем из твоего же посёлка, который тебе позже эту самую дурацкую работу предложил.
Ведь и познакомился с Сергеем ты совершенно по-дурацки - по идиотскому объявлению в газете, где девочка Саша из Константиновки (!) искала фанатов "Аквариума" для переписки (!!), а у тебя как раз образовался в Константиновке друг, к которому ты поехал в гости, заодно внаглую ввалился домой к девочке Саше(!!!), которой ты нафиг не впал, и которая отреагировала на "из Нового Света" как "о, там же Сергей живёт, он тоже очень любит "Аквариум", вы подружитесь и вообще, что ты здесь забыл, придурок?"...
Ты смотришь на весь этот калейдоскоп случайностей. Ты видишь калейдоскоп случайностей. Даже в знакомстве с женой ты видишь одни сплошные случайности. И вообще - ты и не видишь ничего иного, кроме нагромождения случайностей, порой самого неправдоподобного характера. И... И вдруг ты понимаешь, что вот всё это нагромождение - и есть Судьба. Что по-другому - и быть не могло.
Ты совершал удивительные и несвойственные тебе вещи (типа завалиться к незнакомой девчонке по объявлению в газете - при твоей-то стеснительности и замкнутости). Ты делал вещи, которых, по трезвому разумению, ты просто не смог бы сделать по складу своего характера (дать "на коньяк покупателю" похмельному лейтёхе на призывном пункте). Ты оказывался чрезвычайно разборчивым, когда за тобой была практически женская охота, а у тебя гормональные взрывы и поллюции каждую ночь, и тебе бы во все тяжкие со всеми подряд, не разбирая особенно (и при этом ты ждал близости с будущей женой почти полгода)...
Тебя - вели. Тебя буквально толкали на не свойственные тебе поступки. Тебя - направляли. Тебя - корректировали, когда ты вдруг отклонялся в сторону. Нить твоей Судьбы была сплетена и исполнена. Принял ли ты в своей жизни хоть одно СВОЁ решение? Чем ближе, подробнее и отчётливее ты рассматриваешь весь тот калейдоскоп случайностей, который смешался в мешанину случайных событий у тебя за спиной, тем больше ты понимаешь, что как бы ни был случаен каждый из мельчайших эпизодов, в сочетании они оказываются стройной и непротиворечивой картиной неизбежности и предопределённости. Которая тебя привела туда, где ты есть. И которая и дальше будет тебя вести - всё оставшееся тебе время.
Да, это фатализм. Но это фатализм осмысленный, обдуманный, взвешенный на весах и признанный достойным. Хотя бы потому, что этот фатализм просто-таки обязывает тебя жить так, как-будто Завтра зависит от тебя и ни от кого иного. Это - деятельный фатализм. Нить Судьбы сплетена, это да. Но сколько же тебе ещё придётся сделать глупостей, сколько раз ещё придётся переступить через своё "не хочу" и "не могу", сколько раз ещё придётся провести бессонные ночи в муках об очередном решении, чтобы эта Нить - стала именно той, что тебе предназначена. И как же тяжело на этом пути не оступиться, и так и остаться Собой - тем, для кого эта Нить и плетётся, с любовью и болью за тебя, ничтожный кусок протоплазмы, которому приходится столько делать, столько думать и столько решать - ради наполнения этой протоплазмы Смыслом.